Воспоминания старого дельтапланериста или как это начиналось в Хабаровске

Дай бог памяти ! Всесоюзные сборы по безопасности полетов в Ростове -на -Дону , год эдак 1982. Лето. Народу понаехало со всего Союза! Ростовчане были необыкновенно радушны , пригласили в клуб,провели экскурсию,продемонстрировали полноразмерный плаз для раскройки крыла " АТЛАСА". У них такое крыло уже было,фирменное...
Неким сюрпизом был демонстрационный фильм о тренажере для обучения дельтапланеристов . Хотя... Пожалуй еще большим сюрпризом был фильм ,отснятый красноярцами и осторожно анонсированный ими , как " Моторный тренажер для аэродинамических испытаний крыла дельтаплана". Поскольку в ДОСААФ, начальство , с трудом переваривающее взаимоотношения с дельтапланеристами,про дельтапланы с мотором знать категорически не желало,была выбрана тактика постепенного приручения. На экране,по полю, залихватски носилась трехколесная телега с мотором без крыла,а когда у уставшего от просмотров начальства,замылился глаз,на телеге чудесным образом образовалось дельтапланерное крыло... Вся дельтанутая публика затаила дыхание... Но! До полетов дело не дошло. Не рискнули парни пленочку прокрутить дальше! А теперь о другом , не менее замечательном тренажере . Тренажер был изначально придуман конструктором планеров , знаменитым Бронисом Ошкинисом , но предназначался для планеров,основная мачта ,на которой размещался планер ,была не высокой,не больше метра от земли.Ребята из Каунаса творчески переработали и привезли чертежи и информацию по новому тренажеру. Я не мог упустить такой случай,познакомились,обговорили детали . В те времена еще не все покупалось и продавалось ! Была идея через ДОСААФ разместить заказ на Хабаровском заводе "ПРОМСВЯЗЬ" на изготовление опытной партии . Один даже построили, сам принимал непосредственное участие в изготовлении. Установили на аэродроме АСК в Хабаровске. Сам испытывал.Крыло поставили SK 2. Впечатления получили сразу, и в полном объеме! При ветре около 10 метров, руки "отваливались" минут через 20. Абсолютно все эволюции, как в настоящем полете ,но в концентрированном виде. Небольшая инертность нагруженной стрелы заставляла работать на упреждение. Задача состояла в том,чтобы удержать аппарат на определенной высоте и на курсе. Как только стрела с крылом поднималась на максимальную высоту ,силы уравновешивались и начинался разворот стрелы и дельтаплана с креном. Трапецию следовало быстро прибрать и парировать крен. И так постоянно . Безопасность полная,обязательно кто-то страховал. Для первоначального обучения -лучше не придумаешь! Для нашей местности ,при почти полном отсутствии хорошего учебного склона,тренажер оказался весьма кстати.Жаль простоял он не долго,попросили убрать,якобы представлял некую угрозу для парашютистов,хотя и стоял черт знает где,рядом с кордодромом и 5 метровым забором . Такой же тренажер был изготовлен и в Николаевске-на -Амуре, в дельтапланерном клубе "БУМЕРАНГ". Имело место и коммерческое применение аж нескольких таких устройств,но уже в середине 90-х на левом берегу Амура,где народ отдыхал.В качестве аттракциона . К сожалению не сохранилось фотографий да и самих тренажеров,как впрочем и завода "ПРОМСВЯЗЬ". Не раз ,кстати посещала мысль построить тренажер,благо ничего сложного нет. Для развлечения и возможно для желающих вновь начать свободные полеты. Представленная фотография не нашего тренажера и к сожалению в обрезанном виде.Не видно основную мачту,которая стоит на земле и загруженную корзину с противовесом. У нас,кстати ,вся стрела была прямой и без изгибов на конце.

Посмотреть вложение 445188

WhatsApp Image 2021-04-04 at 17.58.07.jpeg


WhatsApp Image 2021-04-04 at 17.58.08.jpeg
 
Вы уж извините,но уточню:Верхняя фотография стопроцентно позже 1987 года.Зозуля,Невидицына, Сикорский и видна левая рука и часть головы Прудникова- вместе могли быть только как представительство РДК ДОСААФ УССР,а это образование середины 1986 года,до этого был ФЕДЕК и там был руководителем Кузнецов. Приятно было увидеть родные лица.Спасибо.
 
Последнее редактирование:
Эти фотографии, как иллюстрации самого тренажёра. Честно говоря даже не знаю, кто и когда сделал эти фото. Взято из интернета. Строились тренажёры по всей стране и вполне справлялись со своим предназначение. Это не компьютерный симулятор! Это круче! Реальные усилия, на ручке, перегрузки, реальные и естественные движения телом, ветер в лицо!
 
Эти фотографии, как иллюстрации самого тренажёра. Честно говоря даже не знаю, кто и когда сделал эти фото. Взято из интернета. Строились тренажёры по всей стране и вполне справлялись со своим предназначение. Это не компьютерный симулятор! Это круче! Реальные усилия, на ручке, перегрузки, реальные и естественные движения телом, ветер в лицо!
Возможно именно такой тренажер в Музее дельтапланеризма.
 
Полеты в Николаевске-на-Амуре по приглашению друзей из клуба " Бумеранг".

download (2).jpg


download (3).jpg


download (25).jpg


download (17).jpg


download (6).jpg


download (9).jpg


getImage (33).jpg


getImage (36).jpg


getImage (45).jpg


download (7).jpg
 
Было у нас некоторое время,в самом начале,еще одно место для полетов. Сопки " Семибратки", в некоторой шаговой доступности,но почти все заросшие молодым дубняком. Был грех... Слегка прорядили... На фото полеты именно в этом месте. Нынче на этом месте Краевой онкологический центр.

