Боковое раплолжение РУС

Хорошо! Тогда вопрос по эргономике. Когда РУС между ног, и летишь на крейсере по маршруту, то рука (обмякла) и лежит своим весом на ручке, (бльшее время) т.е. вес руки через ручку давит вдоль ее оси на узел подвеса ручки. Как в случае с боковой РУС? Не нужно ли руку постоянно держать в взвешенном положении? Иначе лев.крен.
С боковой ручкой рука свободно лежит на подлокотнике и никаких проблем с тенденциями к крену не наблюдалось.Во всяком случае,в 45-минутном полете я этого просто не ощутил.
Должен заметить,что до полетов на Аэропрактовских бортах мне и в голову не приходило применить боковую ручку - однако взгляд сильно изменился под влиянием практики.
 
лежит на подлокотнике
Я это тоже так представлял, но в случае с джойстиком. А вот с полноразмерной ручкой, что то не вник. А какова ее длина от продольной трубы? Чтоб как то образмериться и представить.
 
Я это тоже так представлял, но в случае с джойстиком. А вот с полноразмерной ручкой, что то не вник. А какова ее длина от продольной трубы? Чтоб как то образмериться и представить.
           
Все разжевать и положит в рот никогда не входило в мои планы - попробуйте посоображать сами.Исходите из того,что локоть при управлении креном является неподвижной точкой,а кисть руки перемещается по круговой траектории относительно оси вала:длина рычага до рукоятки бцудет обусловлена желательными Вам ходами и углами отклонения РУС до крайних положений и существенно зависит от шарнирного момента приходящего от рулей и приемлемых усилий на ручке.То же самое и с ходами по тангажу - они должны обеспечивать нужные усилия на РУС в зависимости от шарнирного момента от РВ.И для разных самолетов эти величины будут существенно отличаться.
 
не входило в мои планы 
Спасибо! Вы же "движок" темы, просто по больше хотелось узнать, дальше конечно самому несомненно надо думать и потом считать. Это простые вопросы для общей "картинки", и отзыва уже пробовшего эту систему. 🙂 Пусть будет как вариант.
К этой идеи давно присматриваюсь, срастется ли с АЖ?
 
справится ли рука 
Да, справится как в амрейслинге!  😉 А вообще то это обычный рычаг, в данном случае в расчет берется амплитуда перемещения "кулака руки". Эта амплитуда не отличается резко от обычной ручки, а вот угол ее отличается. Далее все решается передаточным числом рычагов, до исполнительного органа. В случае с АЖ, наклоном ротора, у самолета рулевой поверхностью например элеронами. В этой схеме думаю можно осуществить амплитуды перемещения кисти руки от нейтрали как по тангажу так и по крену в районе 180мм.
  У меня вот больше вопрос был по удобству пользования этой ручкой, ведь по тангажу тут все хорошо, а вот по крену несколько необычно. Ручка теперь будет не влево/вправо наклоняться, а вниз/вправо, вверх.
 
  У меня вот больше вопрос был по удобству пользования этой ручкой, ведь по тангажу тут все хорошо, а вот по крену несколько необычно. Ручка теперь будет не влево/вправо наклоняться, а вниз/вправо, вверх.

Привычная реакция ,в том числе непроизвольная , должна остаться! Думаю никаких проблем не возникнет!

Только дельталётчики и Бенсен-цы могут быть в растерянности!   ;D
 
РУС, как джостик, в системе управления  появилась на самолетах, у которых с посадкой в кабину (сверху) проблем никогда не возникало. Это было конструкторское решение с точки зрения эргономики, поскольку позволяло улучшить точность пилотирования (прицеливания) при наличии больших или длительных перегрузках (исключается постоянно изменяющийся вес = "управляющая рука" умноженная на перегрузку), хотя при наличии современных средств поражения это не критично, но для стрельбы из пушки на коротких дистанциях (600-150м) оправданно, если дойдет до этого... А затем на больших самолетах с ЭДСУ, почему-бы и не применить, комфортно и удобно. Рутан,  грезивший в молодости, истребителями, применил боковую РУС на своих канардах (по русски "утках), и пошло- поехало).
На спортивных и учебных самолетах я бы не отказывался от привычной РУС между ног и вертикальной белой полосы на приборной панели (нейтраль по крену), а далее, если вы как конструктор, способны обеспечить нормальное распределение усилий на органах управления, с учетом диапазона скоростей полета, и подбора передаточных усилий, то почему бы и нет....
Только ни в коем случае это не должна быть дань моде...
Поэтому, лучше задать вопрос по -другому: потребное отклонение управляющих поверхностей "такое", моменты "такие" и максимальное усилие руки (пальцев руки) и т.д. И не забывате о том, что нормируемые кГ на РУС, не соответствуют ващим усилиям при боковой ручке.... Не все так просто. Поэтому конструктор решает сам по функциональной целесообразности - он и есть КОНСТРУКТОР.

