Уважаемый vert!
Хотелось бы, чтоб Вы подтвердили (если согласитесь) следующие соображения.
Утверждение 1. Завал конуса 2-х лопастного винта (неперпендикулярность плоскости концов лопастей к оси вала) вызывает вибрацию с частотой 2ns.
Вибрация вызвана тем, что в положении, когда одна лопасть максимально вверху, а другая максимально внизу, равнодействующая тянущих втулку сил максимально отклонена от вертикали (от оси вала): равнодействующая лопастей в этот момент перпендикулярна основанию их конуса. А когда лопасти повернутся на 90°, то они обе будут одинаково отклонены вверх и их равнодействующая будет направлена вдоль оси вала. То есть при вращении с завалом конуса равнодействующая двух лопастей "гуляет" вперед-назад внутри плоского сектора с углом равным углу завала конуса с двойной частотой оборотов винта.
Утверждение 2. В ГП винт вертолета испытывает сопротивление полету, которое он преодолевает своей тягой.
Это очевидно из следующего рассмотрения. Представим себе висящий на месте вертолет, вся масса и поверхность фюзеляжа которого сосредоточена во втулке винта (а лопасти крутятся по инерции или с реактивными движителями на концах). Теперь, чтобы такой "вертолет" полетел горизонтально, конус его винта должен наклониться сначала для разгона, а потом останется наклоненным для преодоления собственного сопротивления. Этот вектор сопротивления в ГП точно также будет действовать на винт нормального вертолета с обычным фюзеляжем.
Утверждение 3. 2-х лопастной вертолет с общим ГШ, с Ц.М. расположенном на валу (т.е. висящий без завала конуса), если его фюзеляж будет без сопротивления (или недостаточным), – в горизонтальном полете будет лететь с завалом конуса, то есть – испытывать вибрацию.
А для того, чтобы в ГП у него завала конуса не было, его фюзеляж должен испытывать такое сопротивление, приложенное на таком вертикальном расстоянии от втулки, чтобы в сочетании с весом фюзеляжа отклонить вал винта назад на угол наклона конуса относительно земли, компенсирующий сумму сопротивлений винта и фюзеляжа. При этом центр сопротивления фюзеляжа должен быть ниже Ц.М.
Вот ради этого Фрэнк Робинсон срезал стекатели своих вертолетов.
(А у Хьюза 5 лопастей и разнесенные ГШ, а у Белла – двигатель сверху, Ц.Т. высоко и сопротивления фюзеляжа – хватает).
P.S. Поясняющая моделька. Возьмем соломинку с переставными вдоль нее грузиком и воздушным тормозом (легкой тонкой пенопластовой пластинкой). К верхнему концу соломинки привязана нитка, за которую мы носим соломинку по комнате. В отсутствии ускорения наклон нитки определяется весом груза и воздушным сопротивлением пластинки. А отклонение соломинки от вертикали определяется равенством моментов грузика и сопротивления пластинки относительно точки подвеса. Когда грузик совмещен с центром пластинки, наклон соломинки совпадает с наклоном нитки и "завала конуса" нет.
Если в точке подвеса разместить еще одну тормозную пластинку (сопротивление винта), то отклонение нитки увеличится, и, чтоб наклон соломинки вновь совпал с наклоном нитки, тормозную пластинку "фюзеляжа" надо будет сместить вниз относительно грузика. Величина потребного смещения зависит от: а) величин сопротивления винта и фюзеляжа и б) от центровки и расстояния по вертикали Ц.Т. от точки подвеса.
Фрэнк подобрал все эти величины так, что Робинсоны не трясет во всем диапазоне скоростей
P.P.S. А длинный вал Робинсонов с большим расстоянием Ц.Т. от втулки позволяет большим плечом разгоняющей силы быстро преодолеть момент инерции фюзеляжа (Iz), и поэтому и на переходных режимах у них практически нет "обычных колотушек". В первом приближении Робинсоны всегда летают без завала конуса.