Информация по катастрофе автожира RAF-2000

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Катастрофа произошла около 13 часов мск 16 декабря в полутора километрах севернее воскресенской полосы.
Ветер в это время был по полосе, 8-10 м/с, порывами 12-14 м/с (субъективно), видимость не ниже 10 км, нижняя граница облачности не ниже 1000 метров, без осадков. Аппарат шел по ветру от второго к третьему развороту, подходил к третьему. Очевидцы с полосы наблюдали аппарат в горизонтальном полете на высоте 50-100 метров. Не доходя до третьего машина перешла в резкое снижение. Более точно описать изменения по крену и тангажу не представляется возможным. Очевидцы говорят, что при снижении машины присутствовало "необычно быстрое изменение траектории".
Я осматривал место падения с воздуха примерно через полчаса после случившегося. Машина лежала на правом боку носом по ветру. След первого удара находился в 3-5 метрах позади аппарата, этот след и характер разброса обломков позволяет сделать вывод, что направление движения аппарата при столкновении с землей было почти вертикальным, при этом разрушение аппарата началось еще в воздухе в результате ударов ротора по хвостовому оперению и другим частям аппарата.
17 декабря мы с Виктором Шумейко осмотрели обломки аппарата, которые к этому времени были вывезены с места падения в ангар на полосе.
При осмотре не были обнаружены какие-либо признаки, указывающие на возможные технические неисправности.
Характер повреждений позволяет говорить о том, что еще в воздухе имела место разгрузка ротора с последующим падением оборотов ротора, удары ротора по упорам на втулке ротора и удары ротора по хвостовому оперению и маршевому винту. Повреждения на маршевом винте и роторе позволяют говорить, что двигатель работал.
Столкновение с землей скорее всего произошло в перевернутом положении и с минимальной горизонтальной составляющей.
Учитывая особенности автожиров РАФ-2000, отсутствие на данном аппарате горизонтального стабилизатора, плохие погодные условия и небольшой налет пилота на данном типе, мы считаем, что наиболее вероятной причиной катастрофы было попадание аппарата в неуправляемое состояние по совокупности указанных выше причин.
В дополнение к сказанному считаем необходимым заявить, что:
а) конструкция автожира RAF-2000 такова, что полеты на нем без известных доработок являются небезопасными. Пилоты, имеющие даже значительный опыт полетов на автожирах с центральным вектором тяги и хорошей продольной стабилизацией,  должны понимать, что полеты на автожире RAF-2000 и других автожирах без удовлетворительной продольной стабилизации являются потенциально опасными для пилотов любой квалификации.
Эта опасность еще более увеличивается при полетах в неблагоприятных ветровых условиях и при недостаточной тренированности пилота на данном типе.
б) еще одной причиной данной катастрофы является практически полное отсутствие возможности выполнения легальных полетов на единичных экземплярах воздушных судов (ЕЭВС) в соответствии с существующей нормативной базой. К сожалению, все многолетние разговоры государственных служащих об их стремлении создать выполнимые законные условия для полетов ЕЭВС совершенно не соответствуют срокам и характеру изменений в правилах использования воздушного пространства. Мы считаем, что если бы существовала реальная возможность регулярно и с разумно минимальными бюрократическими требованиями осуществлять все действия, связанные с легальным использованием воздушного пространства ЕЭВС, этой и многих других катастроф можно было бы избежать.
К сожалению, в настоящий момент подготовка и выполнение полетов ЕЭВС на законных основаниях практически являются невозможными, что вынуждает пилотов и владельцев ЕЭВС регулярно нарушать как действующее законодательство, так и известные нормы безопасности полетов.

Берегите себя!

С уважением,

Александр Ламеко, тлф 8-916-3717278 www.rotorcraft.ru
Виктор Шумейко, тлф 8-910-4070437
 
Пояснение по причине от AcroBatMan тут:  http://twistairclub.narod.ru/spawk/stability.htm

Разгрузка ротора на АЖ этой модели м.б. вызвана несколькими причинами, напр,., попаданием в сильный нисходящий поток, чрезмерной дачей ручки от себя или сочетанием этих двух.
При разгрузке ротора он быстро теряет обороты, а поскольку все современные АЖ имеют двухлопастный качельный (для зануд - "с общим горизонтальным шарниром") ротор, то угол взмаха увеличивается, это еще больше замедляет ротор, а это еще больще увеличивает мах - цепная реакция. Ротор в полете имеет мах наступающей-отступающей лопастей ~1.5 градуса, упоры на втулке рассчитаны на 8-9 градусов - чтобы ротор по ним не стучал на разбеге. Когда лопасти доходят до упоров - наступает трындец. А рубит ротором хвост и остальное примерно с таким темпом:
Bunt_100K.gif

Это как раз картинка про РАФ-2000.​
 
to AcroBatMan:
У меня возник вопрос по пункту "б" этого бюллетеня. Каким образом возможность или невозможность осуществлять легальные полеты на ЕЭВС повлияла на характер или причины конкретной катастрофы? Мне кажется, что этот аргумент хоть и является для авиаторов справедливым "в целом", но имеет слабое отношение к реальным причинам конкретной катастрофы (конструкционная особенность ЕЭВС, малый налет пилота на типе и т.п.). Хотелось бы услышать более развернутое мнение по этому вопросу и понять взаимосвязь.
 
