Яковлев, Александр Сергеевич

К общему портрету "героя" темы:

ОКБ А С Яковлева во время войны занималось по большей части истребителями, что не помешало конструкторскому коллективу в 1948 г приступить к созданию тридцатипятиместного планера Як-14. Логичнымвыглядело выдать подобное задание КБ В.К.Грибовского, где за военный период накопился большой опыт постройки планеров. Однако в том же 48-м сам Яковлев, который тогда был заместителем наркома авиационной промышленности и возглавлял опытное строительство, это КБ ликвидировал, и заказ на планер достался ему. 
Бред, извиняюсь, полный. К сожалению, статейки на Айрваре перепечатывают откуда угодно, и в некоторых из них ещё и не такое прочитать можно...

Не был Яковлев в 48-м никаким заместителем. Тем более - НАРКОМА (с 15 марта 1946 г. были уже министерства). Ушёл Яковлев с этой должности в июле 1946 г., ДОБРОВОЛЬНО.
(См. любую биографию Яковлева, например http://www.testpilot.ru/russia/yakovlev/yak.htm; http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12893...)

А вот что он сам пишет в "Цели жизни":
Летом 1946 года в связи с большой занятостью в конструкторском бюро я решил просить об освобождении меня от обязанностей заместителя министра (к этому времени наркоматы уже были преобразованы в министерства) авиационной промышленности. На это требовалось согласие Сталина. Я волновался, не зная, как он отнесется к моей просьбе.

8 июля 1946 года нас с министром Михаилом Васильевичем Хруничевым вызвал Сталин. (...) Хруничев поддержал мою просьбу об освобождении меня от должности заместителя министра авиационной промышленности.

— Почему? — удивился Сталин, обращаясь ко мне.

Я сказал, что работаю в наркомате уже длительное время, что, пока шла война и сразу же после ее окончания, ставить вопрос об уходе не считал возможным. Но теперь, когда определены основы послевоенной перестройки нашей авиации на базе реактивных самолетов, прошу удовлетворить мою просьбу. Очень трудно совмещать конструкторскую и министерскую работу, и если я дальше останусь в министерстве, то неизбежно отстану как конструктор. Очень прошу не понять мою просьбу как дезертирство и освободить от работы в министерстве. Это будет только полезно для дела. Ведь я конструктор.

— Насчет того, что вы конструктор, у меня сомнений нет, — заметил Сталин и, подумав немного, сказал:

— Пожалуй, вы правы. Прежде всего вы конструктор и лишаться вас как конструктора было бы неразумно. Сколько лет вы работаете в министерстве?

— Да уже больше шести лет.

— Ну как, хватит с него? — обратился он к Хруиичеву. — А кем заменить?

Я назвал Сергея Николаевича Шишкина, который был в министерстве моим заместителем и начальником ЦАГИ.

— Это крупный ученый и хороший организатор. (...)

На следующий день я получил подписанные Сталиным два документа. Один — о присвоении мне звания генерал-полковника, другой — постановление Совета Министров СССР следующего содержания:

"Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Удовлетворить просьбу т. Яковлева А. С. об освобождении его от должности Заместителя Министра авиационной промышленности по общим вопросам, в связи с большой его конструкторской работой по созданию новых самолетов.

За шестилетнюю руководящую работу в Министерстве авиационной промышленности, наряду с личной конструкторской работой, объявить т. Яковлеву А. С. благодарность.

Председатель Совета Министров Союза ССР
И. Сталин

Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. Чадаев".

Теперь я мог все силы и время посвятить конструкторской работе, хотя и не полностью освободился от работы в министерстве: за мной сохранили пост председателя научного совета.
http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev-as/35.html

Что  касается того, что Як-14 не профиль Яковлева - так с планеров Яковлев начинал, а в годы войны помимо истребителей создал и лёгкий транспортник Як-6 - машину, не так уж далеко отстоящую от десантного планера. И вообще, разве плохо, когда человек берётся за "непрофильное" задание? ИМХО, это как раз в плюс Яковлеву. Мог ведь и так ответить: "Да вы что... Да я... Я ИСТРЕБИТЕЛИ строю! Какой, к чертям, ещё планер!" Ну и так далее... Он ведь не был в такой ситуации, когда надо было хоть за что-то ухватиться, угроза расформирования КБ перед ним не стояла! И всё-таки он не отказался и планер сделал, притом неплохой!