IMG_20180814_151046-1.jpg


IMG_20180814_142425-1.jpg


IMG_20180814_151756-1.jpg


IMG_20180814_151604-1.jpg


IMG_20180814_152823-1.jpg
 
Опять обрыв на реку Амур. За всю мою многолетнюю историю полетов на этом месте,единственный несчастный случай...
Приехали в очередной раз на полеты,ветра нет. Тренируем молодежь на льду реки,таскаем в упряжке на буксире на высоте 3-5 м. На верху более опытные ждут ветра,прогноз обещал. Но,как говорится, нет ни чего хуже ,чем ждать и догонять. Оно и понятно, мы то внизу все в " мыле", греемся активным движением, а наверху народ подмерзает. Вот и лопнуло терпение у моего хорошего друга Андрея Бойченко... Вроде чуть дунуло ,стартанул, потерял скорость и ... Спасло его то ,что упал на мизерный выступ на обрыве,чуть ниже стартового места. Зацепился чудом за кусты и не начал кувыркаться вместе с крылом вниз. В результате -поломана нога, спасательная операция,наложение шины, эвакуация,больница,операция,гипс . Слава Богу,что живой!

IMG_20180814_143033-1.jpg


IMG_20180814_143534-1.jpg


IMG_20180814_143653-1.jpg


IMG_20180814_143730-1.jpg


IMG_20180814_150704-1.jpg
 
Рассказ

" Купание дельтапланов в день ВМФ "