4 Gramozeka: На этот счет есть целый ряд соображений, пока приведу три:
1) Любой практик подтвердит, что чем меньше отвлекающих внешних факторов, тем меньше вероятность сделать ошибку. По этой причине, например, учебные полеты желательно проводить на более ровной площадке с хорошими подходами-отходами, на аппарате с меньшим количеством всякой арматуры на рабочем месте, в более спокойную погоду и т.д., чем рядовые полеты действующего состава. В частности (м.б. кому пригодится), присутствие на поляне постронних, небезразличных обучаемому и/или инструктору, тоже вредный фактор, т.к. многие обучаемые не могут устоять перед желанием "показать" любимой девушке, насколько они лихо водят ероплан. А посторонние могут в в самый нужный момент отвлечь инструктора разговорами и он не успеет сказать по радио одно-единственное слово, которое может выровнять ситуацию. Это, например, было одной (хоть и не главной) из причин, по которым я в 1999 году на второй день самостоятельных полетов на АЖ свернул в узел "Доминатор" в Морозово.

2) Даже для опытного действующего пилота внешние факторы в виде необходимости косить глазом по горизонту ожидая супостата в лице чиновников, милиции и т.п. при выполнении нелегитимных полетов является серьезным отвлекающим фактором, который может привести и приводит либо к промахам на предполетной подготовке, либо к неверной оценке погоды, либо к не вполне адекватным действиям в полете. Те, кто  бывал в Воскресенске, напр., отлично знают, как это выглядит, когда тебе говорят - или сейчас быстренько на крыло и вали отсюда, или заакатывай в ангар и приходи через неделю, когда пыль осядет. А тебе, напр., по погоде лучше через полчаса вылететь или по заходу солнца лучше на полчаса раньше вернуться. Еще раз повторяю, практики это поймут, а остальным разжевывать сейчас я, честно говоря, смысла не вижу. Начнете летать - там все и узнаете, а пока поверьте на слово, что это влияет. Кстати, даже у тех, кто летает по разрешениям и под номерами, этот момент часто присутствует: или лети сейчас, или завтра снова начинай заявку подавать и пробивать. И т.п.

3) помню, в армии солдат в караул не брали, если они перед этим плохое письмо из дома или от девчонки получали - чтоб, не дай бог, не пальнул там среди ночи в себя или в соседа. Так вот, если летчик перед полетом три дня бегал по инстанциям, чтобы вылететь, и его то посылали, то деньги трясли, так какая у него потом нервная система будет? А если так перед каждым полетом?

Надеюсь, понятно. Тем более, что ничего, кроме пиджаков, не мешает сделать всю эту систему простой, недорогой и выполняющей именно свои функции: обеспечить безопасность полетов, а не безопасность чиновников. Они, вообще-то говоря, сидят там на деньги налогоплательщиков, и мы им ничего не должны - они нам должны. Но это пока - в теории, а на практике они считают, что АОН - это потенциальная кормушка, и упорно продолжают гнуть ее на себя. Не понимая, что если будут гнуть так, как гнут, то не будет ни АОН, ни кормушки. А люди будут убиваться. Лучшие и опытнейшие - в том числе.
 
Видео полетов  Михаила Стороженко:

http://www.pas.com.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1166353263/6#6
 
состоятся в четверг, 21 декабря, на Никольско-Трубецком кладбище Балашихи в 14 часов.
Проезд: из Москвы по Щелковскому шоссе, 7 км от МКАД после моста через р.Пехра — поворот направо на Северное ш., по нему примерно 1.3 км, небольшое кладбище с церковью. 55°50'9.84"N  37°58'2.55"E

Поминальная трапеза — в кафе "Любаня", обозначено на схеме.

Справки по моей почте (до 7.00 утра четверга) или тлф 8-916-3717278 и 8-901-5122788, но просьба не злоупотреблять.

Берегите себя,

МТ
 

Вложения

  • proezd.JPG
    proezd.JPG
    70,7 КБ · Просмотры: 258
AcroBatMan, Gramozeka:
Соглашусь. Есть такое мнение, я его понимаю и полностью поддерживаю!
Чиновники живут за счёт нас и при этом сосут как в переносном, так и в прямом смысле нашу кровь
и лучших из нас!

