дельталет вопросы и ответы

SVPshnik

Пилите Шура пилите
Откуда
ЧАО Анадырь
Здравствуйте.  хотел бы поговорить о горизонтальной устойчивости в полёте МДП. Дело в том что из за отсутствия полей летать приходится только весной на лыжах, весна у меня март апрель май, так что времени валом. Одна беда, когда на солнышке +, а в тени -, МДП начинает швырять как тряпку. Я пробовал подниматься высоко (не знаю на сколько) думал там слои ровнее, но нет, мало того что меня начало мутить так еще и швыряло в добавок. Жуткое зрелище когда дельт проваливается боком вниз метра на 3(трапецию от себя и в сторону провала), потом резко останавливается и кажется что он замер, дернул на себя и в нитраль  – пошел вниз и на другой бок и так далее… а тебе так домой хочется… Больше я в болтанку выше 50 метров не поднимаюсь. Потом немного привык к таким участкам, даже начал наглеть, что мол хочешь меня на вшивость проверить, ну давай, кто быстрее… Одно очень плохо, постоянно ждешь провала и руки сильно сжимают трапецию в следствии затекают и мёрзнут.
Хотелось бы услышать совет чем увеличить горизонтальную устойчивость?  Читал что одноместный дельт будет сильней швырять чем двух местный,  не понимаю почему?  Влияет ли скорость? Видел на фото, что делают горизонтальные «рули» - помогут ли они, или могут усугубить ситуацию, когда тебе надо резко вылезти из кувырка, а рули будут противодействовать, в общем, вопросов масса.
Сразу скажу что летал на крыле Гриф и Небо 14, крылья абсолютно разные а швыряет одинаково, значит от крыла не зависит.
 

SVPshnik

Пилите Шура пилите
Откуда
ЧАО Анадырь
-Условием продольной статической устойчивости самолета по перегрузке является расположение фокуса самолета позади его центра тяжести;   https://studfiles.net/preview/2989748/page:36/
Это утверждение применимо к МДП?
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
когда тебе надо резко вылезти из кувырка
Из кувырка вылезти невозможно, из него могут только вынести, потом, то, что осталось ...

крылья абсолютно разные а швыряет одинаково, значит от крыла не зависит
Болтанку не любят все дельталёты, но тяжёлые аппараты её переваривают легче.

летать приходится только весной 
Для дельталётов полёты весной дело весьма опасное, земля ещё холодная, а солнце уже начинает припекать, в результате воздух бурлит.

Больше я в болтанку выше 50 метров не поднимаюсь.
Из своего опыта могу сказать, что в болтанку обычно выше 100м намного спокойнее, а ниже 50-ти как раз самый экшен и начинается.

Видел на фото, что делают горизонтальные «рули»
Балавство это всё с рулями.
Кили да, от них польза есть, если они стоят не в потоке от винта, а рули дельталёту нафиг не нужны.

чем увеличить горизонтальную устойчивость?
На дельталёте - ничем.
Единственный вариант это уменьшить площадь крыла, но при этом возрастёт и скорость сваливания и посадочную тоже надо будет держать больше.

В ваших условиях надо менять дельталёт на самолёт, а ещё лучше на автожир, он вообще болтанки не боится.
 

SVPshnik

Пилите Шура пилите
Откуда
ЧАО Анадырь
В ваших условиях надо менять дельталёт на самолёт, а ещё лучше на автожир
Дааа спасибо добрый человек

Кили да, от них польза есть
подскажите кто помнит, в какой теме поискать про их изготовление и установку (что-то поиск не выдаёт) и получиться ли их установить на телегу без "капота" или они будут больше мешаться, при установке крыла, торча в стороны

