Автожир до 115 кг - «Дрозд»

Thread moderators: rotordive, vert

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Вопросы о продаже периодически возникают, поэтому надо внести ясность. "Дрозд" в данный момент – аппарат экспериментальный, опытный, который только начинает летать. Налет немного больше трех часов. Понятно, что как и у любого опытного образца происходит доводка и переделка конструктивных элементов, оценка и борьба с резонансами конструкции, оценивается износ узлов, удобство эксплуатации и т.д. Т.е. лечим детские болезни. Продать в таком состоянии возможно только очень опытному самодельщику, который самостоятельно может ремонтировать и устранять вылезающие огрехи конструкции и переделывать их в нужном направлении, не вспоминая авторов недобрыми словами. Рядовому потребителю, который хочет просто летать в свое удовольствие, можно порекомендовать серийные аппараты известных фирм, где этот путь доводки уже пройден, но и цена там соответствующая безопасности.

Автожир относится к винтокрылым летательным аппаратам, где нагрузки в полете, в отличии от других ЛА, переменные и ресурс конструкции всегда ограничен. Обычно определяют тензометрией переменные нагрузки в агрегатах на разных режимах полета и дальше по возможности от них все считается и испытывается. У нас такой возможности сейчас нет, поэтому сделали только испытания на отрыв центробежкой лопастей несущего и маршевого винта, и выполнили испытание шасси на сброс аппарата. Это как бы самый минимум для безопасности полетов. Дальше было много расчетов на прочность разных деталей, которые визуально вызывали сомнения. Но все охватить и просчитать очень сложно. Недаром по немецким нормам сертификации аппарат должен отлетать минимум 100 часов. Именно в этот начальный период и вылезают все дефекты, которые надо устранять и переделывать, на что уходит много времени. А так как автожир у нас – просто хобби, времени на него после работы и всех домашних дел остается совсем немного.
Поэтому продавать этого «кота в мешке» сейчас считаем нецелесообразным…

Хотя, наверное, при наличии заинтересованных в его производстве лиц, можем рассмотреть предложения по покупке у нас технической документации и этого «сырого опытного образца» для последующей его доводки, летных испытаний и выпуска кит-наборов.
 

Evgeneii

Я люблю строить самолеты!
Теоретический можно периодически делать ревизию/осмотр рамы, шасси, винто-моторной установки, но как определить через сколько часов полета нужно менять лопасти ротора? И на сколько это зависит от веса пилота и режимов полета?
 

Дьулус

Категоризаторы
Откуда
Якутск
... но как определить через сколько часов полета нужно менять лопасти ротора? И на сколько это зависит от веса пилота и режимов полета?
Изготовитель ЛА проводит усталостный расчет, с целью нахождения наибольшего количества циклов безопасной эксплуатации, после которого нужно менять лопасти, если иные повреждения или дефекты не обнаружились в результате периодических проверок и осмотров.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Изготовитель определяет тензометрией напряжения в лопастях на разных режимах полета и в допустимом диапазоне центровок и взлетных масс. Определяется т.н. среднее "эквивалентное" напряжение. После этого лопасти устанавливаются на стенд с заданной расчетной нагрузкой и по наработке на стенде высчитывается реальный ресурс. См. https://reaa.ru/threads/sverxlegkij-vertolet-va-115.12396/page-7#post-664732
Есть большая статистика по испытаниям разных стекло и углепластиковых лопастей, поэтому зная расчетные полетные напряжения, можно с запасом оценить ресурс на лопастях из такого же материала. Обычно это несколько тысяч часов полета, что при обычной эксплуатации хватает на очень много лет. Единственно, что их, как и маршевые пластиковые винты, нельзя долго хранить незачехленными на солнце. Обычно этот календарный ресурс от 7 лет (на Ка-26 был) и выше на современных, т.к. современные краски и лаки с защитой от ультрафиолета здорово помогают.
Пластиковые лопасти разрушаются медленно, трещина обнаруживается при периодических осмотрах, поэтому на пластиковых не устанавливают сигнализатор трещин, как на алюминиевых вертолетных лопастях. В начале 80-х годов на Камовской фирме проводили на стенде ресурсные испытания лопасти Ка-27 простреленной в комле 30-мм снарядом. С таким повреждением ресурса хватало на пару часов долететь до базы. На Ка-52 - еще больше. А вот у меня в армии под Кабулом на моем Ми-6 пробили стальной трубчатый лонжерон лопасти из ДШК ( калибр -12,7мм), сели мы через 20минут, а трещина от отверстия уже была большая. Спецы сказали - повезло, еще бы немного минут полета и эти строки я бы не писал сейчас. Поэтому я как- то больше уважаю пластиковые лопасти ....:)
 
