ИКАР ИЗ СТЕПНОГО ОЗЕРА
Александр Островский своими руками сделал два самолета, "огородный земснаряд" и даже лифт ... в погреб!
ЛЕНЬ - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?
Репутацию чудака он приобрел еще в молодости. Котельная Кучукского сульфатного завода, где он работал, использовала мазут, ее черный дым был виден в степи за десятки верст. Но как-то зимой люди обратили внимание на то, что густые клубы исчезли. Некоторые даже возмущались: что, мол, это за головотяпство - построили котельную, а она не работает! Каково же было их изумление, когда выяснилось, что батареи дают тепло. Значит, котельная действует?! Оказалось, что Александр Островский и его товарищи внедрили автоматику, способствующую полному сгоранию топлива. И над заводским поселком исчез черный дым.
Александр любит повторять шутливую формулу мастеров: "Лень -двигатель прогресса!" И каждый свободный от работы на телевышке час он чаще всего использует для механизации своего труда и быта. Например, соорудил лифт в погреб, приспособил рычажок "дворника" своего "Москвича" для автоматического открывания-закрывания гаражных ворот. А рождению внука посвятил изобретение - мотоблок собственной конструкции. Получился незаменимый помощник в огороде для вспашки, культивирования и копки земли.
В конце 80-х об Александре Островском и его главном проекте узнали не только в Степном Озере - поселке химиков, соседней Благовещенке, но и в дальних городах и весях. Даже из Киева конструктор-самодельщик приезжал. Александр вновь удивил земляков, построив самый настоящий двухместный самолет! Молва называла имена счастливчиков, которых самодеятельный авиатор брал с собой в полет.
Он родился и прожил несколько десятилетий в степи, вдалеке от больших городов, гор и морей. До того как взяться за строительство самолета, видел воздушные судна только в небе. Да и в детстве не мечтал стать летчиком. Но стал им. После того как собственными руками сделал самолет.
Дело было так. В 1983 году он прослышал, что кто-то в Табунах соорудил мотодельтаплан и якобы летает на нем. Тоже загорелся желанием подняться в небо. Начал штудировать журналы. В "Моделисте-конструкторе" наткнулся на сообщение о самолете, сконструированном еще в 1938 году советским конструктором Грибовским. Никаких чертежей "Г-25" (так назывался аппарат) журнал не публиковал - только общий вид и его размеры. Островский разыскал сына авиаконструктора, списался с ним, тот выслал алтайскому кулибину чертежи.
В ту пору, даже при наличии денег, купить что-либо подходящее было трудно. Но при желании можно было "достать". В Славгороде, в коммунальной организации, занимающейся изоляцией теплотрасс, он выпросил стеклоткань и дюраль. Дали даже без денег и водки -за смелость, стоило сказать только, что решил построить самолет! Также у добрых людей добыл доски, фанеру, эпоксидку.
Пять лет "на коленке" сооружал самолет. Сверял чертежи, расчеты, подгонял детали, агрегаты. Но где взять подходящий двигатель?! Совсем уж собрался втискивать внутрь воздушного судна мотор от "Москвича". Такой его взял азарт - хотел хотя бы оторваться от земли! Хоть метров пять пролететь!
И тут узнал, что в селе Шимолино есть настоящий авиационный двигатель. Один бывший служащий летной части после ее расформирования приобрел на всякий случай движок от небольшого чехословацкого самолета. И лежал он с тех пор в сарайке. Легкий - всего 105 килограммов, но мощный - 115 лошадиных сил. Словом, что надо! Остальное было делом техники...
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ
Летом 1988 года Островский совершил первый полет. Дело было днем. К счастью, свидетели отсутствовали. Хотя многие в Степном Озере желали стать очевидцами этого момента. Самолет пробежался вдоль лесополосы за огородами и оторвался от земли. Подлет -отрыв от земли - посадка. И снова по земле - к исходной позиции на импровизированном аэродроме. Эту операцию Александр вполне освоил в тот памятный первый день. Но как в воздухе осуществлять элементарные маневры - повороты, полеты по кругу? - он не знал. Попытался было плашмя, без крена, но едва не свалился вниз. На повороте центробежная сила вдавливала в стенку кабины. В последующие полеты еще и еще раз Островский заходил в вираж.
И ведь научился летать! Хотя прежде никогда не брал в руки штурвал самолета.
