Особые случаи полётов СЛА.

Возвращался я тут как то со дня рождения одного нашего товарища дельтолетчика. Гуляли у него два дня, и вылет был запланирован на раннее утро третьего.
Так уж повелось что если я куда то лечу с ночевкой то погода на возвращение всегда выпадает отвратительная. Традиция эта не подвела и на этот  раз. Ветер задувал всю ночь и к утру мои надежды прорваться домой низами растаяли окончательно. В шесть утра, еще до восхода солнца, колдун на взлетке пархал параллельно земле и точно в лоб моему предстоящему маршруту. Только ясное небо вселяло надежду и метеорологи дружно твердили что дождевой фронт подойдет только во второй половине дня но зато останется  потом на неделю. И хотя до дома было 250 км, я  решил попробовать. После взлета и набора высоты выяснилось что путевая  совсем невелика. При воздушной 100 всего то 40 км. Оттримировал крыло на максимум 115, путевая стала 55, чтож уже кое что.  Поиск более подходящих условий на разных высотах результатов не дал.  Только у земли  путевая была километров на 8 больше,  зато трепало  по взрослому. Выбрав слой спокойного воздуха приготовился наслаждаться полетом пару с лишним часов до ближайшей на маршруте дружественной площадки, до которой было около 150км. Примерно через пол часа все выпитое за эти два дня дало о себе знать резко и неожиданно. Возникла необходимость срочно приземлиться.  Подходящее поле я приметил в паре километров позади. Желание приземлится было так велико, что еще на этапе снижения и захода стало ясно, что садится придется сразу, так как осмотр площадки на бреющем и последующий повторный заход  организм уже не выдержит.  На мое счастье поле оказалось хоть и кочкастым  но без ям. В общем повезло. Взлетал вернувшись назад по собственным следам. С хорошим встречным ветерком взлетел метров с тридцати, и после набора высоты выяснилось что за время моих эволюций ветер еще усилился и путевая упала до 43. К тому же на высоте 250 метров стало ощутимо потряхивать и пришлось подняться  повыше. К счастью прослушивание эфира на частотах мдп показало что никому кроме меня в такую ветрищу никуда лететь не надо и в воздухе на много километров вокруг только я один. Простой расчет показал что лететь мне теперь до ближайшей площадки часа три. Но ничего, погода в общем нормальная, бензина залито 70 литров и этого по самым скромным расчетам хватит  на пять с половиной  часов, даже при приборной 120. Грели сердце два обстоятельства, при таком ветре с любой точки маршрута я вернусь обратно за пол часа с путевой 190. Кроме того товарищ, опытный дельталетчик, не раз летавший по этому маршруту, заверил что погода за Клинско – Дмитровской грядой обычно меняется и мне бы только до нее добраться. Чтож доберемся потихоньку. Уже при подлете к Клину стало понятно что погода за грядой действительно поменяется. Все небо затянули тучи в которых просматривались очаги дождя. Похоже что метеорологи опять обманули. Еще и девяти утра нет , а фронт уже тут. Сразу после перелета гряды пошел дождь и путевая упала до 35, и я уже подумал развернутся но вдруг стало не до этого. Вместе с первыми каплями дождя, вновь возникла необходимость срочно приземлится. Какое то поле было прямо передо мной, и при таком ветре я спланировал на него почти вертикально. На высоте метров 70 выяснилось что это был не лучший выбор, так как поле было горбатое и имело приличный уклон в направлении ветра, однако обдумывать выбор времени не было и я, поджав  ручку и приготовившись к борьбе со стихией, пошел на посадку. Мне снова повезло, сел удачно,  почти без пробега, несмотря на то что уклон у площадки был очень приличный, и  телегу, чтоб не катилась назад приходилось поддерживать газом. В таких условиях выйти из телеги не получалось, и пришлось  ехать вверх по полю  до горба, выискивая место по ровнее. Взлетать решил вверх по полю против ветра, стараясь набрать еще на земле максимально возможную скорость,  с максимальной скороподъемностью пробить слой роторов и как можно быстрее оказаться подальше от земли. Вот когда пригодился сверхмощный Сузуки за спиной. Крыло начало валять еще на разбеге и я, зажав ручку разгонялся пока ее не начало рвать из рук, затем коротко отдал, тележка выпрыгнула метров на 10 над полем., затем 15 секунд активной борьбы и все, земля отпустила. Высота метров 80 и можно немного успокоится. Набрал двести метров и начался настоящий дождь, пришлось поворачивать в сторону от маршрута, где казалось было посветлее. Минут через 10 полета дождь сначала ослаб, а затем и совсем кончился, и сразу стало видно другие столбы дождя  справа и слева и впереди. Позвонил домой жене, дома уже пол часа хлещет вовсю. Чтож, домой значит не летим. Затем позвонил товарищу на предполагаемую площадку приземления, у него сухо и дождя пока не было, хотя тучи бегут быстро, значит будем прорываться к нему. Прямо по курсу наблюдался очередной столб дождя,  и пришлось опять повернуть в сторону. Через полтора часа такого медленного слалома между столбами дождя наконец показалась трасса. От нее до места предполагаемой посадки было всего километров 20 и со своей высоты я уже даже мог разглядеть это место. В других обстоятельствах я бы уже готовился к посадке но сейчас местность подо мной двигалась крайне медленно и даже зажав ручку путевая едва переваливала за 40 км, так что эти двадцать км медленно проплывали подо мной еще полчаса. Посадка на поляне у товарища прошла нормально, но перспектива пилить в таких условиях до дома еще пару с лишним часов не вдохновляла, да и разбирать дельту под дождем на грязном поле то же не хотелось, поэтому принял решение оставить дельту у товарища в ангаре и добираться домой на машине. В итоге полет на 150 км продолжался почти четыре часа при скорости встречного ветра 70 и более км в час.
 