Единственный вариант это уменьшить площадь крыла
Небо 14 и так маленькое
Я почему начал интересоваться, до сегодняшнего дня была одноместная телега "Радуга" и двигатель УМПО. Когда я попадал в сложные ситуации этот бешенный мотор начинал попёрдывать, ну и я вместе с ним, и весь участок болтанки мы проходили на скорости, близкой к сваливанию.
За эту зиму я переделал  телегу в 2-х местную(по чертежам с форума), сделал складной пилон, и установил старенький но R 532, винтик казанский, вот и интересно как теперь поведет себя МДП, да и хочется ещё что-нибудь улучшить пока морозы стоят.
Капот не хочу т.к. часто приходиться ставить крыло на телегу в одного, а капот между ног не пролезет...
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Болтанка - не приятная составляющая метеоусловий, к которой привыкать надо. Бороться бесполезно. Можно лишь следить и работать за и над управляемостью. Основное -люфты и аэродинамика. Соотношение веса к площади по устойчивости прямая зависимость, но самой устойчивости к управляемости - обратная.
Именно весенняя болтанка - обычно самая жёсткая. Наблюдения по РБ (умеренный, равнинная Европейская)
По высоте:
при наличии ветра - с высотой термическая размазывается,
в слабый или штиль - потоки и пузыри сливаются и усиливаются до самой нижней кромки облачности. Если облачности нет- то до слоя первичного формирования облачности ( может и до 3 тыс. м.) Такая никак не прогнозируется, кроме как разведкой.
Болтанка на границах сдвига ветра - в повседневном пользовании ( до 1тыс. м) - предвестник приближающейся смены погоды.
Полёты ниже 100м - ниже минимальной безопасной высоты над препятствиями - запрещены, кроме специальных (авиахимработ к примеру) соответственно при соответствующих работам метеоусловиях. Именно при слабом ветре и штиле: в границах одной подстилающей равнинной поверхности- болтанка на низах будет наименее слабой. Жди сюрпризы на границах подстилающей и от смены погоды. Ещё хороший индикатор приближающейся смены погоды - изменение давления по высотомеру. А самое главное:100% приметы как и прогноза не существует, чем быстрее реагируем да же на малозначительные, тем меньше но более безопасно летаем... .
При работе в болтанку люфты в узлах крыло-телега особенно мешают управлению. На некоторых аппаратах (с отсутствующими развитыми килями) при незначительном их (люфтах) увеличении - "болтанкоустойчивость" изменялась до неузнаваемости. На других - с развитыми килями, не были так заметны. Ограничение от производителей крыльев в условиях болтанки - лишь снижение допустимых углов крена и тангажа. Остальные ограничения составляют лишь возможности аппарата и опыт пилота.
Условия, при которых слышим прохлопывание паруса крыла - знакопеременные нагрузки, наверное уже край нормальной эксплуатации этого типа летательного аппарата в принципе. За неимением акселерометра - верный признак метеоусловий, граничащих с расчётными.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Следует избегать полётов в сильный ветер. Чем сильнее ветер, тем свирепее болтанка. Командирский минимум для дельталётчика - 12 м/с. Но это сильный ветер. Желательно летать в ветер не более 6 м/с.
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
В ваших условиях надо менять дельталёт на самолёт, а ещё лучше на автожир
Дааа спасибо добрый человек

Кили да, от них польза есть
подскажите кто помнит, в какой теме поискать про их изготовление и установку (что-то поиск не выдаёт) и получиться ли их установить на телегу без "капота" или они будут больше мешаться, при установке крыла, торча в стороны

Единственный вариант это уменьшить площадь крыла
Небо 14 и так маленькое
Я почему начал интересоваться, до сегодняшнего дня была одноместная телега "Радуга" и двигатель УМПО. Когда я попадал в сложные ситуации этот бешенный мотор начинал попёрдывать, ну и я вместе с ним, и весь участок болтанки мы проходили на скорости, близкой к сваливанию.
За эту зиму я переделал  телегу в 2-х местную(по чертежам с форума), сделал складной пилон, и установил старенький но R 532, винтик казанский, вот и интересно как теперь поведет себя МДП, да и хочется ещё что-нибудь улучшить пока морозы стоят.
Капот не хочу т.к. часто приходиться ставить крыло на телегу в одного, а капот между ног не пролезет...
Я так понял: "капотом"- передний обтекатель называете? К устойчивости к болтанке он не имеет отношения, разве что к обратному.
При изменении общего положения аппарата относительно горизонта в болтанку - важно сохранить параллельность направлений оси крыла и вектора тяги.
Как начинающему конструктору:
Наиболее зарекомендовавшие себя методы:
установка вертикального оперения (килей) позади центра масс
на обтекателях колёс;
на кронштейнах к мотораме,;
на кронштейнах к вму;
и к хребтовой между колёсами.
Во всех случаях ни установке, ни управлению крылом не мешают и не должны. Конструктор определяется сам.
Есть ещё два экспериментальных метода сохранения соостности телеги к крылу:
Пассивный - направляющая конструкция под килевую трубу;
Активный - управляемый дестабилизатор.
Что касается крайнего - эксперимент в сильно зачаточном состоянии, сильно спорный по теоретической части и с очень неизвестными результатами в практической. Находится в плоскости вопросов установки крыла и во всяком случае не может быть - рекомендуемым.
Повторюсь: начните с простейшего. С устранения люфтов. Установив узел " Антарес", к примеру, в большинстве случаев (вместо кубика с пластинами на сайлентах) можно люфты уполовинить. Предел "болтанкоустойчивости" порадует мгновенно!
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Следует избегать полётов в сильный ветер. Чем сильнее ветер, тем свирепее болтанка. Командирский минимум для дельталётчика - 12 м/с. Но это сильный ветер. Желательно летать в ветер не более 6 м/с.
Не однозначно. Не ветер нас болтает. Не учитывая возможной конфигурации ВПП (роторы) - куда важнее градиент порывов. К примеру в ветер 2-5 или 3-6 м/с трясёт больше, чем более ровный 6-8 и 8-9...
Будет справедливой связь силы ветра с термической  болтанкой лишь в холмистой и гористой местности. Трамплины на потоках. На равнинах, разве что - обратная: ветер сдвигает потоки и размешивает. Его отсутствие - потоки усиливает и с высотой фокусирует. Нет худа- без добра: тогда они (восходящие и нисходящие потоки)- более прогнозируемые, как по силе, так и по расположению. Удавалось на таких дельт с выключенной конверсией на нулях держать .. !! ;)
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
@ Eagle

