Крыло "Апогей".

Думаю, не против будешь (-те), если скажу, что это практикующий кандидат физико-математических наук (1985г), тема диссертации - Изучение развития возмущений в пограничном слое. В 1993 году выдали диплом лауреата премии имени Н.Е.Жуковского за цикл работ "Экспериментальные исследования возникновения и развития возмущений в пограничном слое при повышенной степени турбулентности набегающего потока". и т.д. .... ну вы всё поняли!

Ёшкин кот... я понадеялся, что мне сам SUN будет читать лекции по основам анатомии и латинских терминов, а в результате нарвался на не просто профи, а брата-пилота с ученой степенью...

А если без стёба, то не так всё просто...
Старый лавсановый Апогей, про который я упоминал - старый сейчас, а тогда (зима1992-1993) он был совершенно свежий и лётные качества были более чем на уровне. Кому не лень - поищите статистику по первым местам на соревнованиях всех рангов в период 1990-2000.
И лавсан был каландрированый-пропитаный, и  скорость двухместного дельталета с Бураном доходила до 120км/ч, при общей полезной нагрузке под 200кг.
На намокание крыло реагировало некоторой вытяжкой и пропорциональным ухудшением характеристик, а вот лёд и иней его изменяли до неузнаваемости.
Наверное действительно с пограничным слоем не так все просто, как кажется большинству записных форумных теоретиков.
Да и (возможно я неправ) конструкция крыла Апогей с тех пор принципиально не изменилась, конечно другая ткань и усиление каркаса, но общие параметры и "генетические повадки" остались...
Конечно, в полете тогда было не до каких -то наблюдений за поведением крыла, изменением купольности и т.д., да и я сам был не таким уж и опытным...
Возможно, что от льда меняется общая жесткость и демпфирование всей упругой системы ? Тоже направление для подумать...
 
С этим бороться увеличением скорости отрыва от земли, я правильно понимаю?

Понятное дело из-за нарушения обтекания, мы должны увеличить взлётную скорость, но не менее важно учитывать и то, что крыло значительно теряет подъёмную силу и взлететь на перегруженном дельталёте будет небезопасно. Всё тоже самое надо учитывать и на посадке, если вы во время полёта попали в зону любого вида атмосферных осадков.

Теперь о дакроновых парусах.
обладателям дакроновых парусов в дождь взлетать легче, на здесь кроется другая засада (!) - скажу позже!" меня и правда интересует что хотел сказать человек по этому поводу. 

Первое!
Кто-то здесь уже говорил об огромном количестве воды, которое впитывает "тряпочный" парус во время дождя.  Поверьте это не меньше ведра или чуть больше. Всё это равномерно распределяется по парусу. Если парус разделить поперечной линией проходящей через узел подцепа, то задняя часть будет гораздо больше по площади, соответственно и воды там будет больше, что приведёт к смешению центровки крыла назад.

Второе!
Дакрон сильно подвержен относительному удлинению при повышенной влажности, при этом понятно, что парус в таких условиях очень сильно деформируется и крыло при этом также теряет летные качества. Опять центровка заднеет.

Чтобы компенсировать все потери, о которых сказано выше, необходимо сместить центровку вперёд. В цифрах это может выглядеть от 3 до 8 см вперёд. А вот сколько конкретно, можно узнать только после контрольных подлётов! Это относительно легко, перемещая кубик вручную. А если вы в полёте (?), то придётся тянуть ручку на себя до самой посадки. При больших усилиях на ручке трудно контролировать устойчивость по крену. В таких случая очень полезен триммер перебалансировки крыла! Поверьте, это не реклама!

Изморось и обледенение - все потери и отрицательные эффекты только усиливают.

На ваших крыльях уважаемый Апогей-16М есть "лючок" для контроля узла крепления поперечины к консолям? 

Да, есть!

Надеюсь был полезен? Извините, что, может быть, не так складно и лаконично!
 
На ваших крыльях уважаемый Апогей-16М есть "лючок" для контроля узла крепления поперечины к консолям? 
Да, есть!

А моё крыло какое-то особенное? Почему у меня только прошитое окошко для боковых тросов? Кое-как в каждый лётный день просовываю туда палец и пытаюсь понять всё ли там хорошо. Заглянуть туда и что-то увидеть практически невозможно.
bok_uzel.png


А троса поперечины вообще никак не увидеть. Только разобрав крыло можно посмотреть состояние их крепления:

centr_uszel.png


Или я что-то не так понимаю? Или у меня какое-то не такое крыло?
 
Или я что-то не так понимаю? Или у меня какое-то не такое крыло?
А не пробовал заглянуть в зазор между непришитой нижней и верхней кромками,(как на картинке, только напротив бокового узла).
Я все время туда заглядываю...
 