круто, а у меня воздушная 60 в крейсере и 80 если мотор на взлетном  🙁
 
круто, а у меня воздушная 60 в крейсере и 80 если мотор на взлетном  🙁
Тогда ты бы летел при таком ветре задом. Ставь сузуку. У меня при крейсере 115 - 4700 обороты при 125 - 4850 максимал 5500.
 
Ну вообще говоря 100-120 и на Бурьянах летать можно... тут больше от типа и состояния крыла зависит... и центровки разумеется.
 
Один знакомый, мечтающий приобрести для себя дельталет, задает вопрос: Случалось ли кому из дельталетчиков наблюдать когда-либо неопознаный летательный объект?
И что надо делать, если такая встреча произойдет? 😀
 

Вложения

  • poletcherepahi.jpg
    poletcherepahi.jpg
    58,4 КБ · Просмотры: 104
Прошлой осенью был свидетелем нелепого случая. Со мной вместе базируется мой товарищ с форсажем, с самостоятельными полётами у него ПОКА не ладится, летает с нашим товарищем, опытным пилотом, с заднего сиденья. Прекрасный осенний тихий вечер, я занимаюсь своим аппаратом, товарищ ждет пилота. Аппарат у него собран, он садится в кресло, решил потренироваться в рулении, разбеге. На голове шлём, сверху тяжелые очки на резинке. Рулил, рулил, по газам и на взлёт. Я с земли наблюдаю. Он взлетел, поспешно метрах на 50 развернулся и пошёл на посадку. Ну, думаю, парень испугался и быстренько на посадку. Снижается неказисто, с кренами, у земли заложил крен градусов 35, чуть не задел землю. Коснулся, заруливает на стоянку, я спросил, что случилось, он сам ничего понять не может. Смотрю, у правого полукрыла посередине вырван нижний латкарман, а лата согнута пополам. Оказывыется, он от волнения не надел очки на глаза перед взлётом, их потоком сорвало с головы и лопастью винта метнуло в правую часть крыла. Мораль - АВИАЦИЯ И СУМАТОХА НЕСОВМЕСТИМЫ. С уважением.
 
Тоже вспомнил про очки... Как то раз собрали аппарат, покатили его на предварительный. У меня очки лежали на сиденье в целлофановом пакетике. Пока прогревали,я очки надел, а пакетик сунул в боковой карман куртки. Ну в общем разбегаемся, уже начало вывешиваться носовое колесо.И вдруг-в двигателе грохот, треск. Молнией в голове- шестернизубьяшатуныпальцы. Сбрасываю газ, шмяк обратно,судорожные усилия по удержанию телеги на дороге. Глушу. Останавливаемся.Оба в трансе-приехали. Попроворачивали за винт,вроде крутится,ничего не слышно. Ну что делать,разворачиваем,покатили на исходную. Я понуро толкаю телегу за комли лопастей. Вдруг вижу на обочине пакетик. Кончики у него измочалились, пока он флаттерил в потоке. Карман не застегнул,растяпа! Вот его и высосало -карман то раскрывался, когда я усаживался на сиденье. И лопасть его схватила.Ну грохотал он страшно 🙂. Ладно хоть не после отрыва...
 