Заранее, со всей тщательностью продумали
и обговорили где и как будем
приземляться. Поскольку основную свою
задачу я выполнил, не смотря на
ветер, волну, изрядно принявших на
грудь буксировщиков, теперь
предстояло благополучно присесть на
планету. И тут началось... Посадка была
намечена на левом берегу, но сразу все
пошло на перекасяк. Первым делом
заела расцепка! Катер тянет, ветер дует,
отцепиться не могу!!! Придуманные
аварийные сигналы, что-бы сбросили
скорость, на катере не
воспринимаются. Высота метров 200, не
работающая расцепка(как потом
выяснилось из за попавшего песка) особого
оптимизма не вызывали. Чего делать
не понятно... Но, в очередной
раз, милостиво посмотрев СВЕРХУ, КТО-ТО решил не гробить молодое,
крепкое, наполненное мечтами тельце. И...
благополучно посадил моего
буксировщика на мель! Трос ослаб,
ручку трапеции на себя! Вот и радостно
раскрывшая свои объятия, в виде
бушующих волн Амура, планета. Плюх!
Сел. Купол на голове, спас жилет
исправно выполняет свою функцию, я
как поплавок, уперся башкой в АЗТешный пузырь крыла, понимаю что задохнусь!
Аппарат не тонет, так был изготовлен.
Как нам наивным казалось, надёжно забитые в
трубы деревянные пробки, должны были вполне
обеспечить плавучесть. На этом упорно настаивал Муравей ! Вот ведь, как чуял ,что именно по такому сценарию все и пойдет.
Предусмотрительный ты мой !
Уверенно и
неумолимо дрейфую под крылом
дельтаплана по течению, катер сидит на
мели, как и положено, мужчины , сидящие в его нутри, в ступоре,
или меня вытаскивать или катер с мели
вызволять... Купол дельтаплана
наполнился водой и настойчиво, тянет меня
среди волн.
На параде было 2 дельтаплана.
Взлетали в ветер 10-15 м/с с дамбы
Затона. По шкале Бофорта ветер весьма
сильный! Отказаться от выступления и в
голову не пришло, столько усилий,
средств и потраченного времени! Это было совершенно немыслимым.
Назойливо суетящийся на берегу с
портативной рацией, офицер из
морской школы ДОССАФ, с надеждой в
голосе, спрашивал то у меня, то у
Витьки , полетим мы или нет? Наблюдая
с берега за воднолыжниками, которые по программе данного мероприятия усердно выполняли свое задание, отчаянно
боролись с волной , ветром и один за другим
падали в воду, он
понимал, что при таких обстоятельствах вся эта
замечательная авантюра вполне может
накрыться медным тазом.
Заметно поддатые водители катеров
"Амур"
, решившие заранее отметить
день ВМФ, не сразу смогли начать
буксировку. Времени на разборки и
замены экипажей катеров не было.
Я взлетел первым, почти
вертикально, вцепившись в ручку трапеции до боли в суставах, как только крыло
перестали держать помошники, с
каждой стороны по нескольку
человек. Весь полет был не более 40
минут. На Амуре хорошая волна.
Дельтаплан бросает то вверх, то
вниз, то в сторону. С трудом
приходится сохранять курс за
буксировщиком. Хуже пришлось моему
другу Витьке Муравьеву. Он, по
вышеописанной причине, стартовал
с еще большей задержкой. А по программе выступления,
вслед за нами
должны были прыгать
парашютисты. Готовый к выброске
АН-2 барражировал в ожидании,
когда мы пролетим мимо Утеса и центральной набережной, где собралось городское начальство и многочисленная публика.
Один дельтаплан пролетел, второго
не видно, выполняя намеченный
план, пилоты стали выбрасывать парашютный
десант. Так вот, Витек попал в
самый замес! Летел за катером на
высоте 150-200 метров среди
раскрывшихся парашютов. Для парней из ДОСААФ
нечто чёрное, почти слившееся
с тёмными водами Амура,
неожиданно возникшее перед
носом, к тому же ещё и движущееся
в пространстве, было явным
сюрпризом! Причём весьма не
безопасным, поскольку зацепив
дельтаплан даже вскользь, шансов
на благополучно приводнение
было крайне не много .
Витька изменить не мог ни чего,
будучи привязанным к катеру и
совершенно ограниченный в
маневрах, ему оставалось
надеяться только на их мастерство.
Прыгали
опытные, знающие свои
возможности и возможности своих
ПО 9 , парашютисты. Так
что и на этот раз все обошлось.
Тем временем я, вдоволь нахлебавшись
воды, отцепив карабин подвески, умудрившись
не запутаться за тросы
дельтаплана, проклиная все на свете,
выбрался из под крыла. Очень, знаете ли , хотелось
подышать! К такому развитию событий ни
кто не был готов. Ни разу, ни чего
подобного ни с кем из нас не случалось,
