Кроме того, тогда не было нормального развития схемы БСМ. Все видели только крест или Х. Многие и сейчас видят только это.
Да, есть такая инерция мышления и сейчас. Отчасти это объясняется тем, что мысли формируют свою логику, опираясь на готовый и уже где-то опробованный материал. Если постараться отойти от этой закономерности, то в БСМ начинают вскрываться новые пути совершенствования конструкции. Например, много десятков страниц назад могла завязаться дискуссия по схеме бесшатунного двигателя с внутренними рабочими объемами. Почему-то этого не произошло. А поговорить есть о чем.
Какие же особенности у такой схемы:
1.
Снижение массы мотора. Отсутствует персональная для каждого цилиндра головка с ГРМ. Отсутствуют шпильки. Гильзы цилиндров не воспринимают продольных растягивающих или сжимающих нагрузок и нагружаются только внутренним давлением, т.е. толщина стенки гильзы уменьшается по мере удаления от КС. Кулачковый вал 4-х тактного и 2-х тактного ГРМ работает как минимум на два цилиндра без штанг и качалок. Картер может изготавливаться из композитов, т.к. нагружен только сжимающими усилиями между проставкой с КС и коренными опорами водильных кривошипов.
2.
Уменьшаются поперечные габариты двигателя. За счет значительно меньшего размера проставок с КС по сравнению с головками цилиндров и их крышками.
3.
Упрощается система охлаждения. Поверхность КС в проставке, обращенная к картеру охлаждается циркулирующим маслом, гильзы цилиндров - воздухом или тоже маслом. Прокладка дополнительных магистральных и обводных каналов не требуется.
4.
Улучшается ремонтопригодность и контролепригодность. Для того, чтобы снять для контроля или заменить поршни с кольцами достаточно прямо на летательном аппарате без демонтажа из гондолы снять наружные крышки, открутить гайки крепления поршней и вытащить их из цилиндра не разбирая сам двигатель. Одна замена колец в эксплуатации без отправки мотора в ремонт сэкономит приличные деньги.
5.
Геометрия гильз цилиндров совпадает с формой тел вращения. Упрощается технология изготовления, причем как в воздушном исполнении с ребрами, так и в "мокром" исполнении. Крышки гильз оребрения не требуют.
6.
Упрощенное центрирование БСМ. Проставка с КС крепится по плоскости грани картера и легко центрируется по штоку поршня перед затяжкой элементов крепления. Сама гильза цилиндра центрируется по фланцу проставки КС.
По совокупности перечисленных особенностей образуется новое технологическое и эксплуатационное качество бесшатунного двигателя. В такой конфигурации достигается наибольшая экономия общей массы.
На двигателе с КШМ все перечисленное практически невозможно.