Попробуйте обегать все пороги, инстанции,  чиновников, правды не когда не добьёшься. И вот, (по
честному, как хотел) когда все бумажки всё таки соберёшь, приходишь за самой последней бумажкой,  а тебе - ой извините ... вот если бы здесь, в указе, запятая стояла тогда, ДА, пожалуйста, а здесь стоит “И”  - не положено значит, получается… Наступает такой момент когда плюешь на это всю мерзость бюрократическую и живёшь как можешь, по своей совести, потому как, ну нет времени, сил,  ходить и искать справедливости и истину, ну и ни каких нервов не хватит на эту суету (мягко) или просто ЗЛО,  как вижу его я.

----
С Ув. Админ. сайта www.vokb-la.spb.ru
 
Уважаемые AcroBatMan и другие!
Я полностью разделяю то, что написано в сообщении про три соображения. Но я то спрашивал о другом - какие есть достоверные сведения, что конкретный погибший пилот вынужден был, в частности, "косить глазом по горизонту, ожидая супостата в лице чиновников" и т.п.? Я так понял, что полет производился в "партизанском" ("полупартизанском") режиме. И в принципе, автожир мог взлететь с любой заброшенной дороги или площадки, где нет людей в принципе. Я к тому, есть ли показания свидетелей, что авиатор был нервозен из-за того, что совершает несанкционированный полет или что-то в этом духе? Т.е. если подоходить к бюллетеню о катастрофе строго с формальных позиций (а так и надо), то в нем нет достоверных сведений о влиянии "отсутствия возможности выполнения легальных полетов" на происшествие.
 
[quote author=Alexey R.J. link=1166523770/0#8 date=1166642984]AcroBatMan, Gramozeka:
Соглашусь. Есть такое мнение, я его понимаю и полностью поддерживаю!
Чиновники живут за счёт нас и при этом сосут как в переносном, так и в прямом смысле нашу кровь
и лучших из нас!

Попробуйте обегать все пороги, инстанции,  чиновников, правды не когда не добьёшься. И вот, (по
честному, как хотел) когда все бумажки всё таки соберёшь, приходишь за самой последней бумажкой,  а тебе - ой извините ... вот если бы здесь, в указе, запятая стояла тогда, ДА, пожалуйста, а здесь стоит “И”  - не положено значит, получается… Наступает такой момент когда плюешь на это всю мерзость бюрократическую и живёшь как можешь, по своей совести, потому как, ну нет времени, сил,  ходить и искать справедливости и истину, ну и ни каких нервов не хватит на эту суету (мягко) или просто ЗЛО,  как вижу его я.

----
С Ув. Админ. сайта www.vokb-la.spb.ru
[/quote]
Дык и не злись. Летай себе в удовольствие... Я за почти 3 года полетов давно забил... Ща, правда придетЦЦа-таки ПЫТАТЬСЯ регистировать самолет, но! будет как у Дмитрия "тормоза" (весьма наслышан  😉 ) ну и? Каков у меня выбор? Поставлю свою "ласточку" на прикол и буду ждать "чиновичьего (читай ублюдоШного" благословления? Х%-я-с-сдва!!! Ежели какое-то стадо уродов-вымогателей не даст мне возможности осуществить мое "конституционное право на свободу передвижения" будем продолжать ЗАБИВАТЬ НА ИХ НЕЛЕПЫЕ ПРАВИЛА..
Будем летать как летали.. Ну "отловят", допустим.. на земле (Робинсонов и Еврокоптеров пока у "шестерок" нема...)
В суд к едрене фене! Есть пока еще Европа  :~) и остальной мир.. не обеднею...

А по-большому счету нет ЛИЧНОСТИ способной объединить всю летающую братию Российскую.. Лидера нет...бескорыстного профи и всеми уважаемого.. (и куда "контора" до сих пор смотрит?  :🙂 )

Беда, брадцы... беда...
 
ребят я понимаю что по поводу гибели пилота и пасажира есть много вопросов но как по мне то главным остаеться причина, если её не знать то смерть данного человека будет напрасной если не кому не послужит уроком и если не будут зделанны соответствующие выводы. Как по мне то после такого случая могут говорить о не надежности автожира как летательного апарата (хотя здесь иметь место мог человеческий фактор ) вобщем я думаю что будут или не будут соответствующие органы проводить экспертизу, но специалисты по данному случаю должны зделать соответствующие выводы.
 
Сколько градусов было  на улице при взлёте?
До косания земли ничего  в воздухе не отделялось?
Проблема возникла на прямой или всётаки в развороте или может при манипуляциях для ввода в разворот?
Уточнить бы надо.
 
Назад
Вверх