а к тому времени налёт за буксиром был
приличным. Всегда после отцепки
садились на берег, в крайнем случае в
воду, но не глубже чем по пояс.
Плаваю возле дельтаплана, течение сносит на
середину Амура, дна под ногами нет,
катер на мели. И тут трос, который так и
не отцепился, выбрал всю свою длину,
натянулся и мой дрейфец наконец
завершился. Ну думаю, слава тебе
Господи! В воде уже минут 30 и все бы
ничего, но ветер разогнал волну, и
крупная рябь то и дело бьёт в лицо и
норовит накрыть с головой. Такое
купание совсем не в жилу! И тут
чувствую, опять движение
возобновились! Мужики стащили наконец катер с
мели и мы всей дружной и весёлой
компанией выплываем на главный
фарватер, а там волна ещё больше.
Начинаю орать, с выпучеными глазами,
выплевывая воду, тем чертям на катере
что-бы не заводили мотор! Намотаем
буксирный трос на винт! Бросайте якорь,
ору что есть сил, тут не так глубоко ещё,
и не так далеко от берега. На катере не
слышат, доплыть до них у меня уже нет сил,
волна, течение. Матьчесная! Завели...
Натянули
трос . И встали! Мотор надрывается, за кормой не хилый бурун. Тянут , потянут,
вытянуть не могут! Славная выросла репка ! А хрена ли, 20
метров квадратных намокшего,
притопленного паруса,
крепко держат. Водный парус
получился однако, и смех и грех, меня
уже трясёт от холода и истерики, вода
плещется внутри, как у водяного. И чего
тут делать? Ну напрягитесь, придумайте
что нибудь! Три дебила-это сила...
На катере вдруг смекнули, или
прочувствовали моё состояние, что и
меня утопят и катер и дельтаплан.
Похоже протрезвели наконец . Оно как, на
воде хмель обычно быстро проходит, но опять же, в
зависимости от влитого в тело алкоголя.
В общем, заглушили мотор, стали вдвоем
выбирать трос и подтягивать себя к
дельтаплану. Ньютоны одним словом. И
вот наконец после всех недолгих,
эротических выкрутасов с тросом на катере, совокупились! Но оргазм
оказался не обоюдным... Мужики в
катере, более менее трезвые, сухие, я в
воде, мокрый, злой и с
дельтапланом.
Первая часть
марлезонского балета.
Попытка вытащить дельт из воды
провалилась сразу. Это было прям неожиданно! С борта, находясь
двумя немалыми тушками на одной
стороне пустого катера, затея сразу всем
не понравилась, так как катер опасно
накренился и решил сразу, хлебнув
воды, затонуть вместе с экипажем.
Попробовали с кормы, опять
безуспешно. Передние, боковые, задние
тросы, намокший парус, ставший
неподъемным, всё таки набравший в
трубы воды каркас, ни как не хотели
забираться в катер, приняв решение
покончить с собой самоубийством. Но я
был против!
Бросили якорь. Якорь забрал.
Устал,
замёрз, слова застряли в
глотке, хочется бросить все к чёртовой
матери, но позволить себе утопить новый дельтаплан ?!!! Нет! Я на это пойтить не могу!
Мужики отводят глаза, молчат виновато,
бессмысленно снуют перед носом. Догадались зацепить нос крыла за кнехт .
Наконец помогли забраться в катер, дали курточку,
налили водочки. Залпом выпил,
через минуту заметно полегчало, с наслаждением закурил и стал
обдумывать что делать дальше.
Плещемся на волнах, молчим.
Солнышко припекает, водка разморила,
так бы и сидел не шевелясь. Но мозг
расслабиться не даёт, продолжает,
помимо воли, вялую работу. Крыло
едва на плаву, привязано к катеру,
настойчиво напоминает о своём
присутствии, царапаясь тросами о
борта. В голове пусто. Дядьки в такой
ситуации впервые, и чего делать вообще
не соображают, успокоились тем, что
вытащили меня из воды. Мол, дальше
тебе решать, ну поможем конечно ежели
что...
Вариант вырисовывался один. Разбирать
дельтаплан в воде... Так он станет, по крайней мере, более компактным. Ключи! Главное есть
ли у этих мореходов инструменты на
судне? Объяснил, что вытащить
дельтаплан из воды, можно только
разобрав его, частично. Нужные
инструменты нашлись. Опять придется
лезть в воду! Естественно мне... Но!
Небольшой передых, стакан водки,
"беломорина"
, правильно принятое
решение, сделали свое дело.
Напялил разогретый до ожога
спасательный жилет и полез в воду. Уух! Даже
освежило. Один ключ в зубах, другой
в руке. Ну просто ворона с сыром!
Главное не поддаваться на
провокации . Уже в воде
сообразил, что надо было бы ключи
к запястьям привязать. Утоплю ведь и
всё... Привязал, чертыхаясь и
проклинаю собственную тупость.
 
