РУС, как джостик, в системе управления появилась на самолетах, у которых с посадкой в кабину (сверху) проблем никогда не возникало. Это было конструкторское решение с точки зрения эргономики, поскольку позволяло улучшить точность пилотирования (прицеливания) при наличии больших или длительных перегрузках (исключается постоянно изменяющийся вес = "управляющая рука" умноженная на перегрузку), хотя при наличии современных средств поражения это не критично, но для стрельбы из пушки на коротких дистанциях (600-150м) оправданно, если дойдет до этого... А затем на больших самолетах с ЭДСУ, почему-бы и не применить, комфортно и удобно. Рутан, грезивший в молодости, истребителями, применил боковую РУС на своих канардах (по русски "утках), и пошло- поехало).
На спортивных и учебных самолетах я бы не отказывался от привычной РУС между ног и вертикальной белой полосы на приборной панели (нейтраль по крену), а далее, если вы как конструктор, способны обеспечить нормальное распределение усилий на органах управления, с учетом диапазона скоростей полета, и подбора передаточных усилий, то почему бы и нет....
Только ни в коем случае это не должна быть дань моде...
Поэтому, лучше задать вопрос по -другому: потребное отклонение управляющих поверхностей "такое", моменты "такие" и максимальное усилие руки (пальцев руки) и т.д. И не забывате о том, что нормируемые кГ на РУС, не соответствуют ващим усилиям при боковой ручке.... Не все так просто. Поэтому конструктор решает сам по функциональной целесообразности - он и есть КОНСТРУКТОР.
Лапшин:
Все разжевать и положит в рот никогда не входило в мои планы - попробуйте посоображать сами.Исходите из того,что локоть при управлении креном является неподвижной точкой,а кисть руки перемещается по круговой траектории относительно оси вала:длина рычага до рукоятки бцудет обусловлена желательными Вам ходами и углами отклонения РУС до крайних положений и существенно зависит от шарнирного момента приходящего от рулей и приемлемых усилий на ручке.То же самое и с ходами по тангажу - они должны обеспечивать нужные усилия на РУС в зависимости от шарнирного момента от РВ.И для разных самолетов эти величины будут существенно отличаться. [/quote]