Пакет это что! Вот лечу я как-то - перегоняюсь из колхоза в колхоз, высоту поднабрал - метров 300. Погода шепчет, дали, понимаешь, светлые открываются. Благодушествую, в общем. Лечу один, заметьте.
И тут меня сзади по плечу кто-то хлопает, типа: "Братишка, тормозни, я выйду!" Если б не ремни, я б наверно из телеги с перепугу и неожиданности выпрыгнул!
Оказалось, длинный конец лямки ремня из петли выпутался и, болтаясь в потоке, похлопал меня по плечу!
 
Карман не застегнул,растяпа!

Во-во... после отрыва делаю разгонную площадку до 110... без дверей... перед мордой лица что-то мелькнуло и исчезло... потом по интересной траектории и достатачно медленно на уровне глаз прошла зажигалка....сообразил и закрыл клапан нагрудного кармана.... поздно, после посадки выяснилось что 800р тоже летать умеют....  ;D
 
достатачно медленно на уровне глаз прошла зажигалка....сообразил и закрыл клапан нагрудного кармана.... поздно, после посадки выяснилось что 800р тоже летать умеют....
Первое курить надо бросать, тогда и зажигалки не будут летать, а деньги надо тратить до полёта 😉 Ещё одной истории был свидетелем. Соседний аппарат. Пассажиров мало, пилоты загорают, купаются. Появляется клиентка. Техник начинает одевать клиентку. Полуголый пилот садится в кресло и начинает подкачивать бензин. А праймер был у них, надо сказать, в необычном месте, под креслом пилота как раз между ног. Клиентка кокетничает с техником типа " вы меня повезёте?" Техник, показывая через плечо, нет вон тот товарищ. Клиентка выглянула  из-за плеча техника и увидела пилота который яростно наяривал праймер, качая его у себя между ног. Праймер она не видела, да и пилот сидел в пол оборота, чуть вдалеке. Увидев эту картину, клиентка решительно стала снимать каску, всё я не полечу. Техник в недоумении, пилот прдолжает работать праймером, клиентка берёт подругу под руку и удаляются. Проходя мимо меня она говорит подруге: это какие-то маньяки, неизвестно куда они завести могут и что с тобой сделают. 😱
 
DVD, зачет! Надо праймер переставить к сиденью пассажира, пристегивать его (ее) - и по регламенту... ;D               Пакет, зажигалка, купюры... У меня винт улетел однажды в полете. Вместе со ступицей и концом коленвала. Высота 150, небольшой маршрут (около 20 км от ВПП). Самодельная авиетка с двумя безредукторными ИЖ-ПС. Вот у левого и отломился. Мотор взревел на запредельных оборотах. Выключаю ему сразу зажигание - орет. Перекрываю топливо, забываю о нем и с пологим снижением довольно долго тяну курсом на ВПП. Внизу то яма, то канава, то перелесок. Впереди понравилась расцветка участка за рвом, высоты только хватило, чтоб подвернуть и сразу сесть. Оказалось, пожалуй, единственное место в этом районе, годное для нормальной посадки. Дорулил до леса на оставшемся моторе, закатил ероплан в закуток, - обернулся - "самолет в лесу - красота" и марш бросок до ВПП, за авто и сказать сыну: "все нормуль!" 🙂
 
А мораль такая. НАДО МЕНЬШЕ ПИТЬ.

НЕ НАДО МЕНЬШЕ ПИТЬ!

А НАДО МЕНЬШЕ ПИТЬ кофе по утрам на тощий желудок перед вылетом! Оно мочегонное!

Ладно, пропалюсь на ту же тему...

Ухудшение состояние пилота или Дети растут незаметно

Замечательное летнее утречко. Солнышко только встало, но пока ещё толком не начало прогревать землю. Аппарат заправил под завязку (70л). Сынуля Миха вчера очень просился со мной слетать подальше, т.к. крутиться возле точки ему теперь уже не интересно - как минимум слетать позавтракать на Волжанку или ещё куда подальше (шоб я так в детстве жил). Я обещал его взять, т.к. лететь намеревался в район Бежецка, поискать посадки в живописных извилинах  речки Молога.

Традиционный утренний кофе на тощий желудок с сигареткой (курение вредно!).
Спокойные сборы, взлёт, курс на север. По дороге исследую состояние АХР-овских площадок, найденных в этом форуме.