Разборку крыла начал с боковых
узлов. Откручивая гайки и вынимая
болты, чтобы не терять время и не
передавать на катер, стал складывать в
пасть. Скинул тросы, свёл боковые
трубы вдоль килевой, тросами обмотал
трубы вместе с парусом. Расчленил,упорно сопротивляющуюся поперечину. Оказалось
разборка дельтаплана в воде то ещё
занятие, подумалось, наверное нужно
тренировать подобные навыки в клубе,
мало ли, пригодится. Прецедент создан, как говорится!
Всё качается, в воде мокро, ты сам как
поплавок, течение постоянно затягивает
под дельтаплан, спасжилет сковывает
движения, тросы растяжек царапают
и мешают ногам хоть как то , с пользой их применять . В общем весело... Ни
разу не пробовали вставить нитку в
иголку, плавая на волнах в воде?
Примерно нечто подобное. Доблестный
экипаж катера особо помочь не
мог, молча наблюдал за моими
судорожными действиями с унылыми
физиономиями. Водку не пили...
Провозился, как показалось, целую
вечность, мысленно похвалив себя за то,
что догадался привязать ключи к
лапкам, утопил бы уже не один раз.
Гайки и болты во рту накапливались и
настойчиво просились наружу. Как я их
не проглотил одному богу известно...
Добрался до катера, две пары крепких
рук подхватили, втянули в кокпит.
Выплюнул вкуснейшие гайки с болтами,
стащил опостылевший спасжилет,
отвязал с запястий верёвки с ключами.
Выдохнул. Уселся в горячее кресло, ноги все
потерты тросами, как будто меня
высекли, рученки трясутся. Протянутый щедрой рукой
стакан с водкой, расплескивая, в
несколько глотков влил в охлажденное
тельце. Кусок хлеба с ароматной
тушенкой показался пищей богов. Закусил лучком, помидорчиком . Заботливые вы мои!
Вкуснятина необыкновенная! Любимая
поговорка Сашки Меркина услужливо
всплыла в мозгу. Это про водку. Господи! Как же
славно оказывается жить на свете! Теперь на очереди
препарированный дельт. Совместными
усилиями, скобля тросами руки и ноги,
цепляясь за все выступы, уключины,
затащили истекающий, словно кровью,
амурской водой, дельтаплан в катер.
Все! Даже умудрились не порвать парус .
Можно заводить мотор, выбирать
якорь и двигаться в Затон. Неожиданно
пробила мысль! А где же Муравей?!!
Пока занимался разборкой крыла,
сосредоточен был только на том, как
можно быстрее закончить это мокрое
дело. Забыл про друга...
На сколько хватало зрения, осматривая
примерный район посадки, ни чего к
удивлению не увидел... Ни катера ни
крыла, ничего. Мысли вяло шевелились
в башке, перебирая разные варианты, но
так и не дали ни какой команды к
действию. Оставалось надеяться на
благополучный исход. И на то, что
Витька спокойно приземлился на
берегу. Вот только где именно? Посадка
то намечалась на левом берегу Амура.
Но ни с права от нас ни с лева, на
сколько просматривался берег, ни кого
не было...
В друге я сомневался меньше всего! Был
абсолютно уверен, что он то точно
выберется из любой передряги. Бинокля
на катере, к сожалению не оказалось,
хотя его наличие предусматривалось
заранее, и на тренировочных полётах он
вроде бы на борту был... Просрали?
Пропили? Утопили? Вроде все
серьёзные мужчины, за полтинник поди
каждому...
Принял решение отказаться от поиска,
тем более, что для нашей страховки и
безопасности имелась быстроходная, на
подводных крыльях "СТРЕЛА". Экипажу
спасательного катера следовало идти
следом за нами и обеспечить помощь
при необходимости. Резонно рассудив,
что если "Стрелы" рядом с нами нет, то
спасатели выполняют свои функции
где-то в другом месте. Связи ни какой...
Закрепили дельтаплан вдоль борта,
завелись и бодро набрав скорость,
вышли на режим глиссирования. Все же
решили пройти вдоль берега, для
очистки совести, убедиться что на
берегу наших нет. Убедились...
Развернулись и пошли вверх по
течению. Лихо пролетели мимо стоящих
на главном фарватере ,
расцвеченных флажками от клотиков
мачт до форштевней, кораблями
Амурской флотилии. Вблизи,
выкрашенные серой, шаровой
краской, приземистые корпуса
выглядели внушительно, грозно и
красиво! Раньше ни когда так близко
увидеть этих красавцев возможности не
было. Краснознаменная Амурская Флотилия!
Прошли на расстоянии не более
десяти метров, мужикам в катере тоже, как оказалось
было любопытно посмотреть на
корабли.
Попросил высадить меня дамбе Затона,
в том месте откуда стартовали.
На подходе , до боли в глазах
всматривался не стоит ли на берегу
дельтаплан и не лежит ли уже в
разобранном виде. Всё это время, пока
мы развлекались в воздухе и на воде,
друзья добросовестно ждали нашего
возвращения, как могли убивали время , купались, загорали, слегка выпивали.
Встретили с распростертыми
объятиями, с явным удивлением и
нескрываемой тревогой на лицах.
Витьки на дамбе не было...
С момента нашего вертикального и
отчаянного старта прошло уже больше
двух часов. Катер ушёл, а что ещё
оставалось делать выпившим все
запасы алкоголя, рано протрезвевшим и
я думаю слегка ошалевшим от
произошедшего, мужикам?
Дамба
Затона, совершенно без растительности,
где можно было бы укрыться от
палящего солнца, не очень располагала
для длительного ожидания. Друзья и
так уже порядком притомились, воду всю
почти выпили, скромные запасы
жратвы уничтожили на нервах, кто-то и
подгорел под безжалостным в этот день
солнцем. Ждать другой катер с Витькой?
Ждать "СТРЕЛУ"? Сколько ждать? Кто-то
должен был принять единственно
правильное решение. Выбор, в данном
случае, был не богатым. Мы с Витькой
всю эту авантюру затеяли, мне и
дуплиться. Витьки то нет... Ждем ещё час!
Не появятся, собираем все барахло и
топаем в клуб. Возражений не
последовало. Но пока, соорудили из дельтаплана
укрытие от неистового солнца, улеглись
под ним, стали ждать.
Вяло обсуждали произошедшее, курили,
пили остатки, кем то
предусмотрительно захваченной и чудом сохраненной
бормотухи. Не вылакали, ждали
нас! Слабый ветерок милостиво и нежно
обдувал наши молодые и загоревшие
тела. Было чертовски хорошо, и от того
что сам вроде живой и не повреждённый,
дельтаплан цел, что моё сегодняшнее
приключение позади. Беспокойство за
друга слегка притупилось, солнце, алкоголь,
толпа восхищенных друзей, надежда что
с Витькой ничего подобного
случиться не может, почти растворили
все переживания. Час истёк, решили не
сговариваясь подождать ещё...
Подождал ещё. Потом подождал ещё...
Всё! Собираемся! В клуб!
Собрали манатки и пачапали
гомонящей толпой на Театральную.
Поскольку душа и не одна, требовала
продолжения банкета, по пути гонцы
затарились всем необходимым.
Прибыли на базу, в родной, прохладный
полуподвал клуба, накрыли стол,
выпили. И с новой силой пошло
обсуждение произошедшего, как нам
казалось почти героического события.
Разогретые алкоголем, галдящие, уже не
слышащие друг друга, как то сразу не
обратили внимание на кавторанга,
который потной тушкой ввалился в открытые двери. Да, да того
самого, который возглавлял Морскую
школу ДОСААФ, и собственно кто
непосредственно привлёк нас для
выступления на параде. И разумеется
нёс всю ответственность за организацию и
безопасность всего мероприятия. До его
прихода, как раз активно и с
воодушевлением обсуждали, куда подевались спасатели
на " Стреле" . Оказалось, что их вообще ни кто не видел!
Орали про отсутствие носимых
радиостанций, которые были в ДОСААФ,
в радиотехнической школе и кто, сука,
зажал эти самые радиостанции. Они клятвенно
были обещаны, но в самый день парада
их не оказалось ни в наших руках ни на катерах. В
выражения не стеснялась! Эмоции выражали бурно,
материли всех без исключения,
взбодренные выпитым и тревожной
неизвестностью о Муравье, все
жаждали немедленной мести! И тут
Цукерман, мать твою, нарисовался!
Жертва прибыла сама! И насрать на его
звание, погоны и должность! По его
потной и взволнованной морде было
понятно, что часть разговора он явно
слышал. Тем лучше! Потом выяснилось,
что он уже не один час сидел в кабинете
у Непогодина, ждал нашего возвращения,
выражая тревожное беспокойство.
Спас его от жестокой расправы телефон.
Среди, внезапно наступившей тишины,
яростный телефонный звонок,
прозвучал для всех отрезвляюще.
Звонил Муравей!!! Живой!!! Злой,
уставший и в одних трусах...
Все!Отставить разговоры! Где Витькины
штаны и все остальное?
 