Вскоре о первом на Алтае человеке, построившем настоящий самолет, узнали такие же, как он, самодельщики и любители экстрима. Из Павловского района приехал бывший летчик Геннадий Зензин, имеющий приличный налет на самолетах и вертолетах. Он-то и стал наставником степноозерному Икару, научил по-настоящему управлять самолетом, действовать в необычных ситуациях.
Потом в Степном Озере был авиационный праздник, на который прибыли коллеги Александра Александровича Островского из других уголков Алтая. Жители поселка поныне с теплотой вспоминают это красочное мероприятие, на котором любители от авиации показали все, на что были способны. Земляки гордились, что среди разнообразных самодельных летательных аппаратов самолет Островского оказался самым значительным.
Тогда же благовещенского летчика пригласили на подобный праздник в Барнауле. Он не рискнул добираться туда "своим ходом", разобрал самолет и погрузил на ЗИЛ. В краевом центре его детище оказалось объектом пристального внимания. Летать на самолете вызвался Геннадий Зензин, который рискнул выполнить даже фигуры высшего пилотажа.
Но в конце концов Зензин и погубил самолет. Островский не любит вспоминать об этой истории, поэтому существует несколько версий. По одной, якобы Островского уговорили продать аппарат, но денег его владелец так и не получил. Рассказывают также, что самолет хотели будто бы использовать энергетики для облета своих владений. Как бы то ни было, он был разбит под Бийском лихим летчиком в условиях перегрузки и плохой погоды. К счастью, летчик и его пассажир остались живы.
Наверное, Островский горевал, но не опустил руки. Он решил строить новый самолет. Одноместный. Со сварным фюзеляжем из металлических трубок. Собственной конструкции, получившей название "АО" - "Александр Островский".
Долго сидел за расчетами, чертил, выверял. Взялся за дело, когда собрал исходные материалы, агрегаты, приборы, многие из которых давно ждали своего часа. И снова встала проблема двигателя. Совсем уж было решил ставить на свое детище двигатель от мотоцикла "Урал", который получил по "Посылторгу". Но проверка на стенде констатировала, что вместо декларируемых 32 лошадиных сил двухцилиндровый движок дает лишь 27. Расчеты показывали, что этого хватит для того, чтобы оторвать конструкцию от земли, но не развивать оптимальную скорость полета. Нашел другой вариант -легкий 40-сильный германский "фольксваген", работающий на 92-м бензине.
ЗЕМНОЙ НАЛЕТ
Летчики ведут счет не по километрам, а по часам налета. Александр Островский, к сожалению, не ведет такого учета. Но смело утверждает, что преодолел десятки тысяч километров небесных трасс.
Он остается летчиком-любителем. В летние солнечные дни жители Благовещенского района нередко видят вверху, над головами, его самолет. Издалека тот немного похож на маленький "кукурузник".
Какого-либо практического применения аппарат Островского пока не получил. Хотя к нему не раз обращались с предложениями те же энергетики, спасатели, пограничники, охотники, намеревавшиеся использовать самолет для того, чтобы с воздуха наблюдать за происходящим на земле, либо быстро добираться до каких-то точек. Но Александр Александрович отговаривается тем, что, мол, с высоты плохо различимы многие земные объекты, включая людей, зверей, столбы и уж тем более электрические провода. Да и эксплуатация самолета в зимнее время затруднена, поскольку летчик прикрыт от ветра и мороза лишь лобовым стеклом.
Островский откровенно счастлив, что в Благовещенском районе у него нет врагов. Ибо его занятия требуют исполнения массы формальностей. Правда, удостоверение летчика у него есть. Прошел он и штурманскую подготовку. Самолет поставлен на учет в транспортной инспекции. Авиатор летает только на определенной высоте, строго минуя промышленные объекты, населенные пункты и транспортные развязки.
Но этого, понятное дело, по нынешним временам, явно недостаточно. Надо иметь выделенные воздушные коридоры. Утверждают, что на каждый вылет необходимо получать разрешение. Только вот как это делать? Всякий раз преодолевать больше трехсот километров, чтобы добраться до службы управления воздушным движением?! Конечно, потребуют платить. И немалые деньги. Словом, по словам конструктора и авиатора, "все это -муторное дело!".
... Бесконечность степных просторов ярче всего осознается с высоты. Там, в небе, кажутся такими крошечными не только земные предметы, но и земные проблемы. И так близко небо и Солнце!
Благовещенский район.