А если поставить на руль высоты резиновый натяжитель вместо груза как на АТЕС 321, если не ошибаюсь. на Зодиаках не предусмотрен груз, его некуда ставить. В свое время хотел переставить законцовки стабилизатора на руль высоты, что б была возможность сбалансировать. Смирился. Теперь думаю поставить резину. Вот нужно ли?
[/QUOTE
]
Также - из "сети" EAA.org- укороченно, Автор:
Tony Bingelis (
Control Surface Balancing in Homebuilts
)
На ум приходит очевидный вопрос. Зачем балансировать рули? Неужели их нужно сбалансировать?
Что ж, похоже, многое зависит от оригинального дизайна и конструкции рулей. Хорошо спроектированные жесткие конструкции с минимальным люфтом или без люфта в шарнирах, рычажных механизмах управления и триммерах с меньшей вероятностью будут подвержены колебанию, следовательно, может не потребоваться статическая балансировка.
Возможно, мне стоит попытаться дать определение «трепетанию», прежде чем мы продолжим.
Флаттер можно описать как нежелательные спонтанные нестабильные расходящиеся колебания, которые могут возникать в полете. . . в крыле или на любой из рулей. Это может быть вызвано кратковременным возмущением и поддерживаться аэродинамическими, инерционными и структурными характеристиками самого компонента. Флаттер, если его немедленно снять, может привести к отказу и часто к разрушению пораженной контрольной поверхности.
Компоненты самолета, наиболее подверженные флаттеру, - это элероны и руль высоты и, в меньшей степени, руль направления.
Первоначально флаттер может проявляться по мере увеличения воздушной скорости в виде поклевки ручки управления, но может усиливаться настолько быстро и до такой степени, что может произойти структурное разрушение, прежде чем пилот сможет предпринять какие-либо корректирующие действия.
Таким образом, для обычного строителя это сразу же поднимает очень важный вопрос. Должны ли все подвижные поверхности управления - такие как элероны, руль высоты или стабилизатор, а также руль направления - быть сбалансированы?
К сожалению, на этот вопрос нет простого ответа «да» или «нет».
Если для вашей конкретной конструкции самолета требуется статическая балансировка (при условии, что вы строите по чертежам или из комплекта), это чрезвычайно важно.
Означает ли это, что в некоторых самодельных конструкциях не требуется балансировка управляющих поверхностей? Да, это установленный факт!
Многие старые жилищные постройки не требовали / не требовали балансировки какой-либо из поверхностей управления. В начале 1930-х, например, только 24% самолетов обеспечивали балансировку лифтов. Конечно, по большей части это были сравнительно медленные самолеты с обтянутыми тканью рулями.
Я уверен, что вы слышали или иногда видели версии, представляющие эти ранние разработки в жилищном строительстве, такие как бипланы Pitts, Pietenpols, Fly Babies, самокаты Flaglor, Jodels и Boredom Fighters, и многие другие. Ни у одного из них нет сбалансированных рулей.
Однако это не означает, что вам, как строителю самолета этого типа, не нужно беспокоиться, если на планах не указаны весовые коэффициенты баланса массы для поверхностей управления. Вы можете только предположить, что конструктор не испытывал флаттера в своем конкретном прототипе, следовательно, не видел причин указывать иное в своих планах.
Однако, безусловно, самолет, который вы строите, будет немного отличаться от прототипа дизайнера, и флаттер на одной или нескольких ваших управляющих поверхностях всегда возможен. Поэтому вы никогда не должны предполагать, что ваш собственный самолет также будет защищен от потенциально разрушительного флаттера, пока вы не испытаете его в полете на всем его рабочем диапазоне.
Несколько лет назад один из первых самодельных проектов, прототип, простой самодельный со скоростью 75 миль в час, испытал флаттер крыла / элеронов, потому что его крыло не обладало достаточной жесткостью против скручивающих сил, возникающих при отклонении элеронов. К счастью, летчик-испытатель был настороже, и тенденция к дрожанию крыла / элеронов была обнаружена до того, как могло произойти структурное повреждение.
ПРИМЕЧАНИЕ. Инженеры были хорошо осведомлены об этом типе проблем еще в 1930-х годах, потому что они иногда встречались в крыльях монопланов с тканевым покрытием изнутри. Они обнаружили, что некоторые конструкции крыльев имеют тенденцию быстро вибрировать с довольно большими амплитудами при определенных скоростях. Было очевидно, что этот флаттер был тесно связан с жесткостью конструкции крыла на кручение. Лекарство, как они узнали в каждом случае, заключалось в том, чтобы сделать конструкцию крыла более жесткой, либо добавив подходящие растяжки, либо заменив обычное тканевое покрытие фанерой.
Так было и с этим домом. Прототип был немедленно изменен, добавив кусок фанерной обшивки на верхнюю внутреннюю поверхность крыла, чтобы придать ей жесткость, и, на всякий случай, к концам элеронов были прикреплены свинцовые противовесы.
Здесь я снова хотел бы подчеркнуть, что вы, как строитель, следите за последними изменениями конструкции, и помните, что предположения никогда не могут заменить фактических летных испытаний для каждого самолета, построенного по плану.
Основы мер предосторожности при флаттере
- Основная конструкция (крыло, стабилизатор, киль) должна обладать жесткостью и достаточной прочностью, чтобы выдерживать сосредоточенные нагрузки от прикрепленных элеронов, рулей высоты / стабилизатора и шарниров руля направления.
- Не допускайте добавления лишнего веса за шарнирной линией поверхности управления во время строительства (механизм дифферента, усиления, тяжелые материалы и т. Д.).
- Избегайте добавления этих дополнительных слоев финишной краски на управляющие поверхности.
- Петли ваших рулей не должны иметь люфта (люфта).
- Стремитесь исключить люфты в подшипниках штоковых наконечников и рычажных механизмах вашей системы управления.
- Ушки обрезки не должны иметь люфта в рычажном механизме.
- Поверхности управления, требующие балансировки, должны быть сбалансированы до рекомендованной степени. Обычно превышение баланса не является вредным, в то время как дисбаланс может быть опасным.
Между прочим, я не знаю ни одного самодельного самолёта, который должен был бы иметь статически сбалансированные рули - так что не беспокойтесь об этой проблеме, поскольку это вообще не проблема.