МЕТЕОКРОССВОРД
Много лет я летаю с GPS Garmin 76s. В этом навигаторе имеется функция барометра. Записывается график приведенного к нулевой высоте давления. Я постоянно пользуюсь этой опцией в качестве источника объективных метеоданных. Выработался устойчивый рефлекс, если кривая полезла вниз – готовься к метеонеприятностям, тормози полёты.
Этим летом я столкнулся с нестандартным случаем, поставившим меня в тупик. Погода была неустойчивая с периодическими метеокатаклизмами местного значения. Рабочее время приходилось выкраивать между ветрами и дождями. Однажды вечером всевышний смилостивился и наступила идеальная погода. Я бросился закрывать наиболее сложные участки возле леса под склоном, куда раньше не было возможности добраться. Из-за леса на бугре появилась странная туча. По форме она напоминала большое сомбреро для многоголового дракона. Края были плотные, не размазанные. Влаги в ней было немного, не было чувства нависающего водопада, но скрытая мощь ощущалась. Туча была очень красивая и быстро надвигалась. Непонятным было то, что GPS показывала не падение давления, а бешеный рост. Фотоаппарат я не брал, т.к. было чувство, что я использую затишье перед бурей. Полёты шли в напряге. К первому предупреждению о начале представления я отнёсся несерьёзно. Резкие и довольно жёсткие пинки турбулентности заставили меня отклониться от маршрута обработки, не удалось закрыть пробелы в закуточке у леса. Я попытался ещё разок попытать судьбу и закрыть «скользкий» участок. Слава богу, химиката в баке оставалось мало. На полном газу удалось вырваться из турбулентного кошмара возле леса и отойти по ветру на поле. Там мотало не меньше. Попытка уйти на ближайшую резервную дорожку не получилась. Время было упущено. Я уже не мог обогнать шквал и безопасно приземлиться на ней. Развернулся против ветра и стал пробиваться в сторону старта, по которому гуляли песчаные буруны. Снизился до минимальной высоты, чтобы в случае чего, не размазало об землю с размаха. Дорожка, ведущая к старту, приближалась очень медленно, хотя трапеция была зажата до упора и газ – почти полный. На GPS не смотрел. Не до того было. Пробега почти не было. Парировать крены пришлось и на земле. Сбросить обороты ниже 4 – 4,5 тыс. об/мин не представлялось возможным, иначе снесло бы назад. Медленно-медленно стал пробираться к старту. Периодически казалось, что не удержусь, оторвёт от земли. В какой-то момент, даже отвернул с дорожки к приближающемуся лесу, чтобы просто въехать под его защиту. Ветер чуть притих, и удалось проскочить через ВПП к берёзкам возле старта и спрятаться за них. После того, как аппарат был зафиксирован в надёжном месте, крыло закреплено, я сфотографировал уходящую тучу.