Это НИЧЕГО приведено в работах середины 30-х годов по механизму износа стальных и чугунных гильз. Про это НИЧЕГО я писал на этой ветке уже несколько раз. Причина износа химико-термическая и вытекает она из амфотерных свойств такого химического элемента как железо, которое является основой таких сплавов как чугун и сталь. 2-х томник Рипан "Химия металлов" вам в помощь. Теперь, ещё раз, объясняю почему на приведённом вами рисунке 127а износ имеет такой характер. Максимальный химический износ чугунной или стальной гильзы (без химико-термической обработки в виде азотирования, цианирования или цементации) наступает на остановленном, холодном двигателе. В верхней зоне гильзы, при расположении поршня в районе ВМТ, на стенках конденсируется атмосферная влага. От продуктов сгорания там оседают кислые смолы. Окись железа, в кислой среде, ведёт себя как слабое основание, то бишь она вступает в химическую реакцию с кислыми смолами и угольной кислотой. Соли железа имеют рыхлую структуру и при запуске двигателя счищаются кольцами, которые работают как элементарные скребки, в момент запуска, при отсутствии должной смазки. Естественно, в верхней зоне, в момент вспышки кольца испытывают максимальное усилие прижима. Мы проводили испытания цилиндра 2-х тактного двигателя с покрытием МДО. Микрометрические измерения проводили после наработки каждые 25 часов работы. Из-за химических свойств корундового покрытия цилиндра такого эффекта как на рис. 127а не наблюдалось. Характер износа был на подобии рис.127б но без верхнего бочкообразного износа. Причина простая, в зоне впускных и выпускных окон, из-за ослабления сечения, происходит местное выпучивание кромок окон, как наиболее нагретых, то бишь в этой зоне имеем максимальную термическую деформацию. Так что, как пел Владимир Семенович Высоцкий: "Кроме мордобития ни каких чудес". Не нужно пытаться "натягивать сову на глобус" всё имеет достаточно простое объяснение. Нет ни каких попыток поршневых колец "вгрызться" в стенки гильзы под действием нормальной силы. Причина износа химико-термическая. В дорогих, то бишь авиационных и двигателях представительских автомобилей, применяли азотирование и цианирование рабочей поверхности гильзы. При этих видах обработки образуется тонкий слой карбидов и нитридов железа которые относятся уже к разновидности бескислородной керамики и обладают повышенной химической стойкостью против продуктов сгорания и сконденсированной влаги. Надеюсь вы наконец поймёте природу износа чугунных гильз автомобильных двигателей.