Как я понимаю, концепция маневренного истребителя для передовых в авиационном отношении стран почила вместе с Первой мировой, задолго до 40-х. Во всяком случае, после строгих трипланов и некоторых бипланов той войны (например, Sopwith Camel, 1916 г.) конструкторы явно начали отдавать предпочтение скорости, и времена опасных для пилота массовых боевых самолетов закончились.
Как ни странно нет! Но,скажем у японцев большинство истребителей были очень маневренными (по впечатлению американских пилотов),при этом достаточно скоростными. Вспомним Ки-27,Ки-84,N1K.Наверное, к ним же можно отнести Як-9 , Ла-7 и "Спитфайры" I-IX. Это соединение маневренных и скоростных качеств нашло продолжение в F-86 (а его даже наши ВВС захотели иметь на вооружении),продолжилось в F-5 и отчасти в МиГ-21, а сейчас вообще эта концепция тожествует в виде МиГ-29...,Су-27...-35. Идея же мощных и скоростных "летающих напильников" начатая Ме-109 и ФВ-190,успешно развивалась в виде "Темпестов" и МиГ-15,например, достигла абсолюта в виде F-104,и ушла вместе с "Фантомами" и МиГ-23.
Но в 40-е она доминировала безусловно.
Ушла концепция вертлявых самолетов отпала и необходимость строить УТ-1.
Подозреваю,что концепция нездорово вертлявого истребителя была рождена Поликарповым и воплощена только в И-16.
😉
Реальные КБ получили кормушки более сытные, а АСЯ оттерли и малую авиацию дали. Ею никто из солидных заниматься не хотел. Не те масштабы. В тоже время вертикалкиами и вертолетами КБ Яковлева занималось от безысходности. Гимороя много, но шанс хоть немного от большого куска получить.
dd2,это стиль рассуждений нынешнего "эффективного манагера",который озабочен как стырить поболее бюджетных денег.
Думаю,Яковлев,при всей неоднозначности своей натуры,был из "другого теста",он- "пионер" советской авиации и человек творческий. Самолётами он стал заниматься не от того,что хлебный паёк хороший давали.
Возможно,он сознательно не лез в тематику тяжёлого самолётостроения. Во-первых,потому,что это ЕМУ НЕИНТЕРЕСНО,во-вторых сознавая объективно больший опыт и превосходство АНТ и Ильюшина в этой области.
А вот вертолётная тематика была практически "целиной" и возможно весьма прибыльным делом (вспомним фирму Белл). И я удивляюсь,что его КБ смогло,имея нулевой опыт в этом деле, сперва соперничать НА РАВНЫХ с Камовым и Милем,создавая конкурентоспособные аппараты РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ. В этом новаторский стиль работы АСЯ.
Далее,в 60-е тема СВВП виделась ОЧЕНЬ перспективной,и у КБ Яковлева объективно были самые высокие шансы на успех.Як-38,конечно говно(в сравнении с Харриером),но лучше ли были конкурирующие изделия МиГ? В конце концов КБ Яковлева выдало сверхзвуковой СВВП Як-141,и установленные мировые рекорды говорят сами за себя.
Ну а создание больших пассажирских с-тов Як-40 и Як-42, лишь подчёркивает высокий (когда-то) инженерный потенциал КБ и лично АСЯ.
Почему вдруг откровенно слабые КБ, сидящие даже не на вторых - на десятых ролях - вдруг вырвались вперед? Почему мощнейшее и монопольнейшее вдруг так закачалось?
Таковы законы жизни! Но случилось это не вдруг.
КБ Яковлева после Як 15 вполне на равных конкурировало с МиГ и Ла и делало вполне соответствующие времени самолёты (Як-50),но потеряло время на развитии тупиковой ветви истребителей реданной схемы и проиграло "по-честному",как и Ла. При этом Яковлев,пожалуй первый в стране,продвигал шасси велосипедной схемы.
Для "короля", нет, бери выше, - "императора маневренных фронтовых истребителей" - довольствоваться двухмоторными увальнями - НЕ ВЕРЮ!
Это конкретно Пе-3 был увальнем,а вот Р-38-нет!
😛
И в те годы,и значительно позже, истребители ПВО были большими,и в основном 2 х-моторными (Ту-128,Су15,МиГ-31).
И в конце 50-х рассматривались как средство доставки УР "воздух-воздух" в точку пуска.Так что создание таких истребителей дело большой государственной важности,заслуживает почёта и уважения.
🙂