борода
Первым делом-дельтапланы,дельтапланы......
- Откуда
- г.Хабаровск
К истории с самым первым дельтапланом , который построили в Хабаровске в 1974 году , я отношения не имею , знаю о ней по наслышке от друзей , с которыми меня свела судьба в 1976 году. Михаил Васильевич Непогодин в одночасье изменил мою жизнь , особо не прилагая усилий ! Он просто дал нам , молодым , амбициозным , наглым и циничным , правильный вектор направления . Непогодин был председателем , нет , хранителем городского клуба туристов , его душой , повелителем и , не скрою , укротителем . Ибо страсти которые кипели в этом старом , одноэтажном , с деревянной резьбой , особнячке в самом центре Хабаровска , порой бурлили нешуточные . Пишу об этом потому , что именно там возник первый в Хабаровсе дельтапланерный Приют . Кого только не было в этом клубе! Туристы-водники,альпинисты,спелеологи,которые рыли под клубом свои норы,постепенно превратившиеся почти в актовый зал .Это было настоящее ,мужское братство !Наши более старшие,бородатые друзья ,учили нас отличать правду от лжи,любить и ненавидеть! Сколько лет уже нет Василича , но как сама совесть стоит за спиной,не дает оступиться. Учил верить в людей не таиться знаниями,пригревать и вести за собой начинающих и слабых . И тогда ,ничуть не сомневаясь в своей правоте ,Миша выделил нам королевские апартаменты 3х8 м в цоколе своего владения , вероятно это помещение когда - то служило кухней , так как было облицовано кафелем . Там было тепло , светло и сухо и совершенно независимо ! Название для будущего клуба придумали быстро и не затейливое - "ИКАР" , хотя этот парень и не полетал вволю , акцент сделали на его бесшабашное упорство и отчаянное желание летать по небу , аки птица . А именно такими мы в то время и были , мне 19 , моему другану Витьку Муравьеву 18 . Дельтаплан мы с ним уже тогда построили и пришли к Непогодину не с пустыми руками , и как мы считали , уже матерыми дельтапланеристами , в полной уверенности , что до нас в городе Т А К О Г О еще никто не делал.
Дельтаплан , который Непогодин , Саша Урванцев и еще несколько их друзей сваяли в 1974 году , хранился у Миши в клубе . История простая и не затейливая , поскольку люди были любопытные , умеющие работать головой и помогать ей руками , дельтаплан сделали . Как и мы , летать никто не умел и не знал как к этому подойти , первый испытатель , который отважился шагнуть с этой конструкцией с горки , был и первой жертвой . Отделался переломом ноги , произведя на окружающих сильное и неизгладимое впечатление . А поскольку почти все из той компании камикадзе к тому Наглядно продемонстрировав , привалившей студенческой братии , что дельтаплан - недолго , но летающая конструкция , освоив очередной обрыв в районе Богдановки , мы начали морщить лбы . ГДЕ ????????????????? Причем это место должно было быть в пределах досягаемости , пешком , на трамвае или автобусе , тогда у нас еще не было собственных автомобилей . Шестиметровый , двадцатипяти килограммовый дельтаплан в чехле , носился тогда на наших молодых и крепких плечах , а от желающих , пока , хоть поносить , отбоя не было . Земля слухами полнится ! Хоть и вывозил нас на полеты Непогодин , используя свою власть и автобусы "Туриста" , завозя своих туристов на Хехцир , но наши маршруты не всегда совпадали и Мише за самоуправство вставили арбуз . Так вот , о слухах . Был у нас в клубе постоянный житель у подвальных спелеологов , чьи норы были рядом с нашими апартаментами , звали его ДОН , вот он и принес славную весть . Сопки "СЕМИБРАТКИ" ! Черт его знает , кто , когда и почему так назвал эти бугры , почти все заросшие дубняком , но с этими пупками у многих , я думаю , связаны самые хорошие воспоминания ! В те времена далекие ,теперь почти былинные , когда ..... У подножия этих , так называемых сопок , небыло ни чего , заброшенный городок ГО , линия ЛЭП , которая нас тогда не очень волновала . Самое главное - это направление преобладающих ветров и необходимая для обучения пологость склона . Правда вся заросшая ............сообща погодить пока ломать шеи и отложил летание до нового позыва души . Так и остался этот первый дельтаплан у Непогодина в клубе как исторический артефакт . По не очень понятной для нас причине Миша нам его не давал , таинственно молчал .
