Яковлев, Александр Сергеевич

Концепция маневренного истребителя ЗАСТАВЛЯЛА делать самолёт под хорошо натренированного лётчика автоматически. Летать на вертлявом самолете малоопытный

пилот мог только осторожно и блинчиком. Яковлев не был гением понявшим постулаты о простом самолете и т.д. К началу 40х все уже поняли , что надо делать самолеты

более устойчивыми.

Как я понимаю, концепция маневренного истребителя для передовых в авиационном отношении стран почила вместе с Первой мировой, задолго до 40-х. Во всяком случае, после строгих трипланов и некоторых бипланов той войны (например, Sopwith Camel, 1916 г.) конструкторы явно начали отдавать предпочтение скорости, и времена опасных для пилота массовых боевых самолетов закончились. Но, к сожалению, не у нас.

Я не считаю Яковлева гением, но, по моему мнению, он больше других отечественных конструкторов истребителей сделал для победы в войне. И в гражданской сфере у него немало заслуг. Поэтому всякий раз, когда вспыхивает традиционная антияковлевская полемика, я стараюсь высказать свое мнение на этот счет.
 
Поэтому всякий раз, когда вспыхивает традиционная антияковлевская полемика
Здесь не антияковлевская полемика, здесь ветка о Яковлеве А.С. Т.е. о всём, что он сделал в авиации, как о "позитиве", так и о "негативе". И желательно, чтобы она(ветка) была беспристрастна.  :🙂
 
А Як-11? Ведь он был также говорят опасным?

Строгий был самолет. Почему, не знаю, но вряд ли он таким получился случайно, Яковлев был конструктором собранным и последовательным. Могу лишь предположить, что он, видя тенденцию послевоенной техники к усложнению пилотирования, делал учебно-тренировочный аппарат соответствующим. Типа "тяжело в ученьи...".
 
До декабря 44го самолеты Як не имели возможности непрерывного набора высоты ( это ваще!! жесть). В противовес например Ла-5/7, как и другие воевавшие, набирал высоту как и положено истребителю, без площадок.
И чего стоют после этого все приведенные выше таблицы скороподьемности?

Если у Вас есть другие данные по скороподъемности Яков, приводите, сообща разберемся, составим новые таблицы. А пока приходится довольствоваться теми, что есть.
 
Как я понимаю, концепция маневренного истребителя для передовых в авиационном отношении стран почила вместе с Первой мировой, задолго до 40-х. Во всяком случае, после строгих трипланов и некоторых бипланов той войны (например, Sopwith Camel, 1916 г.) конструкторы явно начали отдавать предпочтение скорости, и времена опасных для пилота массовых боевых самолетов закончились. 
Как ни странно нет! Но,скажем у японцев большинство истребителей были очень маневренными (по впечатлению американских пилотов),при этом достаточно скоростными. Вспомним Ки-27,Ки-84,N1K.Наверное, к ним же можно отнести Як-9 , Ла-7 и "Спитфайры" I-IX. Это соединение маневренных и скоростных качеств нашло продолжение в F-86 (а его даже наши ВВС захотели иметь на вооружении),продолжилось в F-5 и отчасти в МиГ-21,  а сейчас вообще эта концепция тожествует в виде МиГ-29...,Су-27...-35. Идея же мощных и скоростных "летающих напильников" начатая Ме-109 и ФВ-190,успешно развивалась в виде "Темпестов" и МиГ-15,например, достигла абсолюта в виде F-104,и ушла вместе с "Фантомами" и МиГ-23.
Но в 40-е она доминировала безусловно. 
Ушла концепция вертлявых самолетов отпала и необходимость строить УТ-1.
Подозреваю,что концепция нездорово вертлявого истребителя была рождена Поликарповым и воплощена только в И-16. 😉
Реальные КБ получили кормушки более сытные, а АСЯ оттерли  и малую авиацию дали. Ею никто из солидных заниматься не хотел. Не те масштабы. В тоже время вертикалкиами и вертолетами КБ Яковлева занималось от безысходности. Гимороя много, но шанс хоть немного от большого куска получить.
dd2,это стиль рассуждений нынешнего "эффективного манагера",который озабочен как стырить поболее бюджетных денег.
Думаю,Яковлев,при всей неоднозначности своей натуры,был из "другого теста",он- "пионер" советской авиации и человек творческий. Самолётами он стал заниматься не от того,что хлебный паёк хороший давали.
Возможно,он сознательно не лез в тематику тяжёлого самолётостроения. Во-первых,потому,что это ЕМУ НЕИНТЕРЕСНО,во-вторых сознавая объективно больший опыт и превосходство АНТ и Ильюшина в этой области.
А вот вертолётная тематика была практически "целиной" и возможно весьма прибыльным делом (вспомним фирму Белл). И я удивляюсь,что его КБ  смогло,имея нулевой опыт в этом деле, сперва соперничать НА РАВНЫХ с Камовым и Милем,создавая конкурентоспособные аппараты РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ. В этом новаторский стиль работы АСЯ.
Далее,в 60-е тема СВВП виделась ОЧЕНЬ перспективной,и у КБ Яковлева объективно были самые высокие шансы на успех.Як-38,конечно говно(в сравнении с Харриером),но лучше ли были конкурирующие изделия МиГ? В конце концов КБ Яковлева выдало сверхзвуковой СВВП Як-141,и установленные мировые рекорды говорят сами за себя. 
Ну а создание больших пассажирских с-тов Як-40 и Як-42, лишь подчёркивает высокий (когда-то) инженерный потенциал КБ и лично АСЯ. 

