Воспоминания старого дельтапланериста или как это начиналось в Хабаровске

Понимаю ,сейчас полетят камни в меня,,, все это показывает насколько мы отстали ,смотрю эти ролики с рогалло ,круто , но это 20 годы!!!развитие авиации в мире ! а тут 🤔 в наши 80 годы
До 1979 года весь "цивилизованный мир" собственно летал на вариациях крыла "Рогалло". И вот французы ,на очередном чемпионате мира , произвели фурор! Фирма Ля Мойет привезла новый дельтаплан "ATLAS",который на многие,многие годы стал ЭТАЛОНОМ в дельтапланеростроении.
А вообще ....Тут речь о другом,совсем о другом.
 
Пожалуй единственным,доступным для полетов местом в Хабаровске был и остается до сих пор это обрыв на реку Амур. Но! Не для первоначального обучения... К великому сожалению. Вероятно по этой причине и выродился со временем дельтапланеризм в Хабаровске , как таковой. Парапланеристы же, совершенно другое поколение, с энтузиазмом освоили это место,где можно парить часами.

1.jpeg


23.jpg


26.jpeg


27.jpeg


28.jpeg


архив6.jpg


24.jpg


дельта15.jpg


9.jpg


ХАБАР6.jpg
 
Вероятно по этой причине и выродился со временем дельтапланеризм в Хабаровске

У нас тоже выродился, почти, хотя кругом сплошные горы. Наверное причина в чем то другом.
А парнушники, как и у вас, процветают со страшной силой, аж завидно!

Алма-Ата Ушкунур 1986 год, кажись.

1.jpg


2.jpg


3.jpg


4.jpg


5.jpg


6.jpg


7.jpg


8.jpg


9.jpg


10.jpg


Уж простите, влез в вашу тему со своими картинками из прошлого.
Рогальное начало я не застал, попал в бурную середину. Прочел ваши воспоминание и чета нахлынули свои....
История дельтапланеризма у нас почти такая же как и у вас, но с восточным колоритом.
Жаль что не умею так здорово писать как вы, а плохо не хочется.
 
В середине 80-х из основной массы летающих ,парящих ,выделилась команда "отщепенцев". В муках технического творчества,приспосабливая лодочные моторы, мотопомпы,мотоциклетные двигатели рожали первые дельталеты.

getImage (54).jpg


getImage (51).jpg


getImage (11).jpg


getImage (10).jpg


delta5.jpg


getImage (8).jpg


getImage (12).jpg


getImage (56).jpg


getImage (17).jpg


26.jpg
 
Вы спросите,почему же при отсутствии таких гор,как в Алма-Ате,ну или более менее подходящих для полетов в термиках, мы не воспользовались простой лебедкой,буксировочной тележкой,для затяжки на высоту где можно подхватить термик ? Ведь стоило один раз "понюхать" его,покрутиться в спиралях,улететь на несколько киллометров,и все! Ты заражен! Причин можно назвать много,но как я не перестою повторять: " Не очень хочется-не очень получается!" Тех,кто летал уверенно,для полетов "выходного дня" вполне устраивал обрыв на Амур,его несомненное преимущество -шаговая доступность . Не частые поездки в село Лазарево . У друзей в Николаевске-на-Амуре,в шикарном и в те времена пожалуй лучшем на Дальнем Востоке дельтапланерном клубе "Бумеранг", была лебедка на базе мотоцикла "Урал". Вот не помню,хоть убей,восторженных отзывов.Постоянно что-то выходило из строя... А уж об обучении страждущих и речи быть не могло!