Закинул, на всякий случай, с вещами инструменты в рюкзак и с несколькими, более
менее трезвыми добровольцами, рванули
на лодочную завода "Дальдизель". Витька звонил из
домика охраны лодочной станции.
Прибыли уже затемно. Муравей
одиноко сидел на деревянных
ступеньках охраны, в трусах и
спасжилете. Друг ты мой дорогой, дай я
тебя обниму! Хера ли ты тут делаешь? И
почему именно тут? Почему один? Где
катер? Вопросов тьма! Первым делом
закурили, Витька, психуя и забористо
матерясь, натягивал штаны пытаясь
поведать чего с ним приключилось.
Картина вырисовывалась ещё похлеще
моей...
Но, обо всех подробностях, с присущими
только Муравью комментариями, мы
узнали уже в клубе. Засунув
разобранный, просохший дельтаплан в
чехол, мы на ходу, обмениваясь
распиравшими нас впечатлениями,
полезли в полупустую кишку "Икаруса". Автобус
конечно же не то место, где можно
эмоционировать. Но без этого не
обошлось. Чуть не дошло дело до драки с
упертым водителем автобуса, который
залупился и начал на нас орать ,как шальной ,когда мы стали запихивать
шести метровый, упакованный в чехол,
дельтаплан. Испортил все настроение!
Нам, героям дня! Обычно эта
процедура проходила быстро ,
слаженно и безболезненно, автобус выбирали
полупустой, дельтаплан клали на пол, ну
поворчат немного любители комфорта.
И спокойно едем. Молодая, общая
уверенность и напор не оставляли
шансов ни у кого. В наглую загрузились,
молча доехали, так же молча
припёрлись в клуб.
Однако! Пережитое за весь день,
усталость, нервное напряжение,
беспощадные солнечные ванны,
принудительное и добровольное
купание, количество выпитого и уже
испарившегося, слегка надломили наш
несокрушимый дух.
Требовался дополнительный толчек для
уравновешивания организмов. Трезвый,
злой и уставший Муравей был вообще в
другой алкогольно-весовой категории.
Как оказалось к нашему прибытию все
уже было готово! Из сопровождавших
меня друзей, пока
мы возились с дельтапланом, кто-то
воспользовался телефоном в сторожке
охраны и заботливо позвонил в клуб.
В прокуренном, пахнущим дымом
камина, родным до боли помещении,
народу заметно поубавилось, остались
самые упертые. Кавторанга давно уже не
было, он благоразумно свалил, не
ожидая от нас такого наглого, как ему
тогда казалась, наезда. Спустя
несколько лет этот самый Цукерман возглавит
краевой комитет ДОСААФ и станет моим
непосредственным начальником, и как
выяснится, нормальным мужиком, но
не без специфической военной дури и спеси.
Для меня это будет не совсем
осознанным и неожиданным
сюрпризом, но это будет потом. А
сейчас, мы вполне камерным
коллективом, продолжая программу,
настроили уши на вещание о
приключениях Муравья. Витька выпил,
жадно истребил закусь, закурил и начал
свой рассказ.
После твоего старта( это про меня)
слегка ошеломившего всех, мягко
говоря, кто нам помогал, второй "Амур
к которому был привязан я со своим
дельтапланом "КАЗБЕК",
выбирая и
натягивая трос, заглох... Команда моих
мореходов ковырялась с мотором
минут 15, завели, потянули, заглохли.
Витька рассказывает дальше,
пересыпая свой рассказ редкостно забористым и
замечательным матом. Стою мол с
крылом на плечах, народ держит
дельтаплан в горизонте, отойти и
бросить не могут, я в подвеске умаялся
стоять согнувшись, улегся на песок. А
хули ещё делать, жду сигнала.
Дельтаплан отпускать нельзя ни на
секунду, иначе сразу улетит. Ветер
сильный, рваный, треплет парус того и
гляди порвёт. Стартанул только с
третьей попытки. В рот им пароход!
Лечу и понимаю, что с мотором катера
явная проблема. В любой момент может
заглохнуть, и плюхнусь я в воду не
долетев до Утеса и кораблей, которые
стоят на рейде. И не получу своей доли
славы... Но катер исправно тянет, дергая
буксирный трос каждый раз, как
упирается форштевнем в очередную
волну. Успокоился вроде, лечу,
разглядываю корабли, народ на пляже. Подлетаю к Утесу.
И
тут началось чего ни как не ожидал!
Почему на старте, постоянно
суетящийся , бегающий по берегу с
радиостанцией, задравший вопросами,
полетишь, не полетишь, военный не
связался с пилотами Ан 2, хер его знает!
Ведь мог по рации сообщить о задержке.
Но пилоты не дождались моего пролета
