Ш-2 является развитием конструкции Ш-1, скорректированной под требования заказчика. Что значит "сам"? На основе прототипа.
То есть надо понимать так, что Ш-2 - не новый самолёт, а фактически тот же Ш-1, только "скорректированный"?
Ну что ж, я уважаю Ваше мнение. Но давайте всё-таки разберёмся.
Прикладываю сравнительные проекции этих самолётов, приведённые к одному масштабу. Обратите внимание хотя бы на АБСОЛЮТНО разные крылья - не только по форме и размерам, но и по конструкции! Уже это одно позволяет утверждать, что перед нами не просто "корректировка под требования заказчика".
Размах крыла Ш-1 - 10,7 м; Ш-2 - 13,0 м. Длина - соответственно 7,7 и 8,2 м. Площадь крыла - 20,2 и 24,7 м2. Взлётная масса Ш-1 - 790 кг, Ш-2 - от 937 до 1100 кг (на 20-40 % больше). Полагаю, всего этого более чем достаточно, чтобы признать Ш-2 новым типом самолёта.
(Хотя, если кое-кто здесь считает У-2 чуть ли не доработанным Авро - тогда я пас... 🙂 ).
"Сам" - значит без участия каких-либо соавторов, в том числе Виктора Львовича Корвина.
Ш-2 - разработка Шаврова, и отрицать этот факт глупо и нелепо. Это подтверждают и мемуары Москалёва, отрывок из которых я привёл выше.
И немного об авторстве Ш-1. Посудите сами. Самолёт фактически самодельный. Строили его три человека, из которых уже никого нет в живых. Можно ли теперь определить, чей вклад был наиболее весомым? Какие документы могут "пролить свет" на это - скажем, подтвердить версию Соловьёва об авторстве Корвина? Затрудняюсь даже представить... Никакого техзадания, официальных распоряжений, утверждённого эскизного проекта с подписью разработчика в случае Ш-1 не могло быть по определению!
Ну а в тех документах, которые всё же существуют (типа акта о госиспытаниях) - конструктором Ш-1 значится Шавров. Всё остальное - домыслы.
А ещё был очень удачный Ш-7 Его "удачным" назвать сложно. Архаичная конструкция, не отличаюшаяся выдающимися характеристиками.
Расскажите, пожалуйста, в чём Вы видите "архаичность" конструкции Ш-7 и как должен был выглядеть в 1940 году "неархаичный" гидросамолёт подобного класса и назначения.
Что касается "невыдающихся" характеристик - Ш-7 создавался для выполнения конкретных задач, и его характеристики полностью соответствовали этим задачам. Иначе он не был бы рекомендован в серию. А бить рекорды скорости и высоты ему не нужно - это не истребитель.
Ан-2 - вот классический пример "архаичной конструкции, не отличающейся выдающимися характеристиками". Но Вы ведь не скажете, и никто не скажет, что Ан-2 был неудачным?
в своих мемуарах В.Шавров прямо таки жаждал, чтобы Григоровича посадили - вполне в духе того времени...
Цитату (а лучше ссылку) в студию!
🙂 А то опять получится, как с Москалёвым...