В настоящее время наблюдается две тенденции автожиров в России:
Основные идеи создания бюджетного аппарата до 115 кг таковы:
- Покупка дорогих импортных немецких и итальянских автожиров по высокой цене, с обучением пилота в АУЦ с документами и последующей легальной эксплуатацией с аэродромов.
- Изготовление или покупка самодельных автожиров с различными двигателями и дальнейшими полетами «партизанами» без документов и риском быть замеченными надзорными органами с нехорошими последствиями.
- Существует и третий вариант – самостоятельное изготовление бюджетного сверхлегкого автожира с весом пустого до 115 кг, что позволяет по современному законодательству России законно летать без регистрации, СЛГ и пилотского свидетельства в пространстве класса «G», на большинстве территории России, кроме запретных зон и района аэропортов класса «С».С аппаратом до 115 кг можно официально базироваться на аэродромах и площадках по договору с владельцами и выполнять полеты с уведомлением, без боязни подставить владельца аэродрома при очередной проверке. Много разговоров идет и опасений, что скоро эту лазейку (до 115 кг) прикроют, как только станет массовой, но на сегодня массовости таких аппаратов нет, пока все работает и нужно этим обязательно воспользоваться!
Основные идеи создания бюджетного аппарата до 115 кг таковы:
- Использование самого народного российского двигателя для СЛА - РМЗ-500 с ременным редуктором. При диаметре винта 1,5м –статическая тяга составит 135-140 кг, что при тяговооруженности - 0,4 потянет автожир взлетным весом -350 кг. Т.е. при весе пустого 115 кг, полезная нагрузка возможна до 235 кг. А это уже «полутораместный» вариант. Т.е. основной вариант – одноместный, без ограничения веса пилота, но можно иногда с неудобствами прокатить и легкого пассажира, или обучаемого курсанта, причем все по закону, т.к. двухместным в классе 115 кг в России, не запрещено летать и паралетчики этим пользуются. Автожир – это, конечно, аппарат для полетов вне аэродромов с коротким взлетом и посадкой на ограниченную площадку, иначе он не имеет преимуществ перед самолетом такого класса. Но для короткого взлета необходима мощная раскрутка до взлетных и более оборотов. Электрораскрутка, или механическая раскрутка гибким валом – конструктивно тяжелы и не могут передать большую мощность из-за невозможности компенсировать реактивный момент ротора тормозами колес с фиксированным углом установки лопастей в полетном режиме. Поэтому был выбран оригинальный вариант раскрутки ротора на полной мощности двигателя с компенсацией реактивного момента на земле до взлетных оборотов.