Спустя час с небольшим полёта над неухоженной заброшенной землёй, миновав трассу газопровода попадаем совсем в другой мир. Тут люди живут землёй. Поля ухожены, сено убрано, на полях пасутся коровки. Пастераль!

Тут утренниий кофей начинает слегка поджимать. Но торопиться особо некуда, подсесть на эти ровные поля всегда успею - проблемы нет. Тяну дальше на север. Вдруг в организме что-то резко переключается и очень очень хочется сесть просто немедленно.  😱 Подбираю площадку, а они как на зло все кончились - близко к Бежецку подлетел.

Замечаю треугольник маленького прокошенного поля и прохожу над ним не как всегда пару раз на разных высотах, а всего лишь разок метрах на 50-ти.
Оценка - вроде скошено, ровненько, только вот в конце намеченной посадки здоровенная ямища, но вроде до неё должен успеть оттормозиться?

Захожу, касаюсь, торможу - нет тормозов. Роса, аппарат тяжелый, много горючки, да ещё Миха сидит сзади. - Оценил посадочную дистанцию не правильно.
Под колёсами кочки ухабы - скосили то скосили, но под скошенным какие-то старые колеи и бугры. Видимо косят здесь в любом месте и если поле не ровное, то просто косят повыше.

Ямища приближается. Мозги в связи с резким ухудшением состояния работают неадекватно - тут нужно было бы газ и уходить, а я всё пытаюсь оттормозиться крылом и тормозом.

Запоздалая оценка - не успеваю. Бросаю тормоз. Крыло уже не несёт, но перед самым краем ямы я выжимаю ручку в пилон и на парашютировании почти что перелетаю эту яму. Почти что - это потому, что основные стойки всё же плюхаются на её край и аппарат оттормаживается как вкопанный. Почти одновременно с этим глушу.

Вперёд улетает оторванный обтекатель с левого колеса. Вообще за заделку этих обтекателей САМОРЕЗАМИ, которые естественно не могут сами не выкручиваться Воздушному Мосту отдельное спасибо.  😡  Было бы нормальное крепление - проблем бы не было. (Cейчас сам уже переделал).

Но правда так же нужно сказать реальное спасибо и за прочность Форсажа, который подобный пинок переживает без каких-либо других повреждений. Это кроме шуток.

Миха тоже вылезает из аппарата и тут под журчание (КАЙФФФ!) меня озаряет:
- А ты сколько сейчас весишь?
58, а что?
😱...

И тут до меня доходит, что дети то растут.  😀
Как то незаметно, но неуклонно. Вот она ошибка по посадочной дистанции!
Привык, что сзади обычно пушинка, которую просто в расчет не принимаешь, а тут в довесок к горючке уже целый слонёнок...

Как взлетали - это отдельная песня, но взлетел подорвав перед ямой аппарат и продолжив разбег за ней. Оказывается сел я ровно туда куда только и можно было сесть. Влево-вправо - был бы кирдык - колеи замаскированные густой скошенной травкой, которые естественно с 50-ти метров я не разглядел.

Маршрут закончили нормально. Чуть подвысунувшись посмотрели на мирно спящие на военном аэродроме Дорохово самолёты. Просмотрели излучены заросшей водорослями Мологи  и пошли домой.

А теперь мораль.
Про - не пей кофе по утрам на тощий желудок понятно.
Про - сожри что-нибудь перед вылетом думаю, не сложно догадаться.
Про - нехрена терпеть, коли начало подпирать тоже понятно.
Про - коли припёрло, то мозги работают неадекватно, нужно учитывать.
Про - не смей садиться не просмотрев толком площадку тоже понятно.
И ещё одно - сажая собственного ребёнка в аппарат стоит поинтересоваться не в каком классе он сейчас учится, а сколько он сейчас весит. ;D

Вывод из морали - нужно бы что то думать про вороночку и трубочку, если лететь часов 6 над хреновой местностью предстоит.
Например у дайверов, чтобы поддёвку под сухой костюм не пачкать и то трубочка предусмотрена, чтобы глазки из маски не вылезали на часовом декостопе...

И вправду нужно бы подумать на эту тему. А то вдруг опять Поиск06 залетит и вдруг даже пить откажется ...  :🙂
 

Одноразовый не прокатит - Поиск06 аж 2 раза подсаживался  😉

Кроме того смущает место в инструкции про утилизацию отходов http://frip.su/osuti.htm

Я конечно понимаю, что упражнение по метанию предмета вхродит в состав экзамена на пилота СЛА...
Но вот многие ли попали ?  ;D
 
Назад
Вверх