Последнее редактирование:

Олег Углов

Я люблю строить самолеты!
А зачем в свое удовольствие летать над тем что тебя может сбить?На экструзии летают все именитые фирмы....
 

rotordive

Я люблю строить самолеты!
А зачем в свое удовольствие летать над тем что тебя может сбить?На экструзии летают все именитые фирмы....
Дело не в том что летать где могут сбить, а в том, что если в полёте появилась усталостная трещина в алюминиевых лопастях, то она развивается практически мгновенно, в отличие от композита. И перед полётом под накладками визуально её обнаружить тоже невозможно. Здесь на форуме случаи разрушения макарон уже описывались пару раз. :(
 

Олег Углов

Я люблю строить самолеты!
Вот вы всегда в пример Бенсена приводите, можете ответить почему у вас такой крейсер маленькииии?
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
лопасть композитная дала трещину на ела,вовремя сел...
На Ела - экструдерные лопасти. В Польше была катастрофа на МТО, потом ресурс лопастей уменьшили. Композитные серийные только у Магни, случаев разрушения их не было. Конечно, экструдеры более дешевые в производстве, поэтому их и выпускают для любителей полетать. А вот в вертолетостроении давно уже никто и не заморачивается, только пластиковые делают с ресурсом за 5000часов. Экструдерным такое и не приснится. Понятно, там нагрузки повыше и экономить на стоимости и ресурсе лопастей не выгодно.
И это как пилотаж?Слабо...на композите...
Нет проблем при Ротаксе-582, просто с нашими 45 л.с. на РМЗ-500 энерговооруженность низкая и так не полетаешь. А композитные лопасти и разнесенные горизонтальные шарниры выбрали как раз из-за больших оборотов при прыжке, где и изгиб и центробежка велики и экструдер не выдержит. Да и по эффективной центровке лопасти, при изменяемом шаге, экструдер невозможно сделать. И отрицательную перегрузку и невесомость на горке безопасно можно у нас делать не теряя управление и не кувыркаясь, как с общим ГШ.
Вы тоже каждый раз простукиваете композитные лопасти перед полётом ?
Нет, смысла нет с нашими толстыми лонжеронами. Достаточно контроля при изготовлении. При самодельном изготовлении композитной лопасти в отличии от заводской, просто закладывается большой запас по толщине и прочности. Понятно, что надо все очень грамотно по инженерному делать. С экструдером проще - просверлил дырки под болты, груза воткнул и вперед. :)
 
Последнее редактирование:

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
всегда в пример Бенсена приводите, можете ответить почему у вас такой крейсер маленькии?
У Бенсена В-7М с 40 л.с. максимальная скорость 100 км/час, у В-8М с 72л.с. -137 км/час. У нас с 45 л.с. -120 км/час. По моему все логично.
 
Последнее редактирование:

Chicomaster

Мне интересен автожир
Откуда
Москва
Охеренный пилотаж на макаронах
Тут дело не в макаронах. Там АЦЦКИЙ ПИЛОТ :love: Таких пилотов в мире человека 2 или 3 всего. Они задницей миллиметры чуют o_O Не помню сейчас где, но где-то на забугорном ресурсе был рейтинг и фамилии этих пилотов (y)
 

Evgeneii

Я люблю строить самолеты!
Учет воздушных судов до 115 кг отодвинули на год - с 1.09.24г. Обсуждаем в соответствующей ветке:
Значит и автожир до 115кг остаётся актуальным и спрос по доступной цене будет. Серийное изготовление кит наборов после проведения всех испытаний не начнете? Птенец уже многим не по карману.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Появилась предварительная идея поставить на Дрозд поплавки, чтобы безопасно летать над водой. Т.к. взлетная скорость и разбег при прыжковом старте невелики можно не делать жесткие с реданом для глиссирования, а поставить надувные из ПВХ от туристического катамарана весом 10 кг, диаметром 0,45м и длиной 4м. С ними возможно будет взлетать и садится на землю, воду и снег, т.е. получаем универсальное шасси. По американским нормам FAR-103 поплавки не входят в вес до 115 кг, по нашим с массой конструкции до 115 - непонятно пока ничего, некоторые считают, что и силовая установка не входит.
Кто что думает про такие поплавки?

гидрогиро.JPG
 
Последнее редактирование:

Orca

Я люблю строить автожир и ходить по рекам
Наверное сначала нужно взлететь без разбега и измерить избыток тяги . А так идея хорошая но нужно продумать как парировать реактивный момент ротора возникающий на этапе раскрутки .
 
Вверх