Особые случаи полётов СЛА.

26/06/10 7 утра перелет 52км с секретной площадки Х на секретную площадку Y в одной из прилегающей к Московской области областей. Телега Фрегат, двигатель SuzukiG13BB, крыло Атом. Полет с курсантом на борту. Погода в точке вылета идеальная, штиль, видимость отличная, правда, уже жарко. Далее, ошибка № Раз не дозвонился перед вылетом до принимающей стороны, связывался с ними накануне. Маршрут хорошо проработан, примерно на пол пути небольшой лесной массив, прохожу его с хорошим запасом по высоте, чтобы если что не остаться в нем. Впереди по курсу явное ухудшение, небольшой фронт, но линия горизонта просматривается и выглядит оно не очень враждебно. Путевая скорость начинает падать (встречно-боковой), начинает побалтывать. После того как почти пролетел лес, принимаю решение возвращаться по факту ухудшения погоды. Но одновременно с этим, начала расти температура двигателя, причем темпом, который мне очень не понравился. Сразу за лесом проходит дорога с подходящим курсом, поворачивать обратно на лес с уползающей температурой не хочется, сажусь на дорогу. Пишу СМС принимающей стороне, что сели на пол пути по погоде. Возвращаемся. А потом подошел шквал с дождем – телегу держали вдвоем. Двигатель остыл. Переждали. Далее ошибка № Два. Недооценил условия. У земли был практически штиль, небо над нами затянуто  слоем облачности, нижний край, метров 500 на вскидку. В сторону дома – светло, безоблачно. Пристегиваемся, взлетаю, и примерно с уровня 30 метров началось. Болтало так, что в какой-то момент подумал, что хорошо, что на борту есть спассистема. Позже, оценил эту болтанку, как самую сильную из тех, в которые я попадал. С трудом набрал 350 метров, просаживало то на 30 вниз, то выкидывало на 30 вверх. Для исправления кренов требовался полный расход ручки. Развернулся блинчиком и с путевой 137 км/ч полетел в точку Х, на базу. Температура опять начала расти, но учитывая высокую путевую и расстояние в 15 оставшихся км. принял решение на долет. Посадка штатно в точке вылета. С двигателем разобрались. Фронт через 40 минут ушел в сторону Москвы, дальше летали по отличной погоде.

Объективные предпосылки:
Совпадение двух неблагоприятных факторов – ухудшение погоды и проблемы с двигателем.
Анализ ошибок.
1 – вылет при отсутствии ответа от принимающей стороны, на момент вылета им было уже понятно, что погоды нет.
2 – недооценка неблагоприятных условий в момент вылета с места вынужденной посадки, нужно было переждать еще около часа.
3 – учите авиационную метеорологию.
 
Похоже, клапан крышки расширительного бачка. После того как сменил крышку - проблема пропала. Еще у меня антифриз обычный залит, Nord. Никульшин рекомендует по такой жаре нечто более качественное лить. Прислушаюсь.
 
Впереди по курсу явное ухудшение, небольшой фронт, 
В субботу все фронты далеко от Москвы были. Просто внутримассовый дождевой очаг. Наверняка можно было обойти?
На метеокарту тоже полезно перед вылетом смотреть.
 
Просто вся эта неделя (с предыдущей субботы) какая то  хреновая была, проблемная. Всю МВЗ накрыла волна невезенья. Я это почувствовал  на своей шкуре, и  aes-у  даже по этому поводу позвонил (не даст соврать). А надо видно было прямо  на форуме объявлять, типа, Господа, давайте посидим недельку на попе ровно, переждем. Да кто поверит? 
 
Блин, нахожусь в том возрасте, когда необдуманные поступки недопустимы..... читаю эти сообщения и офигеваю от того, что народ летит почти в любую погоду, почти не думая о последствиях....   (я о дельтах)...... НУ НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ ОНИ ДЛЯ ЭТОГО!
 
Всю МВЗ накрыла волна невезенья
-- причем тут везенье? Высокая температура в сочетании с высокой влажностью - весьма специфичная погода, ее надо уметь правильно оценивать... Поскольку в нашем климате такое случается не слишком часто - опыта у народа нету, что логично.
 