А нас с Витьком несло , объявления , развешанные нами в разных институтах , принесли такой наплыв жаждущих пощекотать себе нервы , что всерьез пришлось призадуматься , как относительно безопасно начать обучать этих страждущих . И тут оказалоь , что по большому счету , в Хабаровске негде летать ! Что- то нам смутно подсказывало , что запускать народ с обрыва на реку Амур , вряд ли стоит делать . Хотя сами , шагая в пропасть , особо не задумывались , отвечали то только за себя . А тут народ учить ...
Вообще то, первой попыткой взлететь на дельтаплане , была попытка взлететь за лодкой , на буксире . Из необходимых составляющих для осуществления задуманного , наличествовала река Амур , только что построенный и выстраданный в муках сомнений дельтаплан , об управлении которым были самые смутные представления ( нам повезло невероятно , точка подвески пилота оказалась именно там , где нужно , это мы поймем гораздо позже ) , и самое главное - лодка с мотором . Настырности , упорства , и запредельного желания взлететь , нам было не занимать . Откровенно говоря , в процессе постройки дельтаплана , меня не раз посещали смутные сомнения , как это сооружение из труб и ткани болонья , вообще может куда то лететь ? Но Витек развеивал ВСЕ сомнения своей фанатичной верой в успех и диким упорством ! С этими его качествами мне придется , за многолетнюю нашу дружбу , столкнуться ни раз , причем со временем выработался прямо инстинкт какой то , я верил во все Витькины начинания , как маленький ребенок верит в Дедушку Мороза . В свою очередь , все мои сомнения и критика , учитывались им , возможно даже придавали еще большей уверенности в себе , впрочем виду он не подавал . Короче , в один из замечательных , солнечных , пышущих жаром и зноем , июльских дней , мы высадились на левом берегу Амура . Подальше от людских глаз , крайне неудачно выбрав место , как выяснилось позже . Нас было трое : Витек , я и мастерица , которая строчила наш первый парус , Ириша . Получалось однако , что крыло собирали первый раз и провозились очень долго . Собрали , устали , вспотели даже изнутри , но то , что в итоге явилось свету – глаз радовало и внушало некий трепет . Было так жарко , и так неистово светило солнце , что обгорели мы все буквально до костей . Это обнаружилось , естественно , позже . Пока нас занимало только одно , как умудрится завести , постоянно глохнущий мотор , расправить буксирный трос , который так и норовил намотаться на винт , Витьке устоять на водных лыжах с дельтапланом на плечах , Ирише придержать лодку , которую сносило течение , и мне, мечущемуся в лодке от мотора к рулевому, начать натягивать трос и уже поднять Витьку в воздух . Задача , прямо скажем , не реальная ! Витька матерился так , что не смотря на дикую жару , становилось еще жарче , руки тряслись от напряжения , от несогласованности действий , полной бестолковости и раздражающего до слез неумения . Не придавали сил и периодические окунания в воды Амура Батюшки . Но отступиться , от намеченного Муравьем плана ( командовал , естественно он , на правах идейного вдохновителя , владельца лодки и в конце концов - он про себя ТАК РЕШИЛ ! ) взлететь обутым именно в водные лыжи и с дельтапланам на плечах , было равносильно сдачи Москвы немцам в 41 году . Отчаяние захлестывало , но к концу дня устали все так , что даже семижильный Муравей выдохся и смилостивился над нами , как то в раз успокоившись . Стало очевидно , что нынче воздушное пространство нам явно не желает покоряться . Немного развеяли самые черные мысли , попытки спланировать с небольшого бугорка , вселившие слабые надежды на то , что вероятно и в правду это сооружение может держать человеческое тело какое то время в воздухе . Честно скажу – слабые , очень слабые …. Вот так , примерно это выглядело в самый первый раз .
Продолжу , однако ! Поскольку буксирные полеты , как наиболее кайфовые для нас на тот момент , были освоены в совершенстве , летали мы много . Бывало всякое .
Один случай , запомнился на всю оставшуюся жизнь . Возможно кто- то меня поймет - это про то , когда в голове только одна мысль , которую внутренний голос успевает цинично выдавить одним емким словом П……..Ц !
Итак , вволю поотшибав колени , локти , нахлебавшись , тогда еще вполне пригодной для питья , амурской воды . Мы , методом проб и ошибок , выработали приличные навыки , необходимую согласованность действий и главное - уверенность . Летаем , значить по небу ….
