Недавно я совершил аварийную посадку. Сначала сразу скажу что всё прошло очень удачно, без пострадавших и серьёзных поломок.
Считаю правильным написать об этой неприятности так как делюсь тут счастливыми моментами эксплуатации этого сверх легкого самолёта.
Солнечным утром при боковом ветре 2-3м/с. После осмотра аппарата и прогрева двигателя я с другом решил полетать в районе ВПП. Полоса была укатана снегоходом пару недель назад, она не была ровной, из-за метелей были плавные бугры. Я взлетал с неë неделю назад, самолёт иногда подбрасывало но это не казалось опасным. Внешне в этот день полоса была в таком же состоянии как и неделю назад, но как выяснилось позже снег стал очень жёстким.
Мы вырулили на полосу и начали разбег. В момент когда скорость была почти достаточной для взлёта самолёт подбросило на одном бугре, и похоже что он ударился о другой бугор правой лыжей. Я услышал сильный грохот и почувствовал как слегка просела правая сторона с одновременным изменением курса в право. Времени на раздумья конечно не было, помню мелькнула мысль прервать взлёт, места на полосе хватало, но скорость была уже не маленькая, и я резко поднял элеронами правое крыло и взял на себя. Самолёт как обычно оторвался и взлетел. В полёте я не заметил ничего необычного. Но было понятно что что-то сильно не так с правой лыжей, (в то время я ещё не зал что еë просто нет). Пролетая довольно низко над заснеженными полями и глядя на свою тень, нам показалось что лыжа всё таки есть. Пролетели над полосой, с которой взлетали, лыжу не заметили. Это укрепило мысль что сломанная лыжа как то висит на рессоре. Чтобы спокойно подумать о том что там с лыжей я передал управление пассажиру( он неплохо держит горизонт и делает повороты). В какой то момент мы попали в небольшую болтанку. После неë "второй пилот " сообщил мне что в какой-то момент самолёт сильно накренило в право, но он справился. Я взял управление, всё было как обычно но мы начали смотреть по сторонам, прислушиваться и заметили на задней кромке правого закрылка заметные повреждения. Мне стало понятно, что если лыжа достала до закрылка, то сейчас еë точно уже нет. С этого момента мне стало намного легче, теперь я понимал как выглядит самолёт и к чему теперь нужно готовиться.
Мы подтянули ремни безопасности, я продумал и проговорил в слух последовательность действий на посадке. Пролетели над ветроуказателем, порадовало то что ветер усилился. Дул он поперёк полосы, но это не было важно так как я решил садиться на поле возле полосы, на нём был мягкий, нетронутый снег. Выбрал направление строго против ветра, взял ориентиры. К этому времени мы летали уже минут сорок, а топлива было ещё на 2 часа.
Чтобы была возможность снизить скорость мы выпустили закрылки на максимальный угол затем выключили всё электрооборудование, на высоте около 20м заглушили двигатель,винт остановился. Касание произошло на очень маленькой скорости. Я старался как можно дольше держать правое крыло. Мы прокатились на двух лыжах ещё 20 метров, затем правая сторона опустилась и нас плавно развернуло на 90°. Так как всё оборудование и двигатель были выключены наступила полная тишина. Мы посидели так секунд 10 наслаждаясь моментом пожали друг другу руки и пошли по глубокому снегу к ангару за лопатами.
Теперь предстояло как-то эвакуировать самолёт с поля. До площадки перед ангаром было метров 300. Почистили снег под самолётом, осмотрел, не нашёл больше никаких повреждений. Лыжи не было, на оси осталась только часть композитного кронштейна крепления лыжи. Была мысль чистить снег трактором от ангара до места приземления, ставить колёса и вытаскивать. Но это мероприятие виделось очень долгим и не простым. Тут я вспомнил про пару охотничьих лыж в ангаре. Решили попробовать подставить лыжу под рессору , запустить двигатель и дорулить аккуратно своим ходом. Всё получилось очень быстро и аккуратно. После нашлась и сломанная лыжа. Не выдержал ударов углепластиковый кронштейн, надо было делать корку толще, и возможно добавить кевлар на случай начала разрушения.
Я понимаю что в этой истории очень много везения, и постараюсь не испытывать его в дальнейшем.
Желаю всём безопасных полётов и учиться на чужих ошибках. Для этого подробно описал свои.