Почему вдруг откровенно слабые КБ, сидящие даже не на вторых - на десятых ролях - вдруг вырвались вперед? Почему мощнейшее и монопольнейшее вдруг так закачалось?
Таковы законы жизни! Но случилось это не вдруг.
КБ Яковлева после Як 15 вполне на равных конкурировало с МиГ и Ла и делало вполне соответствующие времени самолёты (Як-50),но потеряло время на развитии тупиковой ветви истребителей реданной схемы и проиграло "по-честному",как и Ла. При этом Яковлев,пожалуй первый в стране,продвигал шасси велосипедной схемы.
Для "короля", нет,  бери выше, - "императора маневренных фронтовых истребителей" - довольствоваться двухмоторными увальнями - НЕ ВЕРЮ!
Это конкретно Пе-3 был увальнем,а вот Р-38-нет! 😛
И в те годы,и значительно позже, истребители ПВО были большими,и в основном 2 х-моторными (Ту-128,Су15,МиГ-31).
И в конце 50-х рассматривались как средство доставки УР "воздух-воздух" в точку пуска.Так что создание таких истребителей дело большой государственной важности,заслуживает почёта и уважения. 🙂
 
Как я понимаю, концепция маневренного истребителя для передовых в авиационном отношении стран почила вместе с Первой мировой, задолго до 40-х.

Не правильно вы понимаете.
Концепция маневренного истребителя жива и сегодня.
После первой мировой войны никто и нигде от маневренности не отказался.
Все последующие истребители потеряли часть маневренности в погоне за приростом скорости, и только. Постоянный поиск золотого компромисса меневренный-быстрый идет и сегодня. Ф-22 и МиГ с двигателями с УВТ это не для рекламы.

Если у Вас есть другие данные по скороподъемности Яков, приводите, сообща разберемся, составим новые таблицы

О яковлевской методике определения скороподьемности (ступенчато) упоминалось в мемуарав испытателей , и не один раз. Факт имел место.
Косвенно это нашло отражение и в мемуарах летчиков - фронтовиков. Надо поискать ссылку. Найду - выложу.

Строгий был самолет. Почему, не знаю, но вряд ли он таким получился случайно, Яковлев был конструктором собранным и последовательным. Могу лишь предположить, что он, видя тенденцию послевоенной техники к усложнению пилотирования, делал учебно-тренировочный аппарат соответствующим. 


Самолет Як-11 это Як-3 с половинкой Аш-82.
Яковлев втулил мало мальски подводящий движок на старый самолет и утер руки.

Вообще прослеживается дремучая лень как конструктора у АСЯ. За громадный период времени предпринимались очень малые усилия к улучшению и глубокой модернизации имеющихся изделий.

dd2,это стиль рассуждений нынешнего "эффективного манагера",который озабочен как стырить поболее бюджетных денег.

Вы не знаете истории. Постановление об распределении сфер влияния было. Яковлеву дали заниматься мелочевкой, для ДОСААФ. Другими словами от многомилионных военных саказов полностью отстранили. Это факт.
Частично именно это обусловило бесплодность КБ АСЯ в послевоенное время.