Можно вспомнить, что КБ Яковлева и вертолётами занималось, причём ещё в годы войны (http://www.airwar.ru/enc/heli/eg.html). Насколько я помню, тогда новой вертолётной тематикой было предложено заняться ВСЕМ ведущим "самолётным" ОКБ, но Яковлев единственный из крупных авиаконструкторов согласился - все прочие отказались.
 
Есть в сети книга Адлера, "Земля и небо" интересно почитать, о Яковлеве и работе его КБ, прочитал сам на одном дыхании, но книга явно однобокая, автор имеет "зуб" на Яковлева.
Там есть и о планере и его испытаниях.
http://bankknig.com/knigi/97958-zemlya-i-nebo-zapiski-aviakonstruktora.html
Если не получится скачать, могу выложить на народ.
 
И кому в это время понадобились десантные планера.

До появления мощных военно-транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12 (середина-конец пятидесятых) основу советской ВТА составлял Ли-2.

Поэтому вопрос аэромобильности частей Советской армии мог быть решен только при наличии десантных планеров - притом достаточно большой грузоподъемности, благо имелись подходящие буксировщики - тот же Ли-2, Ил-12 и даже Ту-4, их тоже рассматривали с этой целью.

После войны задание на десантный планер большой грузоподъемности получили ОКБ Яковлева, Ильюшина, Цыбина, Грибовского... боюсь соврать насчет Антонова - но и он, похоже, работал по этой теме. Будет время - надо почитать "наше все" Шаврова, там даны почти все тяжелые десантные планеры конца 40-х.

С появлением Ан-8 и Ан-12 проблема аэромобильности была решена, и тяжелые десантные планеры ушли в прошлое.

Насколько мне известно, планер Як-14 получился вполне дешевым, технологичным и летучим. Хотя машины Павла Цыбина были также неплохи.
 
Очень извиняюсь, но позвольте одну любопытную ссылку:
http://news.ng.ru/2011/07/04/1309764608.html

Вы спросите меня к ЧЕМУ я это?
Отвечу: вы подняли очень большую и очень СЛОЖНУЮ тему, выводы из которой ведут к ответу о причинах развала СССР.
Даже не знаю, дорогие друзья и коллеги, что и сказать ... Ведь настоящая правда бывает далеко и не всегда приятной ...
 
TheRaveт:
В это время голод в Сталинграде не дал возможности моей маме учиться в медицинском, куда она поступила...
Куда ж они хотели двинуть этими ВТА и ВДВ, раз так спешно наращивали мускулы? Сколько живет армада здоровенных планеров при отсутствии ангаров? Сезон? Два? И - на свалочку, до следующей войны.
 
Весной ,кажется , в 1948 была речь Черчиля в Фултоне..Начало холодной войны,стремящейся перерости в горячую,и возможность массового десанта в западной Европы охлаждала пыл деятелей,подобных Черчилю и Трумэну..Ядерного оружия пока ещё не было и все средства,как говорится,были хороши...В том числе и планера! :IMHO А уже в 1949 и у нас появилась бомбочка и постепенно необходимость большого количества планеров отпала...
 
ЗАЩИТНИКАМ ПРОЙДОХИПредлагаю документально опровергнуть  данные Н Н Максимова"Черный день НИИ ВВС красной армии"
 
Таинственный журнал=Авиация и космонавтика:вчера,сегодня,завтра=2007 №3 стр9-21==№4 стр27-33
Существует еще письмо в редакцию А А Щербакова. Лично я брал я брал в гугле
 
Лично я брал я брал в гугле 

Да... Мощная проведена работа! Вроде как человек пару лет в архивах просидел и пришел открыть глаза народу! Попробуйте оспорить, мол. Журнал вам не моська! А письмо в редакцию - не какая-нить писька! ;D
 
