А я вообще не вижу причины для споров. Ну хочется человеку по снегу на пузе ездить, ну и вёсла ему в руки. Всякий классический планер взлетает и садится с узкого лыжного шасси прямо на траве. Колёса-то у них появились, когда стали с бетонки летать, об бетонку любую лыжу сотрёшь за три приёма. Правда эта лыжа несложную аммортизацию, но всё-таки имела, не так велик кайф, когда у тебя на кочках печёнки через рот выскакивают. Но лыжа эта была узкая , примерно 5 см. Никто не держит за руки сделать её широкую, например 20 см и правильно спрофилировать, чтобы по снегу меньше сопротивлялась, да и летай себе на здоровье.
Фюзеляж "беркута" не был спроектирован для зимы, ну невозможно это - так спроектировать изделие, чтобы оно удовлетворяло всем условиям сразу. Поэтому я пошёл по пути наименьшего тогда в моём случае сопротивления: я спроектировал и склепал из подручных материалов одну здоровенную лыжу и установил её в гнездо установки балансировочного штыря, ну так, чтобы без сложных деталей и переделок фюзеляжа. Получилось высоковато, непрактично, но испытания всё-таки провели. Всё работает, вполне применимо. Но для обучения людей полётам /как основному назначению Коршуна и Беркута/ снежная целина возможна , но неэффективна. Инструктору за ним на лыжах бегать, что-ли? Да и развернуть планер на снегу на такой лыже - это не на колесе. Поэтому лучше подождать когда снег растает и делать это на колесе, что гораздо удобнее. А для опытного пилота можно летать на чём ему хочется. Мы проводили эксперимент с другой целью. У нас тогда наварачивалась тема использования "Беркута" для фотосьёмки охотничьих угодий. Это когда под крыльями сплошной лес. Ну и допустим, что в полёте мотор у Вас остановился и Вам удалось спланировать и сесть куда-нибудь на просеку или на полянку и всё обошлось без поломок. Мотор Вы вскоре починили, а как самолёт из лесу вытаскивать? Разбираь и тащить через лес по кускам? Вот тут могла пригодится специальная съёмная лыжа, на которой можно было бы взлететь со снега. С этой же целью мы испытали взлёт с катапульты - 5 метров и колёса в воздухе. В совокупности эти два нововведения открывали перед нами возможность осуществить взлёт зимой с ограниченной площадки с плохими подходами и транспортировать самолёт по воздуху. Риск такого взлёта был бы всё-равно велик, но возможность уже бы была. И всё это оборудование мы сохранили.
Как я уже ранее говорил, для Коршуна и Беркута полёт на экране является одним из его рабочих режимов, и позволяет проводить обучение людей на маломощьном двигателе 18-20 л.с. по всем наземным упражнениям, включая подлёты. Так что ничего нового тут не сказано. Экранный эффект - да ради бога!
Ещё возникает вопрос к деду: а откуда вообше мысли-то такие, что колесо не смогли достать? Всего один дутик 300х125 и все проблемы.
Ну и зимой мы летать не прекращали не только когда базировались на бетонке, но даже когда летали с грунта в чистом поле. Просто полёты происходили весьма интенсивно и когда пошёл снег /зима стала начинаться/ то он не успевал нападать. Мы выбивали снег своим единственным колесом до земли, так что взлётная полоса оставалась в рабочем состоянии , хотя мы специально снег не убирали, в то время, как всё оставшееся поле уже было покрыто сугробами. Но надо сказать, что мы тогда всё-таки не обучали, а летали в своё удовольствие люди уже с определёнными навыками. А на бетонке, которую тогда чисили машинами мы и зимой проводили тренаж учлётов, ну так она была шириной 50 м. Кабина на Коршуне получилась удачной - не задувает, можно летать без очков. При морозе до -10 можно без проблем делать полёты по 15-20 минут, ну конечно это ползунки на вате, плотная техническая куртка с воротником из цагейки, шарф, перчатки и ЗШ. Однажды зимой мне захотелось в облако залезть: "Как там, внутри?"- подумал я. Ну и полез. Закарабкался на "Буране" на 2000 метров и сунулся в кучевое облако. Зимой болтанки нет. Было ощущение, что я попал в подвал дома, где прорвало трубу с горячей водой. Было очень тепло, в нос ударил запах прелой сырости, как в погребе, ну и ничего не видно, такой плотный туман, что законцовки крыла видно с трудом. Ориентацию теряешь через несколько секунд и организм начинает потихоньку паниковать. Но под задницей 2000 метров и это успокаивает. Всё равно - некомфортно. Уставился в приборы: скорость и указатель скольжения, потом сбросил газ до холостых - вариометр -2, ну и через несколько секунд вывалился снизу навстречу солнечным лучам, а там - мороз! В облаке планер стал мокрым и всё это сразу стало коркой льда. Но вот за что я люблю профиль Р2 14% - на лётных характеристиках это не проявилось. Поскрёб рукавицей по стеклу снаружи - появилось окошечко для осмотра достопримечательностей спереди. Хотя обзора хватает, даже если закрасить стекло краской, лететь и посадить всё равно можно - преимущества открытой кабины. Как оказалось, то, что на Коршуне не задувает - это случайность. У меня есть знакомые ребята, построили самолёт с похожей кабиной, так они зимой замерзали сразу после взлёта. Если тут же не сядешь, можно и обморозится. Естественно я приложил определённые усилия, чтобы и на Беркуте кабина была не холоднее Коршуновской. Вроде получилось. Ну скорее всего тут ещё дело в скорости поёта, а наКоршуне она обычно не более 80 км/час.
Ну и напоследок совет "теоретикам":" Хватит красиво болтать об авиации! Берите Вы, наконец, в руки инструмент, да начинайте строить. Жизнь не так длинна, как Вам кажется. Вы таким поведением рискуете навсегда/ а это уже категория вечности/ лишить себя счастья и восторга увидеть нашу планету с высоты птичьего полёта. Ради этого стоит построить самолёт, и даже без всяких фигур высшего пилотажа, этого - уже будет достаточно. А для тех, кто не знает, маленькую тайну раскрою: фигуры высшего пилотажа доставляют наслаждение, когда на них смотришь со стороны. А в кабине- это тяжёлый эмоционально-физический труд, не доставляющий ничего, кроме страданий организма. Ну разве что потешить своё тщеславие, когда тебя похвалят.