Андрей, полгода назад я в течении недели пытался объяснить чайникам с форума «За Рулем» что понятия «расход топлива двигателем» и «расход топлива автомобилем» суть совершенно разные, и смешивать их нельзя (но журналисты их постоянно смешивают).
Измерителем первого является г/э.л.с.-ч; второго – л/км или миля на галлон. Уже из анализа этих измерителей становится ясно, насколько сильно различие этих понятий.
Например, в двух ав-лях установлены одинаковые двигатели, показывающие совершенно одинаковый удельный расход топлива на всех режимах. Но в автомобиле А механическая КПП, а в автмобиле Б – гидромеханическая. В городском "пробочном" режиме путевой расход топлива ав-лем Б будет (условно) на 2 л/км выше, чем ав-ля А, из-за больших потерь мощности в коробке передач. Но в режиме трассы расход наоборот будет (условно) на 1 л/км меньше, что не редкость при современных 8-ст ГМКП имеющих несколько повышающих передач с малым числом, позволяющим вывести ДВС на режим работы с наименьшим удельным расходом топлива.
При этом расход топлива двигателями авто А и Б при их работе на одинаковых режимах будет совершенно одинаковым при совершенно неодинаковом путевом расходе топлива автомобилями, что неспециалисту может показаться необъяснимым парадоксом.
Усложним пример.
Допустим, в авто А установлен мотор 1,3 л. мощностью 70 л.с., а в авто Б – 2,3 мощностью 180 л.с. Допустим, что минимальный удельный расход топлива у этих двигателей одинаковый, но несложно догадаться, что путевой расход топлива авт-лем Б в городском цикле будет выше, т.к. у мотора большей мощности будут больше потери на трение и потери на приведение в движение деталей КШМ, к тому же (судя по объему и мощности мотора) еще и масса авто Б больше, чем масса авто А.
Еще более усложним пример.
Допустим, имеется мотор А 1,3 л. и мотор Б 1,5 л. У мотора Б минимальный расход топлива на 15% ниже, чем у мотора А. Но при этом расход топлива мотором А при работе с нагрузкой менее 50% (условно) на 7-10% меньше, чем у мотора Б. Следовательно, даже если эти моторы установлены на совершенно одинаковые легковые авто, то расход топлива ав-лем с мотором А будет меньше, чем ав-лем с мотором Б, т.к. большая часть эксплуатационного времени ав-ля происходит в режиме 30% нагрузки на его двигатель. И это несмотря на более высокую степень технического совершенства мотора Б, одним из показателей которой является расход топлива двигателем.
Если же двигатели установлены на разные авто, то расход топлива автомобилями даже в одинаковых ездовых циклах будет зависеть не столько от двигателей, сколько от иных факторов: массы авто и конструкции силового привода.
Даже из этих простейших примеров для школьников 8-го класса становится понятным, что делать выводы о топливной экономичности ав-ля на основе анализа данных о минимальных расходах топлива их двигателями дело совершенно бессмысленное.
Надеюсь хоть что-то поняли из моих объяснений?
Я-ж говорил вам ранее: вопрос топливной экономичности двигателя не только технический, а скорее философский.
Двигатель суть очень сложная многоэлементная фигура. И чтобы сложилось истинное представление необходимо умом охватить всю фигуру в общей совокупности её отдельных многочисленных элементов (свойств и показателей), а не выхватывать отдельные мелкие элементы из двух составных фигур, чтобы путем их сопоставления меж собой делать общие выводы о качествах оцениваемых фигур.
Но для этого нужно а) наличие профильных знаний; б) правильная организация мыслительного процесса - способность мыслить логически и умение отличать часть от целого