Летом 1978 года появляется у нас в клубе один человек , с которым по воле судьбы , мне придется в последствии общаться несколько лет . И не скажу , что это общение доставляло мне удовольствие , но тогда было вооще все пофиг ! Капитан второго ранга представился Начальником Морской школы ДОСААФ , фамилия Цукерман ….
Предлагает нам пролететь на дельтапланах во время празднования Дня Военно - Морского Флота . Кто то из нас ляпнул , что мол у нас пока только один . Времени остается чуть больше месяца . А этот тип просит , нет , он требует , шоб непременно было два дельтаплана ! Присутствующий при разговоре Миша Непогодин , сразу берет быка за рога , и мягко объясняет товарисчу , что все не так просто и непременно требуется привлечение , к проведению этой ответственной и политически важной операции , чуть ли не всего ВПК города Хабаровска . Бородатый Непогодин выглядел разбойником . Кавторанг , слегка опешил от такого Мишиного хвата и еще больше набычился , но морская выдержка не подвела , сверкнув недобрым глазом , он потребовал список всего необходимого …..к завтрашнему утру ! Поднял со стула свою грузную тушку , вытер пот на затылке и свалил , оставив меня с Муравьем с разинутыми ртами .
Дельтаплан , который Непогодин , Саша Урванцев и еще несколько их друзей сваяли в 1974 году , хранился у Миши в клубе . История простая и не затейливая , поскольку люди были любопытные , умеющие работать головой и помогать ей руками , дельтаплан сделали . Как и мы , летать никто не умел и не знал как к этому подойти , первый испытатель , который отважился шагнуть с этой конструкцией с горки , был и первой жертвой . Отделался переломом ноги , произведя на окружающих сильное и неизгладимое впечатление . А поскольку почти все из той компании камикадзе к тому Наглядно продемонстрировав , привалившей студенческой братии , что дельтаплан - недолго , но летающая конструкция , освоив очередной обрыв в районе Богдановки , мы начали морщить лбы . ГДЕ ????????????????? Причем это место должно было быть в пределах досягаемости , пешком , на трамвае или автобусе , тогда у нас еще не было собственных автомобилей . Шестиметровый , двадцатипяти килограммовый дельтаплан в чехле , носился тогда на наших молодых и крепких плечах , а от желающих , пока , хоть поносить , отбоя не было . Земля слухами полнится ! Хоть и вывозил нас на полеты Непогодин , используя свою власть и автобусы "Туриста" , завозя своих туристов на Хехцир , но наши маршруты не всегда совпадали и Мише за самоуправство вставили арбуз . Так вот , о слухах . Был у нас в клубе постоянный житель у подвальных спелеологов , чьи норы были рядом с нашими апартаментами , звали его ДОН , вот он и принес славную весть . Сопки "СЕМИБРАТКИ" ! Черт его знает , кто , когда и почему так назвал эти бугры , почти все заросшие дубняком , но с этими пупками у многих , я думаю , связаны самые хорошие воспоминания ! В те времена далекие ,теперь почти былинные , когда ..... У подножия этих , так называемых сопок , небыло ни чего , заброшенный городок ГО , линия ЛЭП , которая нас тогда не очень волновала . Самое главное - это направление преобладающих ветров и необходимая для обучения пологость склона . Правда вся заросшая ............сообща погодить пока ломать шеи и отложил летание до нового позыва души . Так и остался этот первый дельтаплан у Непогодина в клубе как исторический артефакт . По не очень понятной для нас причине Миша нам его не давал , таинственно молчал .
А нас с Витьком несло , объявления , развешанные нами в разных институтах , принесли такой наплыв жаждущих пощекотать себе нервы , что всерьез пришлось призадуматься , как относительно безопасно начать обучать этих страждущих . И тут оказалоь , что по большому счету , в Хабаровске негде летать ! Что- то нам смутно подсказывало , что запускать народ с обрыва на реку Амур , вряд ли стоит делать . Хотя сами , шагая в пропасть , особо не задумывались , отвечали то только за себя . А тут народ учить ...