Мужуки, вот ссылочка на метеорологию, ориентированную на парашютистов, может кому-то жизнь облегчит.
http://depositfiles.com/files/opdf6f4zm
 
-- причем тут везенье?

Да я не про погоду, а про крышку в бачке расширительном.
Если бы не она, ушли бы ребята спокойно обратно на базу. И таких моментов слишком много на этой неделе выпало.
 
Да я не про погоду, а про крышку в бачке расширительном.
Если бы не она, ушли бы ребята спокойно обратно на базу. И таких моментов слишком много на этой неделе выпало. 

Подтверждаю - к счастью, в выходные у нас сорвался (СЛАВА БОГУ !!!) полёт Москва-Казань-Москва на RV-7 по отказу генератора.

Полёт был хорошо проработан штурмански, заявлен официально, но стрёмен по совокупности факторов:
- при хорошем раскладе остаток в Казани 20л, если удастся забеднить Лайкоминг, чего КВС ранее не делал до нужной расчетной степени. (А ещё жара!). Эти 20л ничто, если поймать боковик, который был.
- экипаж был недостаточно опытен и подготовлен для такого перелёта с работой в районе аэроузлов, выходе на эшелон и обратно.
- перегрев в воскресенье привёл к локальным грозам с ураганным ветром (у нас в Тверской локально ломало деревья и рвало линии электропередач).

А RV не дельта - на полянку под кустик не притрёшь...
В общем я перекрестился.

Когда обсуждали с КВС и  все вводные просуммировали, да ещё наконец то о звонке Поиск06 я проговорился, то КВС по моему тоже  остался доволен невылетом - всё нужно последовательно, этапами брать, а никак не наскоком.

=========

P.S. Растолкуйте, слабо понял - при чем тут крышка бачка? При повышении давления ведь температура кипения возрастает (пример - кастрюля скороварка). Но вроде как на степень возрастания температуры это не влияет, если нет активного испарения, которое возникает только при фазовом переходе = кипении?

Артём, а может элементарно систему, радиатор промыть и в термостат заглянуть? Движок что закипел?

А лучше чем Nord вероятно только Nord разбавленный водичкой? У воды теплоёмкость, теплопроводность выше, чем у любого антифриза. Правда смазочная способность ниже.
 
Да я не про погоду, а про крышку в бачке расширительном.
Если бы не она, ушли бы ребята спокойно обратно на базу. И таких моментов слишком много на этой неделе выпало. 

Подтверждаю - к счастью, в выходные у нас сорвался (СЛАВА БОГУ !!!) полёт Москва-Казань-Москва на RV-7 по отказу генератора.

P.S. Растолкуйте, слабо понял - при чем тут крышка бачка? При повышении давления ведь температура кипения возрастает (пример - кастрюля скороварка). Но вроде как на степень возрастания температуры это не влияет, если нет активного испарения, которое возникает только при фазовом переходе = кипении?

Артём, а может элементарно систему, радиатор промыть и в термостат заглянуть? Движок что закипел?

А лучше чем Nord вероятно только Nord разбавленный водичкой? У воды теплоёмкость, теплопроводность выше, чем у любого антифриза. Правда смазочная способность ниже.
Теорию этого дела я не знаю - но таки это факт система охлаждения многих буржуйских машин (моей субары например 😉 ) при атмосферном давлении работает плохо. Подозреваю что локально начинает подкипать и пузырьки блокируют трубки и ухудшают работу помпы - кавитировать начинает.
 
