Mdp-shnik-у: Короткая рецензия к Вашей статье. https://vk.com/doc155134905_445631716 Вот начало Вашей статьи и читать дальше, честно, не хотелось, но прочел. Любой труд надо уважать, текст грамотный. Но по порядку. "Лет 15 назад пилоты столкнулись с новым опасным и сразу не распознанным явлением аномального крена". Само изречение, аномальный режет слух, поскольку никак не отображает суть крена возникшего на аппарате. Попытаюсь Вам объяснить Ваше упрямство в этой терминологии. Термин, придуманный Вами, пусть хоть и новый, но в первую очередь он должен способствовать отражению суть явления, предмета, примера, и т. д. в реальности. В данном случае – крена.
Аномальный - отклонение от нормы. Если это отнести к кренам дельталета 15,30, 45, 60 градусов, то это все углы крена, которые для дельталетов относятся к разряду нормальных. У Вас в статье он уже с 38 гр. – аномальный.
Прогрессирующий - возрастающий, нарастающий, развивающийся, растущий, увеличивающийся, усиливающийся. Он может быть вначале и 15 гр, но все увеличивающийся и дальше, и 30 …, и 60 гр., и дальше больше, все это относится к прогрессирующему крену, который постоянно все увеличивается. Вот в чем суть.
Как Вы думаете, но только объективно? Такое понятие, как прогрессирующий крен (ПК) больше отражает это явление, быстро развивающийся и постоянно увеличивающийся крен, нежели аномальный в разговорном сленге форума - "кирдык"?
Думаю, ответ очевиден.
«Смещенная тяга воздушного винта в паре с силой сопротивления крыла создает разворачивающий момент, вращающий крыло вокруг вертикальной оси OY. В результате такого вращения по понятной причине возникает аномальный левый крен». - Так Вы пишите в своей статье. Во - первых, не совсем понятно, что Вы имели ввиду - «Смещенная тяга воздушного винта в паре с силой сопротивления крыла создает разворачивающий момент, вращающий крыло вокруг вертикальной оси OY».
Ежели, это так, как изображено на рис. 1, Вашей статьи, согласится с этим, не могу. Потому что такого смещения быть не может. Чтобы только лобовое сопротивление набегающего потока + РМ ВВ, смогли так отклонить вправо телегу, возможностей недостаточно. Учтите вес пилота (а если двое), вес телеги с двигателем и силы способные все это сдвинуть. Воздействие лобового сопротивления, конечно, есть и РМ присутствует, но от ЦМ, чтобы отклонить телегу вбок, этого мало. И не всякий РМ, смещение вектора тяги + АТ могут вообще в состоянии довести до подобного процесса, как ПК. Занос телеги, конечно, есть, особенно при перекладке из крена в другой, но он не главный и кратковременный, в процессе ПК.
Возможен лишь разворот телеги на подвеске в пределах жесткости ее демпферов вокруг вертикальной оси ОУ. Дальше за телегой начинает вправо вращаться, после обретения достаточной жесткости в подвеске и крыло. Все это хорошо с рисунками, диаграммами, формулами весомо и достаточно подробно и понятно описано, что происходит с крылом в гл. 6 – 7, кн. МДП А, Клименко и И. Никитина.
Какие аэродинамические силы и моменты создаются в момент развития этого явления, как ПК? И, в каких направлениях действуют, совершенно аналогично, как и с проявлением спиральной неустойчивости (неустойчивости по крену) дельталета, как одного из видов его боковой неустойчивости?
В Вашей статье этого наиболее главного процесса, что происходит с крылом, вообще нет. Отсутствует. А без этого объяснить суть ПК невозможно. Вы все упрощаете, сводите и хотите объяснить лишь изменением положения телеги, а это в прогрессирующем крене (ПК) – не главное.
Такие явления и процессы наблюдаются и происходят с абсолютно жесткими стреловидными крыльями ЛА (например, с самолетами), где уж нет никаких подвесок, если создать условия для вращения всего аппарата, относительно оси ОУ, и на крыльях которых, появится скольжение. Вот это – главное. И такие самолеты со стреловидными крыльями в ПК входят очень быстро, и порой исправить это уже не представляется возможным.
Разворот телеги относительно оси ОУ лишь способствует незначительному смещению килевой и, как результат, увеличению стрелы прогиба задней кромки плоскости (так называемой «купольности»), противоположной отклонению телеги относительно оси ОУ. Все это, безусловно, усугубляет процесс и способствует его скорейшему развитию.