21.jpg


getImage (14).jpg


download (23).jpg


getImage (13).jpg


getImage (52).jpg


ФОТО Н А ФОРУМ 116.jpg


ФОТО Н А ФОРУМ 118.jpg


22.jpg


20.jpg


download (1).jpg
 
Дай бог памяти ! Всесоюзные сборы по безопасности полетов в Ростове -на -Дону , год эдак 1982. Лето. Народу понаехало со всего Союза! Ростовчане были необыкновенно радушны , пригласили в клуб,провели экскурсию,продемонстрировали полноразмерный плаз для раскройки крыла " АТЛАСА". У них такое крыло уже было,фирменное...
Неким сюрпизом был демонстрационный фильм о тренажере для обучения дельтапланеристов . Хотя... Пожалуй еще большим сюрпризом был фильм ,отснятый красноярцами и осторожно анонсированный ими , как " Моторный тренажер для аэродинамических испытаний крыла дельтаплана". Поскольку в ДОСААФ, начальство , с трудом переваривающее взаимоотношения с дельтапланеристами,про дельтапланы с мотором знать категорически не желало,была выбрана тактика постепенного приручения. На экране,по полю, залихватски носилась трехколесная телега с мотором без крыла,а когда у уставшего от просмотров начальства,замылился глаз,на телеге чудесным образом образовалось дельтапланерное крыло... Вся дельтанутая публика затаила дыхание... Но! До полетов дело не дошло. Не рискнули парни пленочку прокрутить дальше! А теперь о другом , не менее замечательном тренажере . Тренажер был изначально придуман конструктором планеров , знаменитым Бронисом Ошкинисом , но предназначался для планеров,основная мачта ,на которой размещался планер ,была не высокой,не больше метра от земли.Ребята из Каунаса творчески переработали и привезли чертежи и информацию по новому тренажеру. Я не мог упустить такой случай,познакомились,обговорили детали . В те времена еще не все покупалось и продавалось ! Была идея через ДОСААФ разместить заказ на Хабаровском заводе "ПРОМСВЯЗЬ" на изготовление опытной партии . Один даже построили, сам принимал непосредственное участие в изготовлении. Установили на аэродроме АСК в Хабаровске. Сам испытывал.Крыло поставили SK 2. Впечатления получили сразу, и в полном объеме! При ветре около 10 метров, руки "отваливались" минут через 20. Абсолютно все эволюции, как в настоящем полете ,но в концентрированном виде. Небольшая инертность нагруженной стрелы заставляла работать на упреждение. Задача состояла в том,чтобы удержать аппарат на определенной высоте и на курсе. Как только стрела с крылом поднималась на максимальную высоту ,силы уравновешивались и начинался разворот стрелы и дельтаплана с креном. Трапецию следовало быстро прибрать и парировать крен. И так постоянно . Безопасность полная,обязательно кто-то страховал. Для первоначального обучения -лучше не придумаешь! Для нашей местности ,при почти полном отсутствии хорошего учебного склона,тренажер оказался весьма кстати.Жаль простоял он не долго,попросили убрать,якобы представлял некую угрозу для парашютистов,хотя и стоял черт знает где,рядом с кордодромом и 5 метровым забором . Такой же тренажер был изготовлен и в Николаевске-на -Амуре, в дельтапланерном клубе "БУМЕРАНГ". Имело место и коммерческое применение аж нескольких таких устройств,но уже в середине 90-х на левом берегу Амура,где народ отдыхал.В качестве аттракциона . К сожалению не сохранилось фотографий да и самих тренажеров,как впрочем и завода "ПРОМСВЯЗЬ". Не раз ,кстати посещала мысль построить тренажер,благо ничего сложного нет. Для развлечения и возможно для желающих вновь начать свободные полеты. Представленная фотография не нашего тренажера и к сожалению в обрезанном виде.Не видно основную мачту,которая стоит на земле и загруженную корзину с противовесом. У нас,кстати ,вся стрела была прямой и без изгибов на конце.

A03-Вильнюс, трен.сборы, тренажёр-01s.jpg
 
В этом году исполнилось 28 лет перелету Берингова пролива на дельталетах. Вдохновителем и организатором этого международного проекта был Евгений Генадьевич Ананьин дельтапланерист, руководитель дельтаклуба "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" из Владивостока, к сожалению ныне покойный. В проекте принимали участие пилоты из Чехии,Украины,Ижевска,Хабаровска,спасатель и доктор из Магадана.Вот имена участников этого перелета🙁Чешская команда) Иржи Зитка, Иржи Черны, оператор Михай Чорны. Пилоты из Украины: Сергей Зозуля, Анатолий Коркач. Пилоты из Ижевска: Евгений Попов,Владимир Малышев. Хабаровчанин Климкин Владимир Степанович. Доктор Аркадий Максимов и спасатель Александр Сарычев из Магадана. Кто у нас помнит об этом?
Было и такое ... Совершенно фантастическое событие в истории хабаровского дельтапланеризма! К сожалению не смог принять прямое участие в перелете,но в подготовке поучаствовать пришлось.

244220-140c3c174e04621873c9dce0641a951a.jpg


244221-f69e0758a8331883c88275567b276c9d.jpg


244222-33173bbc2e9e5f862610e7d0f0da13db.jpg


244223-acfe1d428d445aa881b23948431b0a10.jpg


04b999de0e5e.jpg


6a5fa6ef8fd4.jpg


89e0f24a5178.jpg


502ec3382b51.jpg


af0a4728aa44.jpg


ed018a9a109d.jpg
 


Порой происходят самые неожиданные события. Вот вроде просмотрены все архивные кинопленки,переписаны и оцифрованы, и вдруг совершенно случайно обнаруживается фрагмент кинохроники о котором часто вспоминаем,но найти никто у себя не может.
Весна 1987 года,апрель месяц ,тепло как летом. Обрыв на реку Амур. Лед у берега уже основательно подтаял,скоро ледоход. Обычный выезд на полеты,обучаем посадкам в контрсклон,старту с обрыва в почти полное безветрие. Дообучались ,матьчесная... Ничего не предвещало беды,как говорится . И за каким лешим его туда понесло? Вроде и береговая полоса достаточно широкая для посадки,но нет же ,решил умоститься на лед. Как сразу не провалился одному богу известно! А весь народ то на верху! Только и могли для начала проорать всей толпой,мол сиди на месте,не двигайся! Пока спустились,пока нашли на берегу какие то обломки досок ржавых листов кровельных ,неведома как туда попавших, пилот стал проявлять беспокойство и орать,что замерз . Конечно пришлось лезть в воду,по еле живым льдинам ,перекидывая доски добираться до страдальца и вытаскивать вместе с дельтапланом. А глубина в этом месте не меньше 3 метров ... В то время мы были тощими,молодыми и бесстрашными, сами себе МЧС ! На видео ,которое еще кто то умудрялся снимать, все выглядит как то просто и совсем не зрелищно . Обошлось и в этот раз.
 

Умер ли дельтапланеризм в Хабаровске? Пожалуй окончательно нет. Пока хоть один человек находит возможность,время и деньги ,а главное -желание летать именно в
свободном полете,дело, начатое моими друзьями , будет жить. Как- то плавно плавно и естественно перетек в парапланеризм.
 
Всех друзей -дельтапланеристов,дельталетчиков,парапланеристов,паралетчиков,авиаторов и всех кому посчастливилось "понюхать" неба! В России и за пределами Родины! С Новым Годом 2021! Всем- здоровья телу и покоя душе! Вот такой привет от Дедушки Мороза из прошлого века!Посмотреть вложение 458379

WhatsApp Image 2021-01-08 at 11.13.40.jpeg
 
Назад
Вверх