Бред, извиняюсь, полный. К сожалению, статейки на Айрваре перепечатывают откуда угодно, и в некоторых из них ещё и не такое прочитать можно...К общему портрету "героя" темы:
ОКБ А С Яковлева во время войны занималось по большей части истребителями, что не помешало конструкторскому коллективу в 1948 г приступить к созданию тридцатипятиместного планера Як-14. Логичнымвыглядело выдать подобное задание КБ В.К.Грибовского, где за военный период накопился большой опыт постройки планеров. Однако в том же 48-м сам Яковлев, который тогда был заместителем наркома авиационной промышленности и возглавлял опытное строительство, это КБ ликвидировал, и заказ на планер достался ему.
Не был Яковлев в 48-м никаким заместителем. Тем более - НАРКОМА (с 15 марта 1946 г. были уже министерства). Ушёл Яковлев с этой должности в июле 1946 г., ДОБРОВОЛЬНО.
(См. любую биографию Яковлева, например http://www.testpilot.ru/russia/yakovlev/yak.htm; http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12893...)
А вот что он сам пишет в "Цели жизни":
http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev-as/35.htmlЛетом 1946 года в связи с большой занятостью в конструкторском бюро я решил просить об освобождении меня от обязанностей заместителя министра (к этому времени наркоматы уже были преобразованы в министерства) авиационной промышленности. На это требовалось согласие Сталина. Я волновался, не зная, как он отнесется к моей просьбе.
8 июля 1946 года нас с министром Михаилом Васильевичем Хруничевым вызвал Сталин. (...) Хруничев поддержал мою просьбу об освобождении меня от должности заместителя министра авиационной промышленности.
— Почему? — удивился Сталин, обращаясь ко мне.
Я сказал, что работаю в наркомате уже длительное время, что, пока шла война и сразу же после ее окончания, ставить вопрос об уходе не считал возможным. Но теперь, когда определены основы послевоенной перестройки нашей авиации на базе реактивных самолетов, прошу удовлетворить мою просьбу. Очень трудно совмещать конструкторскую и министерскую работу, и если я дальше останусь в министерстве, то неизбежно отстану как конструктор. Очень прошу не понять мою просьбу как дезертирство и освободить от работы в министерстве. Это будет только полезно для дела. Ведь я конструктор.
— Насчет того, что вы конструктор, у меня сомнений нет, — заметил Сталин и, подумав немного, сказал:
— Пожалуй, вы правы. Прежде всего вы конструктор и лишаться вас как конструктора было бы неразумно. Сколько лет вы работаете в министерстве?
— Да уже больше шести лет.
— Ну как, хватит с него? — обратился он к Хруиичеву. — А кем заменить?
Я назвал Сергея Николаевича Шишкина, который был в министерстве моим заместителем и начальником ЦАГИ.
— Это крупный ученый и хороший организатор. (...)
На следующий день я получил подписанные Сталиным два документа. Один — о присвоении мне звания генерал-полковника, другой — постановление Совета Министров СССР следующего содержания:
"Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Удовлетворить просьбу т. Яковлева А. С. об освобождении его от должности Заместителя Министра авиационной промышленности по общим вопросам, в связи с большой его конструкторской работой по созданию новых самолетов.
За шестилетнюю руководящую работу в Министерстве авиационной промышленности, наряду с личной конструкторской работой, объявить т. Яковлеву А. С. благодарность.
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. Сталин
Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. Чадаев".
Теперь я мог все силы и время посвятить конструкторской работе, хотя и не полностью освободился от работы в министерстве: за мной сохранили пост председателя научного совета.
Что касается того, что Як-14 не профиль Яковлева - так с планеров Яковлев начинал, а в годы войны помимо истребителей создал и лёгкий транспортник Як-6 - машину, не так уж далеко отстоящую от десантного планера. И вообще, разве плохо, когда человек берётся за "непрофильное" задание? ИМХО, это как раз в плюс Яковлеву. Мог ведь и так ответить: "Да вы что... Да я... Я ИСТРЕБИТЕЛИ строю! Какой, к чертям, ещё планер!" Ну и так далее... Он ведь не был в такой ситуации, когда надо было хоть за что-то ухватиться, угроза расформирования КБ перед ним не стояла! И всё-таки он не отказался и планер сделал, притом неплохой!
Можно вспомнить, что КБ Яковлева и вертолётами занималось, причём ещё в годы войны (http://www.airwar.ru/enc/heli/eg.html). Насколько я помню, тогда новой вертолётной тематикой было предложено заняться ВСЕМ ведущим "самолётным" ОКБ, но Яковлев единственный из крупных авиаконструкторов согласился - все прочие отказались.