за фразу про момент на шатуне Вашим учителям будет стыдно
Не спешите с выводами. Мы ведем речь о формировании в элементах и деталях преобразующего механизма двигателя выходного крутящего момента. В отношении КШМ подчеркиваю еще раз - шатун КШМ работает как стержень на сжатие и растяжение. Крутящего момента, который участвует в создании крутящего момента двигателя на выходе, не нем нет.
момент что на шатуне, что на ПКВ образуется всегда.
Вы путаете силовые крутящие моменты с кинематическими, которые исчезают после выборки зазоров в механизме.
Это ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание во всей книге Баландина о существовании момента на ПКВ (в книгах об КШМ и того нет). Как он возникает, чему равен,на рисунке не понятно.
Посмотрите на левый рисунок Рис.9а. Как только кривошип ПКВ выбрал зазор до стенки в точке (А), момент (М) исчез и на кривошипе осталась только толкающая сила, давящая на шейку (С) кривошипа (ОС). Вот на кривошипе ОС для схем БСМ книги Рис.11а,в и создается силовой крутящий момент выходного вала. То же самое касается рисунков Рис.9б. На правом рисунке стрелка с буквой (М) указывает на то, что кинематический момент выбирает зазор в точке (В). На левом рисунке его уже нет и для схем БСМ Рис.11а,в кривошипы ПКВ А1-С-В1 работают как балка, нагруженная изгибом, которая, преодолевая сопротивление шейки (С), продолжает создавать силовой крутящий момент на кривошипе (ОС).
В схеме БСМ Рис11б) и в серьговом БСМ иная картина. Силовой крутящий момент снимается с ПКВ. Поэтому силовой крутящий момент на нем образуется сразу как только выбираются зазоры в парах (А1) и затем (В1). Силового сопротивления по оси (О) нет и кривошип ОС работает как ЦОЭ. Силовое сопротивление от выходного вала идет по оси (С). И здесь уже Вы можете усилие от штока поршней в узле (А1) и затем еще в узле (В1) раскладывать на радиальную и окружную составляющую. Полезный силовой момент относительно оси шейки (С) будут создавать только окружные составляющие.
Вот еще одно достаточно подробное пояснение затронутых вопросов применительно к Вашим опровержениям С.С. Баландина.