Мне мало известно об обсуждаемом проекте ЛМС-901, но я считаю, что сделать откровенно плохо летающий самолёт в современных реалиях практически невозможно. Существует мировой опыт, прикладные программы и эксперты, которые минимизируют вероятность фатальных ошибок. Да, у любого нового самолёта есть «детские болезни», но их устранение — это нормальный этап развития. Например, даже такие проекты, как Boeing 787 или Airbus A380, сталкивались с проблемами на этапе испытаний, но это не помешало им стать успешными.
Технологические процессы, выбор материалов, долговечность и надёжность узлов, удобство обслуживания — вот что определяет успех или провал проекта. И эти вопросы требуют обсуждения, а не эмоциональных обвинений.
Что касается финансирования, то расходы на разработку — это неизбежная часть процесса. Если у Вас есть конкретные предложения по улучшению или альтернативные решения, было бы полезно их озвучить. Например, можно обсудить механизмы общественного контроля за бюджетом, как это сделано в программе NASA SBIR, или предложить пути оптимизации затрат. Можно возглавить волонтерский проект и на донаты финансировать проект народного самолёта.
Кстати, даже зарубежные проекты, которые казались перспективными, иногда закрываются. Например, Otto Celera 500L или Virgin Galactic столкнулись с трудностями, не связанными с техническими недостатками. Это нормальная часть инновационного процесса.
В заключение хочу сказать, что критика — это важная часть развития, но она должна быть конструктивной. Если Вы видите проблемы, предлагайте решения. Если у Вас есть сомнения, задавайте вопросы.
Предлагаю обсуждать, как улучшить проекты, вместо того чтобы просто отрицать их потенциал.
Первый ответ на Ваш #243 пост был удален как офтоп. Каюсь, не удержался от подкола Вас...
Так все таки, почему возникла перепалка по теме ЛМС-901? Да, из-за ряда публикаций в СМИ, в которых приводятся этапы реализации проекта, излагаются предполагаемые причины срыва сроков выполнения. Это вызвало увеличения
уже становящейся очевидной стоимости серийного изделия до величины, ставящей крест на этом воздушном судне.
Вы разве не заметили, что не летно-техническое несовершенство ЛМС-901 не позволяет продолжать вести работу по его серийному производству, а получившаяся его себестоимость? Да, пусть у него будут ЛТХ на порядок лучше получившихся, но авиакомпании не смогут без гигантских дотаций из бюджета удовлетворять перевозки на нем! Это в экономике СССР перелеты на Ан-2 на 100 км в нашей области были по 3 руб. при стоимости бутылки водки 2-87. Экономика стала рыночной, а управлять ею пытаются прежними приемами - скачки планируемых цен ЛМС-901 происходят чуть-ли не в два раза после проявления недовольства с самого верха.
Всем уже понятно, что даже ничтожные доработки каких-то там недостатков не позволяют в серийном производстве получить себестоимость изделия приемлемого для массового применения. Вот, сыр-бор и периодически вспыхивает на тематических сайтах.
Вы пишите: "Основные проблемы, с которыми сталкиваются авиационные проекты, — это не столько конструктивные ошибки, сколько сложности серийного производства." Вот, точно такие же трудности у нас во всех отраслях: производства автотранспорта, бытовой техники, продукции легкой и пищевой промышленности и пр. Так было в СССР, продолжается поныне.
Абзац относительно выработки процедур общественного контроля расходования бюджетных средств при реализации подобных проектов - людей с опытом приводит в ступор... там же откат на откате, подбор кадров по знакомству или в приказном порядке сверху. Короче, рука руку моет, а все участники проекта получают свою ожидаемую толику в виде зарплаты, премий, командировочных, выработки пенсионного стажа, а то и карьерного роста. Только вышедшие из участия могут в пределах своего мироощущения, безрассудства предавать разной степени гласности отдельные фрагменты, эпизоды ведущие к негативным последствиям. Полной картины драмы, провала планов из лоскутков откровений отдельных специалистов нам не увидеть.
Да, проблему Вы видите как многие другие, но в сложившейся иерархии отношений участников проекта в наших производственных процессах решить ее невозможно.
Вот, пример относящейся к нашему форуму. В нашей области в 17-18 годах в учреждениях дополнительного образования было освоено очередные миллионы рублей на создание авиамодельных кружков. И да, объявления о приеме желающих развесили в школах (какой директор откажется от освоения предлагаемых сумм!), кое-где ребята записались и походили в выделенные помещения, поклеили из пенопласта метательные планеры. На сайтах школ, областного центра творчества детей и молодежи до сих пор висят фото участия в соревнованиях, моментов создания планеров... Итог: как было на благое начало возрождения точек начальной профориентации ребят два авиамодельных кружка в райцентрах на востоке и западе области, так они и продолжили проявлять стойкость, живучесть. Прокуратуре там ничего не найти незаконного - траты документированы, традиционны для учебных организаций. Даже можно воздать хвалу исполнителям директорам школ, которые предусмотрительно прежде всего закупили то, что остро не хватает для основного образовательного процесса -оргтехнику, мебель, стройматериалы и инструмент для ремонта школ, а что осталось в руки руководителя кружка - на клей, краски, кисточки... Слесарный, столярный, модельный инструмент остается под запретом, как источник чрезмерной опасности для малых чад.
Резюме: ставятся актуальные цели для жителей области и отпускаются определенные средства. Проходит установленный период времени - нулевой выхлоп...
Так и с "Байкалом", именно это будоражит думающих людей - каковы причины? Просматриваются попытки перевести ответственность за явный провал на "стрелочника" - проектантов.
Осень прошлого года. Участие нашей области в Федеральном проекте на прорыв в широком, массовом использовании ВП беспилотниками. Начать предписано с подготовки кадров. Деньжат выделено значительно больше, порядка 250-300млн. руб. Процесс пошел. Освещается на сайтах школ-участников... Но познакомиться с деталями непросто- тертые тети-директора сразу вопрошают: а зачем вам надо знать такие детали, цифры? Хотите участвовать в этом? Но у нас все укомплектовано на этот учебный год. Удовлетворять ваш праздный интерес невозможно. Это не позволяют приказы, инструкции по безопасности учебных учреждений, последние указания сохранности сведений раскрывающих детали мобилизационных мероприятий, свежие постулаты противодействия терроризму.
Вот такова, реальность пресечения попыток стать в чем-либо сведущим...
Ну, и про донаты на проекты народного самолета, добавлю, и двигателя. Уверен, Вы человек с с широким кругозором и в общих чертах знакомы с проектом мотор-колеса Дуюнова. Он длится порядка 30 лет. Автор даже оспаривал свое первенство в создании первых образцов и даже краже его ноу-хау китайцами.
Странно, но что-то позволило им за прошедшее время завалить весь мир электро велосипедами.
А ему, на полученные донаты, только построить завод в Подмосковье для реализации будущих проектов, перспективы которых столь же туманны, как и у ЛМС-901.
Заранее прошу прощения за стиль кухонной беседы, который, возможно, покоробит Вас, не искушён в канцелярите. Судя по всему запал у всех форумных спорщиков иссяк. Сойдемся на том, что ЛМС-901 вполне может быть доведен до полного принятия большинством летчиков испытателей, ВК-800 одолеет все испытания, но для его эксплуатации на МВЛ рыночные принципы не приемлемы. Вопрос, что одолеет и придется менять: принципы или масса отечественных проектов терпящих крах, как это наблюдается в технике, медицине, с/х, образовании, социальном страховании и пр. пр.?
Об этом, естественно, здесь не будем. На носу летный сезон. Пожелаем друг другу безаварийного налета.