1. У Р-44 Кmax = 4.7 на скорости 167 км/ч (РЛЭ). Значит в ГП у него ось конуса отклонена от вертикали на arctan(1/4,7).
2. Тогда, если на месте он висит без завала (т.е. Ц.Т. у него находится на оси вала) то, чтоб и в ГП лететь без завала, должно выполняться:
(G – вес винта)[ch10799] у[sub]ц.т.[/sub][ch10799](1/4.7) = Х[sub]фюз[/sub][ch10799] у[sub]фюз[/sub],
где G – вес вертолета, У[sub]ц.т.[/sub] – расстояние от Ц.Т. до точки подвеса, Х[sub]фюз[/sub] – сила сопротивления фюзеляжа, у[sub]фюз[/sub] – расстояние по вертикали от точки подвеса до центра сопротивления. Это – равенство относительно точки подвеса у моментов веса фюзеляжа и его сопротивления.
Как видим, чем выше Ц.Т., тем меньшим сопротивлением может обладать фюзеляж. Поэтому все вертолеты так "любят" моторы над головой.
3. Теперь, если б у Робинсонов фюзеляж был зализан (как у Экзека, который трясет) и был бы каплей с С[sub]х[/sub] = 0,04 (по миделю), то на скорости 167 он бы сопротивлялся полету с силой [ch8776] 10 кгс и, очевидно, не отклонялся бы на 12° = atan(1/4.7), а [ch8776] на 1° (при G = 2000 фунтов) т.е. завал конуса был бы 11°!
Но С[sub]х[/sub] его фюзеляжа не 0.04, а – за счет среза стекателя и наклоненной на скорости ориентацией фюзеляжа (которая этот срез как раз поворачивает перпендикулярно потоку 🙂 (при том, что обтекатель колонки идеальный 😉)), да еще плюс лыжи – короче он где-то раз в 10 больше, чем у идеального тела вращения. И поэтому Робинсон – не трясет. (Припомним, что у пластинки поперек сопротивление в 20 раз больше чем у капли). А пузырьковые Швейцер, Сикорский, Белл, Хелли-Спорт – с поршневыми внизу – все откровенно (нарочито) пренебрегают минимизацией сопротивления.
4. А заодно можно прикинуть сопротивление винта вертолетов. Робинсон действительно не трясет ни на висении, ни в полете, и из соотношения плеч у Ц.Т. и центра сопротивления (на глаз) получаем, что сопротивление винта [ch8776] 1/5 от общего. То есть качество чисто винта (аналогично качеству чисто крыла у самолета) будет [ch8776] 20-25 (не по затрачиваемой на вращение мощности, а по сопротивлению в ГП = 170 км/ч). Вот какая глупая вещь вертолет с низким Ц.Т.!
А вы тут про торсионы... 🙂