В моей практике есть один пример, когда я взлетел в Крыму в очень сильный ветер с моря. В сторону моря я летел 8 минут, а назад вернулся за один разворот. Взлёт и посадка были строго вертикальными. Отсутствие болтанки было фантастическим. Такой же по силе ветер с берега вывернет всех наизнанку. Я уж не говорю о наличии каких-либо возвышенностей.
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Установив узел " Антарес", к примеру, в большинстве случаев (вместо кубика с пластинами на сайлентах) можно люфты уполовинить. Предел "болтанкоустойчивости" порадует мгновенно!
А на сколько оправданы страхи опасности Антареса, при посадках с боковиком?
Говорят на асфальте можно и пилон свернуть если коснуться не соосно полосы и опрокидывание легче устроить с Антересом.
Это так?
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
кстати, вот Антарес крупным планом на дельталёте Revo
обратите внимание - стойки трапеции крепятся на кронштейн кубика, а не на килевую.

спёрто здесь: https://youtu.be/hb6YaSnTbs4
 

Вложения

Апогей-16М

Я люблю летать.... везде и всегда!
ветер сдвигает потоки и размешивает.
Не совсем так. Чтобы так рассуждать, нужно знать природу происхождения и периоды жизни восходящих потоков.
Иногда поток может стоять на одном месте и сильный ветер ему совсем не помеха. И так может продолжаться пока поток не оторвётся от подстилающей поверхности и дальше начнёт своё путешествие вверх (как воздушный шарик) пока не остынет до температуры окружающего воздуха или превратится в облако ... а там возможна конвекция ...
....Ну в общем сплошная теория, изучайте метеорологию ... и не бойтесь болтанку. Важнее (!!!) научиться правильно и безопасно управлять дельталётом ... чтобы руки не затекали и не мёрзли!!! Полёт должен приносить радость и удовольствие! ;)
 

SVPshnik

Пилите Шура пилите
Откуда
ЧАО Анадырь
Сален блоков у меня нет, пластины жестко прикручены к кубику и пилону.  Разглядывая фотографии различных телег, пришла мысля, что начать надо с  лыж,  которые висят под 45 градусов, врятли это хорошо.
Думаю надо чтоб лыжа была прикреплена к пружине и работала на скручивание, тогда в полете она будет горизонтально, заодно избавлюсь от тросиков с резинками, вечно за них ногами цепляешься...
 

DiamonDz

Все в небо!
Откуда
Саратов
mdp-shnik сказал(а):
стойки трапеции крепятся на кронштейн кубика, а не на килевую.
Это форменное безобразие. Не даёт возможности перебалансировать аппарат.
На Revo почти везде стоят триммеры на балансировку, и на V
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Установив узел " Антарес", к примеру, в большинстве случаев (вместо кубика с пластинами на сайлентах) можно люфты уполовинить. Предел "болтанкоустойчивости" порадует мгновенно!
А на сколько оправданы страхи опасности Антареса, при посадках с боковиком?
Говорят на асфальте можно и пилон свернуть если коснуться не соосно полосы и опрокидывание легче устроить с Антересом.
Это так?
Если столбы дорожные или деревья цеплять, можно и свернуть .. . По-велосипедному управлять не возможно .. (некоторым не нравится), после столкновения буквально с веточками - болт тяжело вытащить .. .


В остальном- одни плюсы. Часов через пятьсот всё притрётся и залюфтует слегка, как положено ..  ;D
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Сален блоков у меня нет, пластины жестко прикручены к кубику и пилону.  Разглядывая фотографии различных телег, пришла мысля, что начать надо с  лыж,  которые висят под 45 градусов, врятли это хорошо.
Думаю надо чтоб лыжа была прикреплена к пружине и работала на скручивание, тогда в полете она будет горизонтально, заодно избавлюсь от тросиков с резинками, вечно за них ногами цепляешься...
Очень сложная терминология ... Видимо и рисовать свою задумку то же не стОит ... Чего получится - сфотографируй и покажи форумчанам, прежде чем испытывать.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
стойки трапеции крепятся на кронштейн кубика, а не на килевую.

Это форменное безобразие. Не даёт возможности перебалансировать аппарат
А как собрать крыло отдельно от кубика? Видимо, один раз установили на аппарат и живет он себе в ангаре.
 
Вверх