и выбросили парашютистов... Летю
значить за катером, как бычек за пастухом на привязи, а мимо с
разнообразными нецензурными
выражениями, с вытарещенными
глазами, судорожно вцепившись в
клеванты, коллеги по небу, спускаются.
Парашютисты, твою мать! Молимся
богу, как я определил по изысканности
доносившихся до меня выражений,
совместно. Думаю, меня то пожалуй на
расстоянии и сверху видно, а вот трос
буксирный вряд ли... Только бы не влетел ни кто в купол
дельтаплана!
На крайняк, отцеплюсь, сяду в воду, тут
уже по хер на парад, на зрителей, на всю
эту торжественность, даже внесу некую
пикантность! Пусть думают, что так
задумано...
Внезапно все парашютисты
закончились. Ух, пронесло!
Приготовился к тому, что сейчас начнём
поворачивать к левому берегу, самое
время. Чуть прибрал ручку трапеции,
слегка толкнул вправо чтобы зайти в
поворот по большему радиусу чем
катер. Не поворачивают. Забыли
что-ли? Выровнял крыло , набрал высоту.
Жду чего эти в катере
будут делать дальше. Где-то в далеке, на
левом берегу вижу твоё серо-зелёное
крыло почему то в воде, катер вообще в
стороне... Ещё не легче! А сделать
ничего не могу, гу, гу, гу. Пою песню
Демиса Руссоса про сувенир.
Буксировщик изменил курс и стал
медленно поворачивать в сторону
левого берега. Какой Амур широкий,
ебическая сила! Красота! С правой
стороны город как на ладони, человечки
толпятся на набережной. Много. Вода
мутная, как тёмное пиво, эх сейчас бы
кружечку холодненького, с пенкой...
Поворачиваем. Еблысь! Перестал
слышать шум мотора катера! Эй! Вы
хера там задумали! Всё... Приплыли
похоже, даже не слышу звука стартера.
Остановиться на обочине, перекурить,
подождать пока запустят мотор на
судне, нет ни какой возможности.
Трос провис, ручку на себя, расцепка,
начинаю снижение. Надо плюхнуться
рядом с картером, чем ближе тем лучше!
С борта наблюдают за моей посадкой,
начали выбирать освободившийся
буксирный трос. Дрейфуют по главному
фарватеру. Бульк. Как ни старался,
сильный ветер не дал сесть рядом. Всё,
в воде. Задержал дыхание, отстегнул
карабин, спасжилет выплюнул на
поверхность. Кричу, мол давайте
выгребайте веслами, зацепите меня! Хер
вам, две жопы торчат из открытых
люков моторного отсека, не слышат
что-ли? Или думают я сам к ним
пришвартуюсь? Волна приличная не
даёт выгребать и одновременно тянуть
за собой дельтаплан. Слышу : дыр, дыр,
дыр. Ага пытаются завести! Опять дыр,
дыр, дыр. Хрена! Как то незаметно стал
удаляться от катера, грести бесполезно,
дельтаплан бросить не могу. Суки! Вы чё
там охренели?!!! Меня так до моста
снесёт вместе с крылом! И если вместе
не утонем, то и дальше. Это вообще в
мои планы не входит.
Где "Стрела"
, твою
мать?!!! Засранцы! Спасатели! Ну
попадётся мне кто из вас, речка то одна,
ещё пересечемся!
Была же мысль братана Юрку на своей
лодке привлечь, тот бы точно не
подкачал, как нибудь выбрался бы из
закрытой на время парада, лодочной.
Орать уже нет сил, как только открыл
пасть, так хапнул воды. Это, вам не
пиво! Слава богу вроде ветер стал
стихать, но Амур успокаиваться не
намерен, гонит волну. Середина
фарватера, хули. Смотрю с тоской и
злостью в сторону удаляющегося
катера, вроде взялись за весла. Значит
завести на воде не получилось, до
левого берега вряд-ли выгребут, даже
меняясь местами, слишком далеко. Да и
хер с ними! Надо как-то самому
выбираться. Хорошо, вроде, дельтаплан
тонуть не собирается, спасжилет
держит. Ну вот, и ковш яхтклуба
проплываем... Стараюсь хоть немного,
сберегая силы, выгребать к правому
берегу, все же он ближе, там люди, да и
на хер мне левый? Вот уже и речной
порт позади. На Ауре ни одного судна , ни лодки , ни катера.
Всю акваторию перекрыли на время парада и прохода кораблей.
В воде уже больше часа, точно, а
до берега, как до Луны. "Стрелы" как не было ,так и нет...
Стал
вспоминать, а была ли она вообще
рядом с нами ? А не было её!
При подготовке к старту, при всей суете
на берегу, про спасателей и ни вспомнил ни кто....
Цукерман чуть ли не клятвенно обещал,
что катер спасателей будет! Что на катерах радиостанции будут! Что праздничный банкет будет!
Нарушил мои размышления звук
мотора.
 