Вложения

  • centr_uszel_1.jpg.png
    centr_uszel_1.jpg.png
    62,1 КБ · Просмотры: 127
А не пробовал заглянуть в зазор между непришитой нижней и верхней кромками,(как на картинке, только напротив бокового узла).
Я все время туда заглядываю... 

Я заглядываю туда, когда крыло разобрано. По факту все узлы завёрнуты в чехольчики на липучке и увидеть на собранном крыле ничего невозможно. В отверстие для троса пощупать пальцем или подсмотреть можно. Но фактически это всё не полноценный осмотр.

Крыло я за всё время разбирал буквально пару раз. А так оно всё время собрано.
 
Понятно.У меня все чехольчики сняты,кроме центрального узла. Лучше я буду видеть, что там творится.
А заглядываю туда я ,обычно, на предполетном осмотре:прекрасно все видно, как на ладони-троса,пластины,болт,шплинтовка...
 
Сам же, говоришь, что крыло не разбираешь. А на собраном этот узел вообще не касается обшивки... А я вот перед каждыми полетами разбираю-собираю. А так оно лежит на полке в шестиметровом пакете. Вот если бы его повезти в грузовике куда-нибудь далеко, тогда да... А обшивка чаще страдает от жесткой травы при сборках-разборках, (нижняя- она тоненькая).
 
Всякое бывает. Если понадобится перевезти вдруг. Приехать с дырками в парусе не хочется. В нашем деле, если летаешь не только вокруг песочницы, надо держать в уме все возможные ситуации. В том числе перевозку крыла в случае чего.
 
А моё крыло какое-то особенное? Почему у меня только прошитое окошко для боковых тросов? Кое-как в каждый лётный день просовываю туда палец и пытаюсь понять всё ли там хорошо. Заглянуть туда и что-то увидеть практически невозможно.
Или я что-то не так понимаю? Или у меня какое-то не такое крыло?

Уверяю, что у вас крыло по принципу сборки и эксплуатации ничем не отличается от сотен таких же крыльев, находящихся в эксплуатации.

Собрать, разобрать и проконтролировать боковой узел (БУ) можно через технологическое отверстие в районе бокового узла по линии пришива нижней поверхности. Добраться до БУ можно только сдвинув консоли к килевой трубе, предварительно вынув латы, до появления достаточной слабины паруса. Собирать и контрить этот узел, также как и трудно доступный узел поперечины, надо качественно и надёжно, чтобы не было сомнений во время его эксплуатации.
Не лишним будет напомнить, что по окончании и в начале лётного сезона (или один раз в год) необходимо проводить полный осмотр всех узлов и соединений, силовых элементов каркаса, тросовой системы и паруса.
К сведению: защитные чехольчики на узлах несут двойную функцию. Защищают парус от протёртостей об выступающие элементы этих узлов и защиту от случайного повреждения контрующих элементов при сборке и разборке паруса. Конечно их можно снять, чтобы осуществлять визуальный осмотр узлов, но это только под вашу личную ответственность.
 
Собрать, разобрать и проконтролировать боковой узел (БУ) можно через технологическое отверстие в районе бокового узла по линии пришива нижней поверхности. Добраться до БУ можно только сдвинув консоли к килевой трубе, предварительно вынув латы, до появления достаточной слабины паруса. Собирать и контрить этот узел, также как и трудно доступный узел поперечины, надо качественно и надёжно, чтобы не было сомнений во время его эксплуатации. Не лишним будет напомнить, что по окончании и в начале лётного сезона (или один раз в год) необходимо проводить полный осмотр всех узлов и соединений, силовых элементов каркаса, тросовой системы и паруса. 

Спасибо! Понятно.
 
Специально для "взбудораженных мозгов мудрецов". Если Не совсем в тему Апогея Володя прости.

Правильная организация обтекания верхней поверхности - дело сложное. Турбулизаторы применяются, разных моделей, по разному установленные. Могут быть генераторы вихрей, или небольшие препятствия потоку, или отверстия для подсоса воздуха. И эффект от них разный. При правильном применении можно существенно повысить Cy max и понизить скорость срыва. Значит улучшить безопасность.

Володя, захочешь поиграть в этом направлении для Апогея, приеду - поиграем. Одному скучно  😉
 

