Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Много букв, на деле в опытных руках летает буквально все. Этот самолёт для профи безусловно.
Хотите попробовать собрать такой?А всё-таки про нюансы, насколько можно , если не трудно. Думаю многим будет поучительноТворение Джеймса Беде под номером "пять", безусловно замечательный аппарат...
НО!
Он не лишен и некоторых недостатков, которые, может быть, стали следствием его достоинств:
Есть и другие "нюансы", но они для специалистов...
...возвращаемся к BD-5...
Итак, нюанс первый - обеспечение продольной устойчивости и управляемости.
Вспомним задачи, которые выполняет горизонтальное оперение в составе с рулевыми поверхностями.
1. Обеспечение продольной управляемости;
2. Обеспечение заданных характеристик продольной устойчивости.
3. Обеспечение обратной связи пилоту по усилиям на ручку управления.
Теперь проанализируем, как горизонтальное оперение, выполненное в виде стреловидного с наплывами цельноповоротного стабилизатора с триммером, справляется с этими задачами.
1. По выполнению задачи управляемости всё ясно – цельно поворотный стабилизатор является весьма эффективным средством по созданию момента тангажа на скоростях выше эволютивной.
2. Продольная статическая устойчивость ЛА, как известно, обеспечивается положением центра масс перед аэродинамическим фокусом ЛА. При этом для сбалансированного горизонтального полета необходимо более загрузить крыло и менее – стабилизатор. То есть, ЛА приобретает так называемое продольное V.
Что же мы имеем у BD-5?
В сбалансированном горизонтальном полёте с «зажатой» ручкой самолёт в продольном движении устойчив – ц.м. находится перед аэродинамическим фокусом. Освободили ручку, стабилизатор стал свободным и его положение определяется положением триммера – фокус всего ЛА переместился вперед.
При этом нагрузка на стабилизатор определяется в первую очередь положением триммера, а не углом атаки, как должно быть в продольном движении.
Еще очень важный вопрос, а насколько вперед ушел фокус и не вышел ли он за пределы центра масс. Как был определён эксплуатационный диапазон центровок? С чётом этого эффекта или нет? А если пилот оказался легче и ц.м. самолёта сдвинулся назад…
3. Для качественного и безопасного управления самолётом (в нашем случае в продольном движении) усилия на ручке должны быть пропорциональны шарнирному моменту от органа управления – рулей высоты или цельноповоротного стабилизатора. Для РВ это достигается за счёт неполной компенсации шарнирного момента, а для цельноповоротного ГО обоснованным выбором положения оси вращения, которая должна быть расположена перед фокусом этого ГО.
Однако, у BD-5 стабилизатор имеет стреловидность по передней кромке да еще и с развитым корневым наплывом. Выбранная форма однозначно обусловит возникновение локальных отрывов и генерацию вихрей на наплывах, что в свою очередь приведет к нелинейности (считай, непропорциональности по усилиям на ручке) характеристик такого органа управления. Напомним, что положение фокуса будет неизменным только при безотрывном обтекании, а в нашем случае оно будет меняться, и что почувствует пилот на ручке, если это положение совпадет с осью вращения?
Лётные испытания рассматриваемой машины и последующие выводы о сложности ее управления говорят примерно о том же – BD-5 надо было еще доводить и доводить, а не «забрасывать» сразу в серию…
Итак, нюанс ПЕРВЫЙ изложен – дело за следующими...
Мотивация уменьшения размеров-это уменьшение затрат на изготовление и эксплуатацию аппарата.Да сверх малые размеры должны безусловно чем то мотивироватьи их переуменьшение влечет рост более высоких моментов подчас с которыми нормальный пилот справиться может с трудом.
с некоторой задержкой.
Ага, а эти исполнительные механизмы управляются не членами человека? ;DКАА вся беда в том, что самая большая модель управляется пилотом который не чем не рискует кроме потери модели,пилот же сидящей ней имеет все ощущения от перегрузок,вестибулярного аппарата,зрения наконец. К тому же современные исполнительные механизмы гораздо чётче отрабатывают нежели члены человека. Много зависит от психофизического состояния и натренированности.
Действительно, странно... ;D уж не из-за разницы ли в массе, которая, что ещё более очевидно, является мерой инерции?как ни странно на радиомоделях все крутится гораздо резче чем в кабине к чему отрицать очевидное?
Но в частной авиции не одни лишь "простые обыватели" а люди с различным лётным опытом и финансовыми возможностями. Кому-то- полетать кругами вечерком уже в радость, а кому-то-кверху попой надо...Или махнуть по городам и весям, как делает наш германский коллега ikono Причём, есть существенная разница, с точки зрения фин. затрат, делать это на самолёте с мотором 30 или 150 л.с.! И конечно, для "шустрого и компактного" нужен определённый уровень подготовки, но не думаю, что больший, нежели для полётов на Як-52.Только к чему это простому обывателю мечтающему просто крутанкть пару петель на досуге?
Именно это я и имел в виду.хотите сделать маленький самолёт "не шилом" - либо уменьшите расходы рулей, либо площади рулей. Рассчитать моменты инерции самолёта не велика проблема, вот и рассчитайте для этих моментов инерции потребные усилия на рулях, чтобы получить желаемые угловые ускорения и устоявшиеся угловые скорости.
Да тоже самое 😉 убери препоны и дайте заработать, год назад в Уфе закрыли тему, моторы были готовые ещё в 2008м . сам лично видел на столах штук 20 готовых, заканчивалась доводка, линейка от 40 до 160 сил.Н Что касается чужого опыта и очередей так это можно организовать и у нас, уберите излишние препоны, дайте людям хорошо заработать и уаля при грамотной рекламе мы завалим всех самолётами. Моторами вот не знаю , а КИТами да ради Бога.
Несомненно.В динамике полёта самолёта важную роль играют его демпфирующие свойства относительно осей проходящих через центр тяжести.
Давайте разберёмся с той ситуацией. Какой был Ваш налёт на том самолёте? Производилась ли доводка системы управления (изменение передаточных отношений хотя бы)? 😉Однако стоит отметить некое Ваше заблуждение и справедливость слов Кондратьева. Это я понял практически в свое время. Считаю мой уровень подготовки на тот период был достаточно высок ,
... ЛТХ чуть позже, а компоновка такая...
... ЛТХ чуть позже, а компоновка такая...
Он точно устойчив по курсу?