Вот шумите вы, ребята,  копья ломаете...
Мне кажется дело не в том, что А.С. Яковлев мерзавец, или нет.
Думаю, у каждого пробившегося в то время в Главные (Туполева, Ильюшина и многих других) есть свой "скелет в шкафу".
Сама система была такая, что не интеллигентный талант, а только человек, который идет по головам - был на коне. Яркий пример - Жуков Георгий Константинович.
Ценились те, кто не считаясь ни с кем и ни с чем выполнял указания "сверху", всегда говорил "Да". Он получал "карт бланш".
Не важно, что потом куча людей работала на это "Да". По выходным, праздникам, по 24 часа в сутки...Зато к празднику изделие было готово. И победный отчет по нему.
Не важно, что оно сырое, главное - успеть к идиотскому сроку.
Эти люди талантливы...по своему.
Возьмите Микояна, которому отдали проект Поликарпова - Миг-1.
Или самолет Бартини - Ер-2 (по фамилии начальника Первого отдела).
У немцев, тоже так было.
Вилли Мессершмит - был (или делал вид, что был) убежденным нацистом. Это позволяло ему получить свой "карт бланш"...
А профессор Фокке -спасибо хоть не растреляли, как у нас Немана или Калинина...
С волками жить- по волчьи выть...
Причем эта система работала и по наше время...
Возьмите В.П.Глушко, для которого было только два мнения - его и неправильное. Как же он развернулся, когда стал во главе министерства. Очень напоминает деяния А.С.Яковлева.
Из моего личного опыта.
Работал я в КБ Вымпел. Со мною работал конструктор постарше. Вдруг приходит он и говорит -Увольняют. Почему?
Пришло какое-то письмо месяц назад на доработку конструкции изделия. Провалялось оно этот месяц. Забыли или еще что.
Спохватились, а времени то и нет.
Спустили его в КБ, начальник КБ-конструктору. Сделать вчера, хоть ночь сиди! Тот отказался. Все ж не 38-й, а 83-й год.
Все. Уволили по собственному. Из оборонного КБ.
Какая Система, такие люди и всплывают... :IMHO
 
"Льва" -не пинать!=Ветку -Закрыть!=Молодежь воспитывать только на ярких примерах! Шкафы (самого т!ссс...не открывать) Вот и приплыли=Картина маслом.
P.S.Не читайте коменты Н.Максимова.Прочитайте только приведенные документы.Сделайте свои выводы и карфоген будет разрушен.Может дальше не надо будет прятать  скелеты?И Карфаген будет таки разрушен?и  ..всплывать не будет!
 
Прочитайте только приведенные документы.

Приведите. Только документы. Без ничьих комментов. А еще лучше, те моменты из документов, которые по вашему являются неоспоримыми свидетельствами. По крайней мере будет понятен уровень углубленности в тему очередного разоблачителя "корифеев". И да будет!

карфоген будет разрушен.

Как обычно, дело в нюансах. Понимаю, что перевод с латинского архисложная задача. Но буква "а" с любого языка переводится аналогично "а". Это и есть принцип документальности. "Карфаген" и никак иначе. Одна буковка не та и вот уже всплывает... И дело тут не в безграмотности, а в элементарной внимательности и способности отделять зерна от плевел.
 
Мне кажется дело не в том, что А.С. Яковлев мерзавец, или нет. 
В любом случае,он был талантливым авиаконструктором и внёс большой вклад и в нашу победу, и в развитие отечественной авиации.
Комментарии Максимова местами тенденциозны и некорректны с технической точки зрения. Например:
Примечание. Конструкция фюзеляжа будущего Як-1 в виде фермы из стальных труб была анахронизмом для истребителей образца 1940 года. Другие машины строились по схеме "полумонокок", позволяющей равномернее распределять нагрузку между элементами конструкции, а, следовательно, делать её более лёгкой и живучей. Неразъёмное деревянное крыло Як-1 делало невозможным его ремонт в плохую погоду и транспортировку повреждённого самолёта. По сути, это был запрещённый заказчиком приём, дававший заметную экономию в весе. Но даже и это преимущество в полной мере Яковлеву не удалось использовать. Для восприятия возросших нагрузок от изгиба и кручения (из-за увеличившейся массы самолёта) нужно было либо проектировать, по сути, новое крыло, либо усиливать переднюю часть (носок) крыла и включать её в силовую схему крыла через два дополнительных узла крепления к фюзеляжу. Из-за нехватки времени было выбрано второе решение, цена которого - избыточный вес.
Верно,что ферменный ф-ж истребителя в 1940 г. был анахронизмом,но не меньшим анахронизмом был любой полумонокок из шпона на казеиновом клею. ;D
Неразъёмное крыло,со всеми его недостатками, имели и Р-51 и ФВ-190.
Всего с 13 января по 27 апреля Пионтковский совершил 43 полёта на И-26. Пятнадцать из них заканчивались вынужденной посадкой и, несмотря на это, не разобравшись в причинах, не устранив опасные для жизни испытателя дефекты и, в первую очередь, недостаточную прочность самолёта, о чём конструктору было известно по результатам статических испытаний, Яковлев заставляет лётчика продолжать испытания.

