Без колец это интересно тоже.
В этом направлении существуют наработки по использованию газового подвеса поршня, где силы трения уменьшаются за счет
создания между соприкасающимися поверхностями (поршень-цилиндр) потока воздуха, препятствующего их контакту и запирающего рабочий цилиндр по утечкам. Помимо уменьшения сил трения, данный метод позволяет существенно повысить надежность и долговечность компрессорной машины.
В ДВС такой метод еще не пробовали применять. К его недостаткам относят существенные затраты, связанные с организацией газового подвеса поршня. В частности, есть исследование, где показано, что они могут достигать 10% от мощности, затрачиваемой на привод компрессора.
Газовый подвес ухудшает свои характеристики при больших боковых нагрузках на поршень. В этом отношении бесшатунные двигатели обладают преимуществом.
Использование рельефа контактирующих поверхностей в виде сотовой структуры заметно улучшает несущую способность газовой подвески в сравнении, например, с круговыми канавками.