Дай бог памяти ! Всесоюзные сборы по безопасности полетов в Ростове -на -Дону , год эдак 1982. Лето. Народу понаехало со всего Союза! Ростовчане были необыкновенно радушны , пригласили в клуб,провели экскурсию,продемонстрировали полноразмерный плаз для раскройки крыла " АТЛАСА". У них такое крыло уже было,фирменное...
Неким сюрпизом был демонстрационный фильм о тренажере для обучения дельтапланеристов . Хотя... Пожалуй еще большим сюрпризом был фильм ,отснятый красноярцами и осторожно анонсированный ими , как " Моторный тренажер для аэродинамических испытаний крыла дельтаплана". Поскольку в ДОСААФ, начальство , с трудом переваривающее взаимоотношения с дельтапланеристами,про дельтапланы с мотором знать категорически не желало,была выбрана тактика постепенного приручения. На экране,по полю, залихватски носилась трехколесная телега с мотором без крыла,а когда у уставшего от просмотров начальства,замылился глаз,на телеге чудесным образом образовалось дельтапланерное крыло... Вся дельтанутая публика затаила дыхание... Но! До полетов дело не дошло. Не рискнули парни пленочку прокрутить дальше! А теперь о другом , не менее замечательном тренажере . Тренажер был изначально придуман конструктором планеров , знаменитым Бронисом Ошкинисом , но предназначался для планеров,основная мачта ,на которой размещался планер ,была не высокой,не больше метра от земли.Ребята из Каунаса творчески переработали и привезли чертежи и информацию по новому тренажеру. Я не мог упустить такой случай,познакомились,обговорили детали . В те времена еще не все покупалось и продавалось ! Была идея через ДОСААФ разместить заказ на Хабаровском заводе "ПРОМСВЯЗЬ" на изготовление опытной партии . Один даже построили, сам принимал непосредственное участие в изготовлении. Установили на аэродроме АСК в Хабаровске. Сам испытывал.Крыло поставили SK 2. Впечатления получили сразу, и в полном объеме! При ветре около 10 метров, руки "отваливались" минут через 20. Абсолютно все эволюции, как в настоящем полете ,но в концентрированном виде. Небольшая инертность нагруженной стрелы заставляла работать на упреждение. Задача состояла в том,чтобы удержать аппарат на определенной высоте и на курсе. Как только стрела с крылом поднималась на максимальную высоту ,силы уравновешивались и начинался разворот стрелы и дельтаплана с креном. Трапецию следовало быстро прибрать и парировать крен. И так постоянно . Безопасность полная,обязательно кто-то страховал. Для первоначального обучения -лучше не придумаешь! Для нашей местности ,при почти полном отсутствии хорошего учебного склона,тренажер оказался весьма кстати.Жаль простоял он не долго,попросили убрать,якобы представлял некую угрозу для парашютистов,хотя и стоял черт знает где,рядом с кордодромом и 5 метровым забором . Такой же тренажер был изготовлен и в Николаевске-на -Амуре, в дельтапланерном клубе "БУМЕРАНГ". Имело место и коммерческое применение аж нескольких таких устройств,но уже в середине 90-х на левом берегу Амура,где народ отдыхал.В качестве аттракциона . К сожалению не сохранилось фотографий да и самих тренажеров,как впрочем и завода "ПРОМСВЯЗЬ". Не раз ,кстати посещала мысль построить тренажер,благо ничего сложного нет. Для развлечения и возможно для желающих вновь начать свободные полеты. Представленная фотография не нашего тренажера и к сожалению в обрезанном виде.Не видно основную мачту,которая стоит на земле и загруженную корзину с противовесом. У нас,кстати ,вся стрела была прямой и без изгибов на конце.