По технике.
Момент еще в том, что это первые перелеты по жаре с полной загрузкой. До этого двигатель эксплуатировал в основном зимой, или в не жаркое время до плюс 25, наработка 140 часов. Температуру мой стратомастер показывает в условных попугаях. Для зимы - нормальная установившаяся температура 84-86 градусов. для лета поднимается до 89-93. Лампочка сигнализации перегрева настроена на 98 градусов. После прогрева двигателя температура вырастает до 100 градусов, срабатывает термостат, температура падает до 75 (лампочка продолжает некоторое время мигать) и потом двигатель выходит на установившуюся температуру указанную выше. В этом полете температура ушла до 106 градусов и крайние 5 километров долета были именно на этой температуре, выше не росла. Антифриз при этом не закипел, но после посадки двигатель был очень горячий. Грешу еще на установку радиатора. Заднее кресло широкое, этакий комфортный трончик, между баком и двигателем спассистема - все это хозяйство перед радиатором, а сам радиатор наклонен примерно под 45 град к горизонту, расположен паралельно задним подкосам моторамы. С учетом того, что телега скомпонована так, что в полете переднее колесо достаточно высоко, радиатор в полете находится в еще более горизонтальном положении. А на улице плюс тридцать, плюс полный бак, плюс курсант, плюс в наборе, плюс клапан крышки расширительного бачка.
 
Что-то как-то мало у тебя.
Если предположить, что датчик всё же не врёт и движок кипит как ему и положено на 109-115 градусов - смотри термостат.

У меня зима 96-98 (радиатор не закрываю), лето 96-103( 103 на взлётном).

А лампочку я отключил, дабы не нервировала. Хотя по хорошему нужно было бы резистор возле стратомастера поменять подобрав по температуре со смещением вниз на 10 градусов.  (На стратомастере больше 100 вывод на лампу не выставить) :-/.
 
- при хорошем раскладе остаток в Казани 20л, если удастся забеднить Лайкоминг, чего КВС ранее не делал 
Ахренеть! Вам что, от фашистов бежать надо было ????!!!! 😱
А минимальный АНЗ на 30 минут полета где?
Завязывайте с такими шутками, а то мне не с кем будет лететь до Кириллова-Белозерского!  😉 ;D
 
А минимальный АНЗ на 30 минут полета где?

Не надо паники!
Это и есть 30мин при забеднении.

@поиск06
Андрюха, ты это - не стесняйся, будут ещё сомнения/предчувствия - пиши прямо в ветку.

Команда всем бздеть покруче, чем ковёр.
:IMHO
Кому нужно и суждено - тот услышит  :~)
 
движок кипит как ему и положено на 109-115 градусов
-- хороший антифриз (класса G12+) не должен кипеть до 120 градусов при атмосферном давлении.
А системы охлаждения очень многих автомобильных моторов - под избыточным давлением. Есть слухи - чтоб не кипели в зоне разрежения на входе в помпу.
Впервые я с этим столкнулся на лохматом Порше-924 - он без крышки расширительного бачка закипал обязательно.
 
У современных моторов температура выше,типа так лучше условия смазки и ресурс поэтому больше.Поэтому если система не герметична будет кипеть,и чем больше высота тем сильнее.
 
@поиск06

Андрюха, ты это - не стесняйся, будут ещё сомнения/предчувствия - пиши прямо в ветку.

Команда всем бздеть покруче, чем ковёр.
IMHO
Кому нужно и суждено - тот услышитЛечу


Докладаю, что пока у меня все нормализовалось, и на работе, и по жизни. Летать правда пока не пробовал но думаю что с этим то же все в порядке будет.
Чувствую себя спокойно и уверенно, не то что на прошлой неделе.

Так что летаем пока, братцы.

Об изменениях состояния Жопометра сообщу.
 
Сегодня пытались полетать. К 20-00 к северу сдуло тучи. Стали собираться. Взлетев около 20-30 на высоте около 150 м попадаю в дымный шлейф от пожара. Видимость резко пропала и стало очутимо побалтывать. Счёл за благо нырнуть вниз. Метрах на 100 всё стабилизировалось.
Километрах в 4-х от места старта достаточно обширный пожар. Через какое-то время появились пожарные Ми-8 и Ми-26 с бемби-баками, которые стали методично заливать место пожара. С вечерним понижением температуры "дымовая завеса" опустилась метров до 10-15. Полёты, естественно, были прекращены. Решили что не война и не последний день.
Соблюдайте осторожность, берегите себя и своих близких.
 
Назад
Вверх