Идея построить планер ПО лучше «Брошки» не нова. Я участвовал в постройке «Воробышка», УТ-3 и моторизованного варианта «Соловья» в ПС ЦАГИ. Были и другие варианты, у Льва в его кабинете в ЦАГИ был большой сейф с разработками, после того, как Лев разбился при показательных полетах на мотоварианте «Соловья» эти наработки «добрые люди» спёрли моментально.
Сама идея объединить планер-паритель и учебный- бред! Это отчётливо понятно всем. Но ультралайт должен иметь хорошую аэродинамику. Этот принцип помог нам в 1987 году выставить на СЛА- 87 «Воробышек» несмотря на отказ второй катушки двухискрового магнето на двигателе «Федяев-24». Выставили как учебный планер с АК около 16, сняв мотор, и взяли первое место. Это благодаря очень хорошей аэродинамике и культуре веса. Вот на http://mkmagazin.almanacwhf.ru/mk_other/okb_mk/8803_sla_87_2.htm статья про тот конкурс, в самом низу страницы моя фотография на фоне аппарата. Там же есть схема и таблица характеристик, хотя и с неточностями. Кстати, кто потом был на ВДНХ в павильоне выставки НТТМ видели «Воробышек» уже с обтекателем на месте мотора. АК подошло к 18.
Двигатель Федяева- это Иж Планета Спорт (двухцилиндровый, двухтактный, 24 л.с) развёрнутый в оппозитный, с установкой специального магнето и двух мембранных карбюраторов от ПД-10Б.Он работал на клеёный двухлопастный пропеллер большого шага. Диаметр ограничивался расстоянием между балками, хотя была идея вынести его на верхнюю трубу с приводом через клиноременный редуктор. Тогда диаметр мог возрасти вдвое (изначально был что-то около 900 мм, что было явно маловато без кольца), но очень усложнялась сборка-разборка, хотя именно такая установка толкающего винта при этой компоновке оптимальна. По расчетам можно было бы «снимать» более 3 кг. с лошади.
Так получилось, что к СЛА-87 мы оказались в фаворитах за счёт простоты и отработанности конструкции, но реализовать собственные идеи не успели физически.
Следующий вариант- УТ-3- выставлялся в Риге на СЛА-89, об этом есть на http://mkmagazin.almanacwhf.ru/mk_other/okb_mk/9002_sla_89_2.htm . Машина ближе соответствовала заказу на «Простой планер первоначального обучения» и устроила всех, но СССР уже разваливали, потому в серию не попала. Правда, на слёт был выставлен «сыроватый» прототип с деревянной балкой. Уже по опыту почти десятилетней на тот момент эксплуатации «Сейбра» (БРО-11М с клёпаной из дюраля балкой, дюралевым обтекателем, доской на 4 прибора и возможностью установки мотора на базе Иж-Юпитер в 18 л.с. Шасси велосипедное, с носовым и центральным колесом, хорошо летал, но взлёт с бетонки затруднялся малым углом атаки обеспечиваемом шасси. Для старта «поддёргивали» его с грунта амортизаторами. Была проблема подбора винта. Помню перед одним моим полётом винт строгали для получения большего шага ножом не снимая с мотора. Баланс был соответствующий, после посадки долго зуб на зуб не попадал) балку изогнули, развесовку подобрали, крыло прежнее от "Воробышка", но элероны доработали для защиты от флаттера. Машина получилась отменной, но всласть полетать в связи с перипетиями бюрократии вокруг ПС ЦАГИ не удалось. Её пытались запустить в серию на УПК Сухого (там для ЮПШ базировавшегося на Ходынке делали БРО-11М по 10 и более штук за зиму, и все разбивали за лето. Помниться, летал у них, нашу цаговскую группу попросили собрать из деталей планер, так мы не смогли подобрать подходящую пару растяжек к оперению, такая была унификация).
Для первоначального обучения нужна прочность и ремонтопригодность, а для парения- качество и лёгкость. Требования противоречивые.
Был проект стеклопластикого планера с АК около 32-36 и убираемой в центроплан мотоустановкой на базе ПД «Вихрь-30» переделанного на воздушное охлаждение. Сухой вес около 150, размах 15м. Винт тянущий (прорабатывался компоновочный вариант с толкающим, при натурных испытаниях готового блока этой установки Лев разбился, попав в дождевой заряд на развороте с малой скоростью). Вся мотоустановка весила 25 кг. с баком-обтекателем, винтом, стойкой, кикстартером и насосом. Уборка в центроплан ручная, лебёдкой. Мотоустановка «заваливалась» в люк на центроплане и закрывалась створками не портя аэродинамики.
Создание учебного мотопланера весьма сложно, сейчас эту нишу занимают мотодельтопланы и парапланы. Видимо предпочтительнее не мотопланер-паритель первоначального обучения, а простые и дешёвые планера ПО типа «Брошки», УТ-3, отдельно ультралайты, и отдельно парители с возможностью самостоятельного взлёта или выйти на моторе из мизера. Ведь для полёта нужна тяга определяемая как масса делённая на качество, для взлёта вдвое больше. Если снимать с лошади 2-3 кг, и использовать современные двухтактные ПД, то вся мотоустановка не потянет и пуда! Недорогая цена за возможность не зависеть от буксировщика и капризов погоды.
Вот на фото "Соловей" при испытаниях убираемой мотоустановки, меня можно узнать по вальяжной позе, справа Алексей Бирюков, левее Лев Александрович Соловьёв.