Здравствуйте, господа! Долго наблюдал за этой темой и наконец решил вклиниться. Я облётывал крыло, которое Юра "Давсемытутпартизаны" купил у Владимира Мысенко (насколько понял, логин его - "Апогей 16М"). Не буду делать здесь никаких выводов, приведу только факты.
Первый полёт. Отрыв и набор высоты достаточно шустрый. При переходе в горизонтальный полёт сразу же проявились нехорошие моменты: балансирная приборная скорость - 100-110 км/ч, сильное "рыскание", т.е. путевая неустойчивость и тенденция к раскачке по крену. При отдаче ручки и погашения скорости до 70-80 км/ч эти моменты становились значительно меньше, но не пропадали окончательно. После этого, при более тщательном осмотре крыла, я обратил внимание, исходя из собственного опыта постройки крыльев, на мой взгляд, что крыло несколько перетянуто. Для справки: крылья я учился строить у того же человека, что и Юрий Пичугин, который в своё время был пятикратным чемпионом России в классе дельталётов, В.Мысенко должен его знать.
После всего этого было принято решение провести ряд мероприятий по доводке крыла до относительно безопасного лётного состояния. А именно:
-смещение центровки назад. Кубик передвинули на 20 мм. После этого был произведён контрольный облёт крыла. Скорость 75, "рыскание" стало меньше.
-ослабление натяжения крыла. Ослабленно натяжение по консолям(боковым балкам) и по поперечине. У поперечины произведена замена тросов натяжения с диаметра 2,5 мм на трос 3,5 мм.
-добавлена поперечная V-образность, приблизительно, на 40 мм.
-доработан центральный узел поперечины, что позволило обоим тросам натянуться одинаково равномерно.
После всех выполненных работ крыло стало относительно безопасным, "рыскание" и раскачка по крену пропали. Зато появился правый крен, несмертельный, но нудный. В мае, в начале сезона, после нескольких полётов была возвращена натяжка по консолям, слегка подтянута поперечина. Вследствие этих действий крен стал меньше, в штилевую погоду практически незаметен. Влияние лёгкого крена ощущается на виражах - вправо очень легко входит в крен и туго выходит и с точностью до наоборот несколько туго входит левый крен и достаточно легко выходит из него. Вполне вероятно, что это влияния концевых антипикирующих поддержек, которые, в отличие от предыдущей версии "Апогей-16" находятся между верхней и нижней обшивками крыла, т.е. внутри паруса. Если одна из поддержек ограничивает ход паруса вверх по его геометрической крутке, то появление крена объяснимо. Но не факт. Причин крена может быть много.
Чуть позже, к уже имеющимся, были добавлены антипикирующие подвязки лат в районе корневой хорды крыла и подтянуты побольше существующие. Раньше крыло на разбеге зажимало нос и пока не отдашь ручку, причём с усилием, хрен взлетишь. Теперь оно само при наборе скорости поднимает нос и занимает своё балансирное положение в потоке.
Итак, крыло "Апогей 16М". Что мы имеем после проведённых работ. Скороподъёмность на высоте 100 м +4 м/с с одним человеком на борту, с двумя +3 м/с. Скорость снижения с брошенной ручкой и остановленным двигателем -2,5 м/с. Крейсерская скорость 75 км/ч, максимальная скорость 115 км/ч, скорость срыва 55 км/ч. Обороты двигателя при прямолинейном полёте с двумя людьми среднего веса на борту - 5100 (Rotax-503).
На что хочется обратить внимание.
-Поперечная балка у этого крыла не имеет в середине полупоперечин усиливающих бужей. Для парящих крыльев это нормально, у моторных же нагрузки на этот элемент конструкции значительно выше.
-Трапеция по сравнению с крыльями других производителелей несколько уже, но это уже вопрос привычки.
-Маловата, на мой взгляд, S-образность по корневой хорде, из-за чего на ручке при наборе скорости усилия очень слабые. Я бы миллиметров на 10 килевой карман в районе мачты уменьшил по высоте.
Ну и напоследок вопрос к Владимиру Мысенко:
ПОЧЕМУ КРЫЛО В ДОКУМЕНТАХ ИМЕНОВАЛОСЬ КАК КИТ-НАБОР ДЛЯ ПОСТРОЙКИ КРЫЛА???