4.3.4 Уравнение существования ЛА
Полную взлетную массу самолета можно представить в виде схемы на рис. 4.2.1 или уравнением
( m0 mком mсн тоб тдв тт ткон )
mп.н.-
масса коммерческой нагрузки (для пассажирских самолетов это – пассажиры, багаж, грузы, почта);
mсн -
масса снаряжения и оборудования, которое обеспечивает определенные условия комфорта для пассажиров на борту;
тоб -
масса оборудования управления, которое обеспечивает эксплуатацию самолета в заданных условиях;
тдв -
масса силовой установки (двигателей и топливных систем);
тт -
масса топлива на борту;
ткон -
масса конструкции самолета (планер, шасси, система управления). Каждая из составляющих полной взлетной массы, представленная в
уравнении (*), является функцией от многих параметров. Все они зависят от заданных условий эксплуатации и применения, от потребных ЛТХ и ЭТТ самолета, а также от взлетной массы. Фактически это уравнение отражает связь взлетной массы самолета с его ЛТХ, эксплуатационными и производственными характеристиками, поэтому его называют уравнением существования самолета (или уравнением весового баланса).
В практике проектирования определение взлетной массы ЛА ведется методом последовательных приближений с использованием относительных масс: