Хочется провести параллели РЛД к короткоходовым ДВС и к ДВС с встречно-движущимися поршнями (имеющими примерно только половину хода одного поршня по сравнению с традиционным ДВС).
РЛД, как известно, - тоже имеет встречно-противоположные взаимные смещения лопастей-поршней.
~~~~~~~~~~
Известно, что "короткоходные" двигатели имеют сравнительно уменьшенные инерционные силы на поршне, - сравните мотобайки с длинноходовыми дизелями, например.
Именно уменьшенный ход поршня при увеличенном диаметре поршня допускают снижение инерционных сил и высокую частоту возвратно-поступательных колебаний поршня в цилиндре с таким же рабочим объемом, как и у длинноходового поршневика.
При этом у высокочастного двигателя снижены потери тепла в охлаждающую поверхность головки и цилиндра.
Кроме того, такие двигатели более компактны и мощнее по оборотам, хотя, - в поршневом варианте, - имеют менее пологую (узкую) характеристику крутящего момента из-за уменьшения плеча кривошипа.
При этом РЛД отличается от таких коротко-ходных ДВС тем, что плечо действия крутящих сил НЕ уменьшается.. Да и с наращиванием расчетных оборотов не возрастают механические потери, как это имеет место в спортивных мото-байках: нет сил прижатия лопастей к цилиндру... если выбросить апексы-уплотнители 🙂
К чему я клоню эти сравнения?
К тому, что имеется аналогия в характере снижения инерционных сил - между поршневым и лопастным ДВС:
Как в поршневом варианте увеличение массы поршня бОльшего диаметра не сильно препятствует высокооборотистости при условии снижения амплитуды колебаний (хода) этого поршня,
- так и в варианте РЛД... укорочение углового хода лопастей (при сохранении неизменной массы блоков лопастей или небольшом ее росте) - позволяет уменьшать инерционные силы и наращивать оборотистость РЛД (для вариантов с равным плечом сил вращения [то есть равным радиусом].)
Что означает это в практике РЛД-строения?
То, что 4 массивные лопасти РЛД лучше заменить на 8 лопастей:
- с уполовиненным [рабочим] ходом
- с уполовиненной массой и
- с уполовиненным угловым размером,
- если мы хотим поднять предельные обороты, уменьшить габариты, но увеличить удельную мощность.
К тому же и потери тепла в стенки и лопасти у РЛД с 8 лопастями уменьшаются, так как один такт рабочего процесса будет длиться вдвое меньше времени (при равных оборотах вала отбора мощности при сравнении с 4-х лопастным).
Ограничивающим фактором для 8-лопастного РЛД уже будет прочность крепления единичной лопасти и ее консольная жесткость при меньшей единичной массе...
Зато вдвое снижается неравномерность вращения и без того равномерного выходного вала.
Ну и... статическая и динамическая уравновешенность такого РЛД приближается к таковым у электродвигателя.
Вещь, приятная для любого пилота 🙂
Учитывая практический опыт безуплотнительного РЛД Геннадия Константиновича Холодного из Ростова-на-Дону...
- 8-ми лопастной РЛД без уплотнений будет заводиться уже на меньших оборотах стартера (у ГК чугунный вариант 4-х лопастного РЛД с большими зазорами и лабиринтным уплотнением заводился при разгоне до 1000 об/мин).
При этом лабиринтное уплотнение тем более эффективно, чем больше "давление утечек".
То есть завести мотор низкими оборотами труднее, но уже при рабочих вспышках и давлениях, холостой ход у РЛД без уплотнений много ниже, чем 1000 об/мин.
То же самое сообщали и авторы РЛД из Харькова.