Я ловил раскачку, когда привычное управление аппаратом не помогало, включался мозг, подсказывал мне, что это раскачка, приотдал ручку, перестал воевать с аппаратом, все встало на места. Если бы мозгов не было, кончилось бы печальней. Со временем и эта реакция на раскачку станет рефлекторной. И в конце концов, чем спорить почитайте, что такое рефлексы:
Когда неумелый пилот, раскачивает аппарат, по вашему рефлексирует, это страшно, иногда и лучше бросить ручку и как говорится не мешать машине, но это частный случай. А, луше? Лучше вообще недоученному не садиться за управление.
Вы уже сами сказали об этих рефлексах. Безусловно без психологии не обойтись. И вы правильно понимаете, что можно приобрести нужные и необходимые навыки, а можно приобрести и те которые станут помехой.
Так я не берусь разбирать все вопросы летной психологии. Я говорю о приобретении, нароботке только правильных навыков у опытного инсткутора. Не зря пословица говорит: " С кем поведешься от того и наберешься". Можно же и дурного набраться, что в полете вам будет и вовсе не на благо. Разве нет таких учителей.
Потому я и говорю летчик имеющий летное образование, он ведь не только теорией занимался, но и выполнял практические полеты, набирался опыта у достойных учителей. И за время училища курсант летал на разных машинах и за каждой машиной в разных рангах и с разной степенью опыта были инстукторы различных в свое время учителей и школ за ними стоящих. И дальше в частях продолжал эту учебу, набираясь все большего опыта.
Это труд и большой труд и не стоит обольщаться, что налет 200 часов это уже большой опыт и он даже инструктор, на самом деле мизер, а вот к сожалению вот именно такие, сами толком не оперившиеся учат других. Их методические ошибки пришедшие от предыдущего инструктора остаются, если его более опытный не поправит и передаются новым и т.д. Вот вам и печальный вывод, который думаю понятен многим.
Почему я не говорю о рефлексах или стараюсь их упустить. Там нарабатыватся или приобретаются, как некоторым нравится и нужные рефлексы, да грубо говоря и навыки к ним в некотором приближении можно отнести, и кроме того не нужные, проще вредные. Но в методике летного обучения эти летные необходимые навыки несут только положительный заряд, направленный на умение управлять летательным аппаратом, а не дергать его словно качергой шерудить, как это дурные, нерпавильно приобретенные рефлексы предполагают. Надеюсь о безусловных рефлексах мы вообще речь не ведем. И, людей с ними в полет лучше не приглашать.