И я удивляюсь,что его КБсмогло,имея нулевой опыт в этом деле, сперва соперничать НА РАВНЫХ с Камовым и Милем,создавая конкурентоспособные аппараты РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ

Ага, на равных.. а где результат? Следуя вашей логике Я тоже мог на равных конкурировать. Всял карандаш , начертил новаторскую шему и .. а потом заявлять что был на равных с Милем..
Открою сикрет. Вертолетки АСЯ не пошли по вполне обыденным причинам. Тряска (такая что приборов не видно), прочность, плохая приспособленность к реалиям повседневной экстлуатации. Эх, была бы война так те вертушки тысячами бы строили,а вот в мирное время никто брать не захотел.

КБ Яковлева после Як 15 вполне на равных конкурировало с МиГ и Ла

Як-15 был никакой. Равным с Ла и МИГ он никак не мог быть по определению.
Самолет сделали для парадного пролета , один раз.
Об этом уже писал выше.
 
...после строгих трипланов и некоторых бипланов той войны (например, Sopwith Camel, 1916 г.) конструкторы явно начали отдавать предпочтение скорости, и времена опасных для пилота массовых боевых самолетов закончились. 
Как ни странно нет! Но,скажем у японцев большинство истребителей были очень маневренными (по впечатлению американских пилотов),при этом достаточно скоростными. Вспомним Ки-27,Ки-84,N1K.Наверное, к ним же можно отнести Як-9 , Ла-7 и "Спитфайры" I-IX.

По-моему, перечисленные самолеты по соотношению скорость/маневренность сильно отличались от бипланов-трипланов первой мировой, от И-16, и не были опасными для пилота. Во всяком случае, Яки и Спитфайры - точно.
 
Как я понимаю, концепция маневренного истребителя для передовых в авиационном отношении стран почила вместе с Первой мировой, задолго до 40-х.

Не правильно вы понимаете.
Концепция маневренного истребителя жива и сегодня.
После первой мировой войны никто и нигде от маневренности не отказался.

От концепции маневренности любой ценой, в которой платой за нее является скорость, потеря устойчивости, превращающая самолет в сложнопилотируемый и опасный для пилота, не отказались до сих пор? Вот это новость...

Вы мне напомнили фрагмент из современного документального фильма, где стоит пилот возле МиГ-а или Сушки и вещает что-то типа: "Это самый маневренный самолет в мире, самый лучший в мире, и, если понадобится, мы на них будем бить врага, как били на И-16, по-чкаловски!". Уж и не знаю, какой смайлик ставить...
 
Что-то мы немного заблудились... Концепция суперманевренного соседствовала с концепцией скоростного. Поликарпов продвигал обе - И-15 и И-16. Насколько я понял, АСЯ с середины воны работал только над одной - маневренной. Т.е. мы опять пошли на спираль. Никаких высокоскоростных в серии у него не было, машины с М-107 считать нет смысла, нескоростные они были, ни профиль крыла, ни конструкция, ни запасы прочности, ни реальные возможности двигателя не позволяли. Что касается опасный-неопасный, то конечно, никто специально опасные не создавал. Так получалось... А то так мы придем к тому, что Як-4 и Як-6 специально создавали сложными, чтобы пилоты не расслаблялись.
 
превращающая самолет в сложнопилотируемый и опасный для пилота, не отказались до сих пор? Вот это новость...

Есть такой вполне современный самолет Су-27. Там по устойчивости и т.д. мало отличий с И-16.  Пусть поправят знающие , но на нем при отказе двигателей (топливо кончилось) далеко не спланируешь..
 
Что-то мы немного заблудились... Концепция суперманевренного соседствовала с концепцией скоростного.

Так и будем плутать, если запихивать технику в концепции, мертвые уже почти сто лет.

Есть такой вполне современный самолет Су-27. Там по устойчивости и т.д. мало отличий с И-16.

И он так же по сравнению с однотипными самолетами сложен в пилотировании, как как в свое время И-16?
 
И он так же по сравнению с однотипными самолетами сложен в пилотировании, как как в свое время И-16? 


Сравниваем концепцию или мощность бортового компютера?
Нужда заставляет ставить ЭВМ на борт. Лишь бы только был маневренным.
Концепция жива и будет жить.

Вот, через 3-5 лет поговорим о сверх маневренности новых дронов. Я лично ожидаю в ближайшем будущем создание беспилотного высокоманевренного полноценного истребителя. Назовите это поколение 6 или еще как.
 
Может КБ Яковлева опять воспрянет на новом витке спирали?
 