И уж совсем неблаговидную роль играет Яковлев, фактически обвиняя Пионтковского в собственной гибели, полностью искажая действительную картину произошедшей катастрофы. О какой бочке могла идти речь, если самолёт имел недостаточную прочность, а в полётное задание входила только проверка температурного режима мотора!
Наверняка дефекты устранялись, а учитывая недостаточную прочность вводились ограничения по скорости и перегрузке.
Напомню,что испытания И-180 также начались с большим количеством дефектов и недоработок,и последовала сразу же катастрофа с гибелью В.П.Чкалова. Однако,нынче никто не наводит тень на прекраснодушного Н.Н.Поликарпова!
И т.д.
 
У.важаемый SNMON. Абсолютно с Вами согласен! Все дело  именно  в НЮАНСАХ!!!
.........Их поддержали сверху шишки,
         И "ЗОНЫ"строила страна.
        А по углам стояли вышки,
       И... раздавались  ордена.
                     ................... из поэмы "Беглец" С.Граховский=Поэзия узников ГУЛАГа
Нюанс- Сборник издан Фондом А.Н Яковлева,а при этом(прошу не путать буквы) А.С Яковлев был поставщиком ГУЛАГа,умудрившись при этом ,с реверансом,внести  вклад в ПОБЕДУ, и возможно ..развитие   отечественной авиации.   
 
У.важаемый SNMON. Абсолютно с Вами согласен! Все дело  именно  в НЮАНСАХ!!!
.........Их поддержали сверху шишки,
         И "ЗОНЫ"строила страна.
        А по углам стояли вышки,
       И... раздавались  ордена.
                     ................... из поэмы "Беглец" С.Граховский=Поэзия узников ГУЛАГа
Нюанс- Сборник издан Фондом А.Н Яковлева,а при этом(прошу не путать буквы) А.С Яковлев был поставщиком ГУЛАГа,умудрившись при этом ,с реверансом,внести  вклад в ПОБЕДУ, и возможно ..развитие   отечественной авиации.   


Я так и думал, что желание "попинать мертвого льва" исходит скорее из каких-либо косвенных психологических моментов. Памфлеты размером с поэму и аргументы типа "шнуровка на спине", согласитесь, документами не являются. 22 страницы препирательств "на скамеечке у дома" - закономерный итог темы, которую я и еще многие (или немногие :-/) предлагали закрыть сразу после ее открытия. А лучше переименовать в "Бабьи пересуды".

А вы, если уж пытаетесь реанимировать этот "тлеющий очаг недобитых вредителей"(шутка) 🙂, должны выходить с "бомбой", а не с очередной попыткой "копнуть поглыбже" в перекопанной вдоль и поперек "куче навоза".

Прошу прощения за обилие кавычек. Пробило на аллегории, знаете ли. 🙂
 
Комментарии Максимова местами тенденциозны и некорректны с технической точки зрения.

@ KAA Спасибо. Признаться, лень было писать об этом.

Добавлю только, что автор, являясь прямым потомком репрессированного деятеля того времени, врядли может претендовать на историческую достоверность. Основной целью таких исследований всегда является стремление реабилитировать несправедливо, по нашим временам, опороченного человека, тем более отца.
 
Вот.Вот..."-а выдумку сию,аки дьявольской помощью снаряженную,после Божественной Литургии,огнем сжечь."
---Вот кто подстазал Михаилу Жванецкому идею его классической фразы:-"А разве может судить об искусстве человек....ЛЫСЫЙ?" 🙂
В любом случае-ВСЕХ  С НОВЫМ  ГОДОМ......
 
Назад
Вверх