Читал недавно, что в плунжерной паре топливного насоса высокого давления предусматривается зазор около 0,003мм.
А на практике эти пары подбирают (в пределах допусках) с еще меньшими зазорами. Разумеется без всяких уплотнительных колец!
Это факт технологических возможностей.
Другое дело, что двигателисты имеют опыт с термическими расширениями и поводками от неравномерности нагрева.
То есть, в сознании "классиков" сидит противоречие: ДВС это не топливный насос, НЕ-ЛьЗЯ проектировать зазор между поршнем и цилиндром в 3/1000 миллиметра!!
А в сознании технологов стеклозаводов... такого противоречия нету. Конечно, если завод выпускает стеклянные изделия с последующей кристаллизацией материала (ситаллы, шлакоситаллы, пеноситаллы).
Почему НЕТ?! Да потому, что они ЗНАЮТ, что ситаллы легко сделать с нулевым или даже отрицательным коэффициентом термического расширения. Хоть горячий ситалл, хоть холодный, - размеры изделия не изменятся. ЗНАНИЯ - СИЛА!
НЕТ, ... это надо себе ПОЗВОЛИТь представить...
Без такого ЖЕЛАНИЯ - представления не сменяют друг друга.
Почему бы не представить себе ситалловый цилиндр и ситалловый поршень с зазором 0,002 на каждую сторону?
Просто НАДО ЗАБЫТь о термическом расширении...
Ситалл обрабатывается и льется как чугун, легок как алюминий, не боится термоударов... Надо ли еще что-нибудь для ДВС?
Надо малую износостойкость поверхности, коррозийную стойкость против воды кислот и щелочей? - Возьмите ситалл!
Надо бессмазочное скольжение? "Смочите" ситалл влажным воздухом!
Хотите адиабатное расширение сгоревших газов - попробуйте прозрачный/зеркалящий вид ситалла...
Надо высокую твердость? - Возьмите в проект ситалл!
Надо чтобы не было задиров как у стали - ситалл...
Надо рабочий диапазон температур от - 50[ch186] до 1100[ch186]?
Так возьмите же ситалл наконец!
Поискал в интернете признаки активности стеклозаводов.
Они, за неимением другого спроса выпускают ситалловые листы... для пола, для стен зданий, и делают трубы котельных... Был бы ситалл дорогим - не клали бы его под ноги! Он от массового стекла отличается микродобавками и катализаторами для кристаллизации, да тепловыми затрами на период созревания кристаллов (готовые изделия около 30 часов в печи)
Другие льют изделия для светотехники, фар, прожекторов...
Есть ли у производственников стеклозаводов проблемы с высокой точностью изделий?
Не знаю... от миллионов бутылок никто не требовал термостойкости и микронных допусков к размерам. Хотя линзы любого размера и чистоты поверхности - пожалуйста!
"Керамические" полированные плиты для кухонь - делают из ситалла. Ничто не расширяется, не трескается (если не бить зубилом и молотом)...
КАК надо "упереться рогом", чтобы заставить стеклозавод сделать поршень и цилиндр из чугуна ситалла без уплотнений с зазорами 0,003? Пока не знаю...
Конечно, меня лично продолжает при этом интересовать торообразный "цилиндр" и лопасти Роторно-Лопастного Двигателя... 🙂
Разъемный тор... сложнее ли он, чем линза того же диаметра?
Делали первые астрономы и линзы "у себя в гараже", но нас, имхо, может устроить и ширпотреб с качеством тора/лопасти на класс ниже.