Может КБ Яковлева опять воспрянет на новом витке спирали? 

Диалектика вещь хорошая, но не без исключений.
Конкретно это КБ исчезло уже и навсегда. Условия кончились..
Хотя Яковлев не Яковлев, какая разница? Разговор о методе..
Появится халява - будут и новые АСЯ, ...под другими, громкими именами. 
Вообще то уже есть такой "новый АСЯ" и КБ такое есть пепелац..
Более того , эта группа уже перешла в процесс загибания и пикирование уже начинается. Все как под копирку..
Кто это? Да сами прикиньте. В России авиа КБ пересчитать по пальцам одной руки можно..
Прикольно , но характерны даже манера поведения и методика. Опять те же грабли..
Пиар многообещающего проекта, получения всех благ и средств по сути только за слова и без реального изделия, бесконечная доводка и перенос сроков т.к. аппарат не выдает обещанных ЛТХ ...(добавьте сами)..

А Вы  говорите не надо ворошить прошлое..
 
Сравниваем концепцию или мощность бортового компютера?


Для сравнения концепций их сначала хорошо бы сформулировать. Я свою формулировку дал в сообщении #248. И считаю, что концепция в сформулированном виде умерла. Если Вы не согласны, либо опровергайте (доказывая, что она жива именно в моей формулировке), либо формулируйте по-своему. Иначе мы все время будем говорить о разном.
 
Читал большую статью,про сверхманёвренность.Там,на пальцах,доказывлось,что на скоростях выше сверхзвука ,человек ПРОСТО НЕ ВЫДЕРЖИТ перегрузок.А Як-15,это всего навсего,усиленный планер Як-3 с привёрнутым реактивным двигателем.Поскольку он был с хвостовым колесом,реактивная струя портила взлётку,а мелкие камушки -оперение.Это говорит о ПОЛНОМ НЕПОНИМАНИИ сути реактивной тяги!
З.Ы.А от Як-12 и Як-40 я просто ТАЩУСЬ!!!!!
 
Читал большую статью,про сверхманёвренность.Там,на пальцах,доказывлось,что на скоростях выше сверхзвука ,человек ПРОСТО НЕ ВЫДЕРЖИТ перегрузок.
Перегрузку не переносимую человеком, возможно создать на скоростях ГОРАЗДО меньше сверхзвуковых :IMHO
 
Перегрузку не переносимую человеком, возможно создать на скоростях ГОРАЗДО меньше сверхзвуковых :IMHO [/quote]
В этом нет никаких сомнений.ВЕСЬ пилотаж на реактивных истребителях делается на "дозвуке".А зачем нужна сверманёвренность? На 3-х Махах долететь до поля боя,а там,сбросить скорость и красиво,под аплодисменты наблюдающих с земли,сбивать супостата,который то же должен быть любителем пилотажа?
 
В этом нет никаких сомнений.ВЕСЬ пилотаж на реактивных истребителях делается на "дозвуке".А зачем нужна сверманёвренность? На 3-х Махах долететь до поля боя,а там,сбросить скорость и красиво,под аплодисменты наблюдающих с земли,сбивать супостата,который то же должен быть любителем пилотажа?
Ага,примчались на 3М,сбросили скорость до 400-500км\ч и давай в хвост друг другу заходить ;D
 
З.Ы.А от Як-12 и Як-40 я просто ТАЩУСЬ!!!!!

По Як-12 ничего сказать не могу, не знаю. По многочисленным отзывам самолет был хорош.
А по Як-40 знаю что АСЯ там боком и этот уникальный самолет создали энтузиасты. Очень удачно случилось и технологическое окно позволившее делать цельные (фрезованием)ответственные шпангоуты.

Я свою формулировку дал в сообщении #248

в ссобщении №248 вы передергиваете.

Поликарпов нащупал разумный компромис между маневренностью и скоростными характеристиками.
АСЯ , со своим недоделаным самолетом, переиграл поскольку в резко изменившихся условиях игры ПООБЕЩАЛ более высокую скорость. В жертву скорости было принесено все:  прочность, оборудование (даже генератор снимался!), вооружение, удобство эксплуатации и обслуживания... Этот передовой самолет не мог летать ночью и в сумерках.
А сколько нареканий (аварий) было из-за шасси!

Хотя я вполне допускаю мысль, что все это АСЯ делал чтобы наши летчики/техники вырабатывали выдающиеся навыки и умения..
 
Назад
Вверх