Повернул башку, неужели мои
бедолаги мотор завели? Но нет, вижу
незнакомый катер, идёт по
направлению ко мне! Это кто же вы
такие, родненькие вы мои?!!! Как же
вовремя вы объявились, а то чую
дельтаплан, похоже, стал
плавучесть терять.
Подошли, мотор не глушат, в катере
два матроса и старшина ВМФ. Смотрят
на меня, так как будто утопленника,
синего и раздутого увидели... Оказалось,
с кораблей, стоящих на рейде, с
интересом и вниманием наблюдали за
разворачивающимися в небесной
стихии любопытными маневрами
парашютистов и дельтапланеристов. С
этих же кораблей были спущены катера
для вылова приводнившихся
досаафовцев. Доблестные амурцы и
поведали об этом, заодно рассказали, что
видели как я садился в воду, как мой
буксировщик заглох и нас, подхватив
течением, понесло вниз по Амуру.
Решили помочь. Пока согласовали с
командиром, пока катер спустили, в
общем то да сё, вот добрались. Чего мол
делать то, давай командуй болезный!
Клацая зубами, цепляясь за борт катера,
выдавил :" Руку дайте!"
Первым делом, забравшись в катер,
натянул чей то бушлат, подостыл
однако, закурил. Блаженство! Старшина
заглушив двигатель, попробовал было с парнями
начать извлекать из воды дельтаплан,
но не тут то было. Толком не зная за что
можно тянуть и как удобнее это делать,
бестолково суетились, мешая друг другу.
Все же вода попала в трубы каркаса и
утяжелила крыло прилично. Да и
намокшая ткань паруса, как никак почти
двадцать квадратных метров! Ну не
принимал в расчёт, когда глушил
деревянными пробками все соединения
труб, что аппарат так долго будет в воде!
Стало понятно, что даже
совместными усилиями, не повредив
парус крыла, дельтаплан из воды не
вытащить. Всё, хорош мужики, буксируем
как есть к берегу! Зацепил
карабинами подвески за нижние,
передние тросы дельтаплан и
закрепил за кнехты на катере. Завели
мотор, осторожно и нежно потянули
крыло к берегу, благо ветер с волной
перестал упорствовать и Амур понял, что
сегодня ему на корм дельтаплан не
скормят. Не смотря на табун лошадей в
мотором отсеке катера, буксировка
крыла оказалась делом не быстрым и
не лёгким. Амур всеми лапами вцепился
в ускользающую, и казалось такую
лёгкую добычу, и ни в какую не желал с
ней расставаться. С
грехом пополам дотащились до берега,
дельтаплан уже почти утонул и если бы
не был на усах у катера, булькнул с
концами. Встали. Отцепил карабины.
Полез в воду вытаскивать крыло. А вот
хер вам ! Вроде трапеция стоит на дне,
берег не заилен, но тянуть за тросы не
получается, нет сил ! Попробую,
думаю, наберу воздуха, поднырну,
встану на ноги и с трапецией на плечах
подниму дельтаплан. Никак. Вообще
никак, то есть , совсем никак!
Болонька намокла, провисла в воде,
липнет ко всем частям тела. Воздуха не
хватает, тросы мешают, ни хера не
видно под водой. По новой цепляю
крыло к катеру, волна, течение норовят
утащить моего "КАЗБЕКА". Матросики в
воду лезть совершенно не желают, ну
помогли до берега добраться и на том
спасибо. Старшина уже торопит, мол
возвращаться надо... Ёпт!
Соображаю чё
делать. Нужна верёвка что-бы закрепить
на крыле и зацепиться за что-то на
берегу. Иначе никак. Понятно, крыло,
придется разбирать в воде, на катере ни
ключей ни верёвки нет... Взмолился,
подождите Христа ради, сбегаю до
лодочной, найду верёвку и ключи!
Утащит же дельтаплан! Все труды по
спасению коту под хвост!
Ну, давай мол, дергай, обождем
маленько. Рванул, как на пятьсот. До лодочной примерно столько и есть.
Эх,
мама дорогая, а берег то не везде
песочек... Бежать по камням босиком! Ну как
вам сказать, а ведь ещё обратно
возвращаться. Это пиз...ец! Нужно ещё
найти у кого просить. Доковылял до
сторожки. Объяснять толком уже не
получается, ни сил ни желания нет.
Мой дикий вид, ярость во
взгляде, и совершенно нелепая просьба
произвели на мужиков с лодочной
сильное впечатление! Особенно просьба
о верёвке. Лохматый, бородатый,
загорелый до черноты, в одних трусах,
мокрый, неведомо откуда появившийся,
с лихорадочным блеском в глазах,
мужик. Просит верёвку, сбивчиво
объясняя, что ещё и пара ключей 12х14
нужна, ну и ломик в придачу...
Охеревшие слегка сторожа, быстро пришли в себя, а требуемая
длинна верёвки, с ключами и ломиком,
убедили в отсутствии у бородатого
суицидальных намерений. Кто-то взял,
для полной убедительности, бинокль.
Посмотрел в указанное место. Ясно!
Выдали, после недолгих поисков и
ключи и верёвку с ломиком. Лодочники,
хули. Свои ребята. Поскакал, как по
раскаленной сковородке, в обратном
направлении. Нашёл каменюку,
захерачил во влажный песок ломик,
завязал верёвку и к дельтаплану, в воду.
Ну все, спасибо ребятки за помощь! Вот
ещё бы пару, тройку папиросок со
спичками. Старшина достал пачку
термоядерного и дешёвого "ПАМИРА",
спички. Пожали лапы, похлопали друг
друга по плечам, мои спасители завелись и поспешили к
кораблям. Привязанный дельтаплан веревочку то натянул! Но теперь уже
я ему утонуть не дам. Сел на бережку,
затянулся "Памириной", ух, продирает до
жопы, вот ведь табачище ядерный.
Накурился. Ну теперь опять в воду,
разбирать крыло. Херово одному то...
Какой же я балбес, не сообразил на
лодочной сразу в клуб позвонить . Сообщить,что живой и в каком месте нахожусь.
Вы там, поди избеспокоились все.
Мой друг прервал рассказ, тяпнул
очередной рюмаш, закурил.
В этом месте мы поделились с
Виктором Николаевичем впечатлениями и
вновь приобретенным, взаимным
опытом неполной разборки крыла
дельтаплана в водной среде.
Ну в общем, дальше все просто.
Продолжил Муравей. Разобрал
дельтаплан, вытащил из воды, напялил просохший
спасжилет, перевязал трубы вместе с
парусом верёвкой, взвалил на горб и
лёгкой, непринужденной походкой
пошёл в сторону лодочной. Хорошо вечерело.
Первым делом позвонил в клуб. Мужики
на лодочной с открытыми ртами и
лёгким недоверием прослушали мой
рассказ про наши полеты в день ВМФ. Щедрой рукой, растроганные, налили
портвешка , дружно выпили за благополучный исход этой лихой авантюры, обсудили
гандонов из ДОСААФ, поговорили о
международных событиях. Обменялись
мыслями по поводу исламской
революции в Иране, а так же о первом
человеке, который родился будучи
зачатым в пробирке. Мнения на этот
счёт разделились. Я вышел покурить на
крылечко лодочной сторожки, а тут и вы
объявились, штаны привезли.
Еще немного и вяло поговорили про
прошедший день, обсудили перспективы
сотрудничества с ДОСААФ, к единому
решению не пришли. Но у всех тлела не
высказанная мысль о дальнейшем,
возможном посещении сказочных складов 1-й
воздушной армии. Осуществить доступ
к невиданным и соблазнительным
богатствам, похоже можно было только
через структуру ДОСААФ. Что , по понятным причинам, было весьма досадно.
Время незаметно уползло далеко за полночь. Пора было расходиться. Все съели и
выпили, от неимоверного количества
выкуренных папирос и сигарет давно уже
нечем было дышать, мысли скисли, а языки высохли.
Мне самому давно пора было объявиться
дома. Живым и невредимым.
 
Назад
Вверх