Вложения

  • turbulator.jpg
    turbulator.jpg
    18,4 КБ · Просмотры: 119
  • vortex4_001.jpg
    vortex4_001.jpg
    67,8 КБ · Просмотры: 128
Доброго дня всем. Стал счастливым обладателем нового паруса на Апогей-16. Успел облетать на лыжах впечатления только положительные. Имея горький опыт облета М-ки года 2 назад (обсуждалось без меня на форуме) боялся в одиночку облетывать но все получилось и даже пришло некоторое просветление. Руководствуясь тезисом что крыло должно лететь само а мотор помогает продлить сей процесс получил желаемые результаты. Каркас с парусом сошлись идеально и ничего не нужно было регулировать хотя каркас имеет травмы. Единственное пришлось центровку подвигать кубик. Сейчас имею 2крыла М-ка и 16-й оба летающие(хвастаюсь). Теперь просветление , при облете М-ки триммер был в среднем положении штока но центровка при этом была передняя и балансирная скорость около 90км. На разбеге ручка до достижения этой скорости будет сопротивляться и если ждать сей момент(достижения уменьшения усилий на ручке)  а после прокачки еще и поджать ее ну наверное близко кирдык.       А вот при облете паруса на 16-том центровка изначально также получилась передняя но при 60км отдавая ручку взлетел и удерживал а после отпускания  увидел 85км что требовало больше оборотов в горизонте. Вывод при облете взлетать нужно ориентируясь по скорости а не по усилиям на ручке которые зависят от центровки.  Сравнивая два крыла М-ка более маневренная а 16-тый более стабильный летит прямо не мешай ему. Отдельное спасибо хочу выразить Владимиру Мысенко за качественную работу ремонта М-ки и отличный парус 16-го и за очень полезные наставления в летном деле.  Зиму отлетал без аварий чего и всем желаю.                                     с уважением Владимир Семенюк.
 
Доброго дня всем. Стал счастливым обладателем нового паруса на Апогей-16. Успел облетать на лыжах впечатления только положительные. Имея горький опыт облета М-ки года 2 назад (обсуждалось без меня на форуме) боялся в одиночку облетывать но все получилось и даже пришло некоторое просветление. Руководствуясь тезисом что крыло должно лететь само а мотор помогает продлить сей процесс получил желаемые результаты. Каркас с парусом сошлись идеально и ничего не нужно было регулировать хотя каркас имеет травмы. Единственное пришлось центровку подвигать кубик. Сейчас имею 2крыла М-ка и 16-й оба летающие(хвастаюсь). Теперь просветление , при облете М-ки триммер был в среднем положении штока но центровка при этом была передняя и балансирная скорость около 90км. На разбеге ручка до достижения этой скорости будет сопротивляться и если ждать сей момент(достижения уменьшения усилий на ручке)  а после прокачки еще и поджать ее ну наверное близко кирдык.       А вот при облете паруса на 16-том центровка изначально также получилась передняя но при 60км отдавая ручку взлетел и удерживал а после отпускания  увидел 85км что требовало больше оборотов в горизонте. Вывод при облете взлетать нужно ориентируясь по скорости а не по усилиям на ручке которые зависят от центровки.  Сравнивая два крыла М-ка более маневренная а 16-тый более стабильный летит прямо не мешай ему. Отдельное спасибо хочу выразить Владимиру Мысенко за качественную работу ремонта М-ки и отличный парус 16-го и за очень полезные наставления в летном деле.  Зиму отлетал без аварий чего и всем желаю.                                     с уважением Владимир Семенюк.
Всё что вы здесь описываете знает более -  менее опытный пилот,вы же шли собственным путём - путём проб и ошибок,рисковали своей жизнью чтобы пройти путь который до вас прошли сотни пилотов.
Дешевле и безопаснее бы было нанять опытного инструктора для облёта .
 
всем привет! вчера, после установки лат (предварительно выгнул их по шаблону) на облете обнаружил сильный флатер на кромке обоих полукрыльев (именно между упорной, 1 и 2 латой) После короткого круга сел и кумекал как избавится от этого. На левом полукрыле получилось убрать полностью флатер методом регулировки натяжения лат. Флатер исчез. На правой же стороне, ну никак не могу избавиться (( Володь, подскажи чем исправить ? может все же натяжкой лат (сильнее, слабее, в каком случае как ?) или только вшиванием вставки ? раньше этого флатера небыло, до снятия паруса... Кто что скажет ? 🙁
 
Понятное дело, что флаттер появляется из-за деформации, вытяжки паруса. Парус тянется не только по задней кромке, но и по передней. В сумме это даёт послабление по внешнему контуру крыла. Вот эти излишки и начинают  флаттерить. Очень неприятное явление и, чем выше скорость, тем больше его амплитуда и частота.
Бороться можно разными способами!
Натяжением  и ослаблением лат. Выбрать по месту что эффективнее.
Незначительное уменьшение высоты профиля концевой латы – 15,20,25 мм.
Натяжение или ослабление паруса по передней кромке.
Ушивка паруса. Самое простое это ушивка между латами, где появился флаттер. Можно сделать несколько ушивок, но делать это в несколько этапов и соблюдая симметричность паруса.  Надо учитывать также величину ушивок  от их количества.
Не знаю смог ли я понятно объяснить.
Но вообще-то надо жалеть парус и отпускать его при любом удобном случае. АПУ-поддержки отпускать – они сильно тянут лопухи.
 
Назад
Вверх