Вообще то, первой попыткой взлететь на дельтаплане , была попытка взлететь за лодкой , на буксире . Из необходимых составляющих для осуществления задуманного , наличествовала река Амур , только что построенный и выстраданный в муках сомнений дельтаплан , об управлении которым были самые смутные представления ( нам повезло невероятно , точка подвески пилота оказалась именно там , где нужно , это мы поймем гораздо позже ) , и самое главное - лодка с мотором . Настырности , упорства , и запредельного желания взлететь , нам было не занимать . Откровенно говоря , в процессе постройки дельтаплана , меня не раз посещали смутные сомнения , как это сооружение из труб и ткани болонья , вообще может куда то лететь ? Но Витек развеивал ВСЕ сомнения своей фанатичной верой в успех и диким упорством ! С этими его качествами мне придется , за многолетнюю нашу дружбу , столкнуться ни раз , причем со временем выработался прямо инстинкт какой то , я верил во все Витькины начинания , как маленький ребенок верит в Дедушку Мороза . В свою очередь , все мои сомнения и критика , учитывались им , возможно даже придавали еще большей уверенности в себе , впрочем виду он не подавал . Короче , в один из замечательных , солнечных , пышущих жаром и зноем , июльских дней , мы высадились на левом берегу Амура . Подальше от людских глаз , крайне неудачно выбрав место , как выяснилось позже . Нас было трое : Витек , я и мастерица , которая строчила наш первый парус , Ириша . Получалось однако , что крыло собирали первый раз и провозились очень долго . Собрали , устали , вспотели даже изнутри , но то , что в итоге явилось свету – глаз радовало и внушало некий трепет . Было так жарко , и так неистово светило солнце , что обгорели мы все буквально до костей . Это обнаружилось , естественно , позже . Пока нас занимало только одно , как умудрится завести , постоянно глохнущий мотор , расправить буксирный трос , который так и норовил намотаться на винт , Витьке устоять на водных лыжах с дельтапланом на плечах , Ирише придержать лодку , которую сносило течение , и мне, мечущемуся в лодке от мотора к рулевому, начать натягивать трос и уже поднять Витьку в воздух . Задача , прямо скажем , не реальная ! Витька матерился так , что не смотря на дикую жару , становилось еще жарче , руки тряслись от напряжения , от несогласованности действий , полной бестолковости и раздражающего до слез неумения . Не придавали сил и периодические окунания в воды Амура Батюшки . Но отступиться , от намеченного Муравьем плана ( командовал , естественно он , на правах идейного вдохновителя , владельца лодки и в конце концов - он про себя ТАК РЕШИЛ ! ) взлететь обутым именно в водные лыжи и с дельтапланам на плечах , было равносильно сдачи Москвы немцам в 41 году . Отчаяние захлестывало , но к концу дня устали все так , что даже семижильный Муравей выдохся и смилостивился над нами , как то в раз успокоившись . Стало очевидно , что нынче воздушное пространство нам явно не желает покоряться . Немного развеяли самые черные мысли , попытки спланировать с небольшого бугорка , вселившие слабые надежды на то , что вероятно и в правду это сооружение может держать человеческое тело какое то время в воздухе . Честно скажу – слабые , очень слабые …. Вот так , примерно это выглядело в самый первый раз .
Продолжу , однако ! Поскольку буксирные полеты , как наиболее кайфовые для нас на тот момент , были освоены в совершенстве , летали мы много . Бывало всякое .
Один случай , запомнился на всю оставшуюся жизнь . Возможно кто- то меня поймет - это про то , когда в голове только одна мысль , которую внутренний голос успевает цинично выдавить одним емким словом П……..Ц !
Итак , вволю поотшибав колени , локти , нахлебавшись , тогда еще вполне пригодной для питья , амурской воды . Мы , методом проб и ошибок , выработали приличные навыки , необходимую согласованность действий и главное - уверенность . Летаем , значить по небу ….
Летом 1978 года появляется у нас в клубе один человек , с которым по воле судьбы , мне придется в последствии общаться несколько лет . И не скажу , что это общение доставляло мне удовольствие , но тогда было вооще все пофиг ! Капитан второго ранга представился Начальником Морской школы ДОСААФ , фамилия Цукерман ….
Предлагает нам пролететь на дельтапланах во время празднования Дня Военно - Морского Флота . Кто то из нас ляпнул , что мол у нас пока только один . Времени остается чуть больше месяца . А этот тип просит , нет , он требует , шоб непременно было два дельтаплана ! Присутствующий при разговоре Миша Непогодин , сразу берет быка за рога , и мягко объясняет товарисчу , что все не так просто и непременно требуется привлечение , к проведению этой ответственной и политически важной операции , чуть ли не всего ВПК города Хабаровска . Бородатый Непогодин выглядел разбойником . Кавторанг , слегка опешил от такого Мишиного хвата и еще больше набычился , но морская выдержка не подвела , сверкнув недобрым глазом , он потребовал список всего необходимого …..к завтрашнему утру ! Поднял со стула свою грузную тушку , вытер пот на затылке и свалил , оставив меня с Муравьем с разинутыми ртами .