Лапшин:
Все разжевать и положит в рот никогда не входило в мои планы - попробуйте посоображать сами.Исходите из того,что локоть при управлении креном является неподвижной точкой,а кисть руки перемещается по круговой траектории относительно оси вала:длина рычага до рукоятки бцудет обусловлена желательными Вам ходами и углами отклонения РУС до крайних положений и существенно зависит от шарнирного момента приходящего от рулей и приемлемых усилий на ручке.То же самое и с ходами по тангажу - они должны обеспечивать нужные усилия на РУС в зависимости от шарнирного момента от РВ.И для разных самолетов эти величины будут существенно отличаться. [/quote]
 
Я вот например правша , и делать что-то левой рукой получается не очень хорошо. Когда в полете хочешь перестроить радиостанцию , перелистнуть карту, натюкать GPS или просто фотографировать , то центральный РУС удобнее  / говорю со своего опыта, много летал с боковой ручкой/
 
Типа, левой рукой придержал а правой" натюкал"...Чуть дальше протягивай левую руку,делов -то! В чём-то приходиться поступиться, а боковая РУС всё таки удобней при посадке и покидании кабинета...В  том числе и аварийном...Штанами не зачепишься...
 
Я вот например правша , и делать что-то левой рукой получается не очень хорошо. Когда в полете хочешь перестроить радиостанцию , перелистнуть карту, натюкать GPS или просто фотографировать , то центральный РУС удобнее  / говорю со своего опыта, много летал с боковой ручкой/

ВОТ! Очень важное замечание по эргономичности... Проблема со сменой рук.
Моменты... углы.. это всё дело техники, а вот этот принципальный недостаток не исправишь.

Недаром пилоты истребителей отмечают "кнопочную перегруженность" боковых РУС, туда ведь всё стараются впихнуть... дабы руками при перегрузках не шевелить.

Т.е. надо учесть оборудование бокового РУСа колёсиком, как у мышки, с парой функциональных кнопочек для интеграции с бортовым оборудованием. И добавить функциональную клавиатуру на 5-10 крупных тактильных кнопок под левую руку. Опять же, всё равно нужен "помошник подержать" во время выполнения мелких работ в кабине (автопелотка 😀).
 
Опять же, всё равно нужен "помошник подержать" во время выполнения мелких работ в кабине (автопелотка ).
Не отрицая высказанные здесь аргументы не в пользу боковой РУС,позволю себе,однако,напомнить,что ЛА любого,фактически,вида,соответствующий распространяющимся на его тип нормам летной годности ОБЯЗАН быть устойчивым по всем каналам,т.е.не только сохранять траекторию при брошенных рычагах управления,но и возвращаться к исходным параметрам полета после воздействий на них.Аппарат,который,того и гляди свалится или полетит назад после отпускания ручки просто непригоден для эксплуатации.Автопилот же необходим для сравнительно длительного освобождения управления.
При этом,безусловно,при выборе схемы управления,следует учесть все обстоятельства и поступить сообразно им:так особых проблем с ручкой-джойстиком на рутановских утках не замечено и на Интрудере вполне правомерно не стали ничего менять.
 
ОБЯЗАН быть устойчивым по всем каналам

Согласен, но это хорошо для спокойной атмосферы, на 10 км.
Мелкота же летает в основном до 2 км, а там расслабляться не приходиться.  Но в общем решение принято, что мешает делать съёмную ручку по центру и справа (под пристрастия пилота). Однако усложнение конструкции, но буду думать, если усложнение существенное, проработаю два варианта для разных модификаций ЛА.
 
ОБЯЗАН быть устойчивым по всем каналам

Согласен, но это хорошо для спокойной атмосферы, на 10 км.
Мелкота же летает в основном до 2 км, а там расслабляться не приходиться.  Но в общем решение принято, что мешает делать съёмную ручку по центру и справа (под пристрастия пилота). Однако усложнение конструкции, но буду думать, если усложнение существенное, проработаю два варианта для разных модификаций ЛА. 
На самом деле требование распространяется на все ЛА,за исключением разве что дирижаблей...может быть для вертолетов не так жестко - не знаю точно т.к.вертолетами плотно не занимался.
В испытательных же полетах проверка осуществляется последовательными импульсами по педалям,ручке по крену и тангажу - после импульса определяется время восстановления исходной скорости и прямолинейности полета с отметкой типа затухания колебаний,если они были в процессе восстановления.
Даже в случае сильной турбулентности стриммированный самолет с брошенной ручкой на протяжении достаточно длительного времени,необходимого,скажем,для выполнения записей (для этого существуют наколенные планшеты) может удерживаться на траектории ногами.Летчику-испытателю в полете приходится делать много записей - и справляются.
Впрочем,это - не уговоры,а лишь пополнение информации:взвесив все "за" и против",я в своем нынешнем проекте остановился на классике,в т.ч. и во избежание подобных споров.Хотя летчик-испытатель,мнение которого для меня является авторитетным,в результате обмена аргументами,согласился с моими доводами насчет того,что боковая ручка может оказаться удобнее даже на пилотаже.
 
Мы применили на  сла ручку с верхней подвеской я налетал часа 4-5. непонятно почему но управлять легче отклоняя ручку импульсами часто ручку расслабляю или даже отпускаю.какое мнение тех кто летал о расположении ручки с верхним расположением шарниров    движения руки по самолетному.
 
Хорошая тема, актуальная для меня, но как-то канула в лету . Извлекаю на поверхность и прошу , у кого есть... , побольше схем и фоток.
Хочу применить на аппарате до 115.
 
Назад
Вверх