Особые случаи полётов СЛА.

Если оторвался рановато, то есть на малой скорости, запросто можешь свалиться на крыло и у дар при этом будет жестокий. После отрыва на малой скорости ручку нужно наоборот слегка притянуть и подержать аппарат на бреющем, чтобы он набрал скорость. И когда скорость будет достаточной, будь добр, не толкай сразу ручку вперед, а просто дай ей немного свободы. Нормально сбалансированный аппарат сам возьмет свое. С уважением Александр. (Налет на дельталетах 1450ч, сколько было разных случаев давно потерял счет). 😉
 
, сколько было разных случаев давно потерял счет).Да ты не считай 😉 лучше повспоминай случаи, да отпиши. Думаю польза многим будет. Это же безценный опыт!
 
Выпал нечаянно выходной день на химии.Случай у меня произошёл впервые за 20 лет.Иду на гоне,4800об,1м высоты,погода-сказка.Перед выходом линия-десятка.За сто метров до линии,не успев дать газу,слышу металлический щелчок за спиной,движок мягко набрал 5500 оборотов,дельта сыпется вниз,успеваю чуть погасить скорость отдачей трапеции,сажусь,качусь прямо под провода-благо край поля ровный.Оборачиваюсь-НЕТ ВИНТА!! Отстёгиваюсь,подхожу,смотрю,вытаращив от удивления глаза-на ступице редуктора остался фланец ступицы винта-И ВСЁ! Прошёл 100 метров по полю,нашёл винт в сборе со ступицей.Осмотр показал,что был скрытый брак в заготовке под ступицу - трещина.Вывод-надо пользоваться винтами,которые крепятся к редуктору двигателя через ступицу винта.Долго сидел после этого под аппаратом,ждал,пока привезут винт.Столько меня неприятных ЕСЛИ-БЫ посетило,что не рассказать.
 
После перелета приземлился на шоссе, еду себе потихонечку, навстречу фура. Пока разявил на нее варежку ( в смысле как с ней разъехаться) зацепил крылом столб. При этом рука сорвалась с трапеции и видимо зацепил РУД. На полном газу вылетел в кувет глубиною около 2 метров. Перевернулся кверху колесами.  Аппарат вдребезги, сам отделался синяками. Телегу восстановил. Крыло восстановлению не подлежит. дешевле и проще взять новое. (Переломана в 2х местах поперечина. Сломана килевая, + боковая балки. Остальные трубы здорово деформированы. Так  [как не успел выключить движок троса антипике замотались в винт - парус в клочья.  Винту, естественно, тоже кранты. Обидно до соплей в воздухе много чего видел и обычно все кончалось нормально, справлялся, а тут на земле... Короче, ребята не повторяйте мой горький опыт БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ НЕ ТОЛЬКО В ВОЗДУХЕ НО И НА ЗЕМЛЕ!!! :-[
 
Сегодня пытались полетать. К 20-00 к северу сдуло тучи. Стали собираться. Взлетев около 20-30 на высоте около 150 м попадаю в дымный шлейф от пожара. Видимость резко пропала и стало очутимо побалтывать. Счёл за благо нырнуть вниз. Метрах на 100 всё стабилизировалось.
Километрах в 4-х от места старта достаточно обширный пожар. Через какое-то время появились пожарные Ми-8 и Ми-26 с бемби-баками, которые стали методично заливать место пожара. С вечерним понижением температуры "дымовая завеса" опустилась метров до 10-15. Полёты, естественно, были прекращены. Решили что не война и не последний день.
Соблюдайте осторожность, берегите себя и своих близких. 


К пожарам вообще лучше не соваться близко.  Это не для дельталета. В Каракалпакии (точка Каражар, Приаралье) горели сухие камыши, на огромной территории. Меня попросили слетать определить точнее границы пожара и уточнить в какую сторону он движется, боялись, что накроет поселок. А мы там саранчу травили. До пожара километров 20. Полетел, небо как в фильме про 41 год, в горле першит. Черти меня дернули сунуться за кромку пожара. Аппарат (Поиск – 06с\х крыло небо18, движ HIRT 2706), Стал с бешенной силой задирать нос несмотря на нормальную центровку и при этом сносило в глубь пожара.  Жара страшная.  😱Ручка притянута полностью, усилия бешенные, газ полный, а чуть расслабишь ручку валится на крыло (угол атаки на пределе), при этом дергается как в конвульсиях. Высота была метров 200. Кое-как, галсами, ерзая на заднице, унес оттуда ноги. Аппарат был почти неуправляем. При выходе из зоны пожара получил такого пинка, что подумал будет кувырок вперед. Но слава богу удержал, набрал скорость, вышел. При этом буквально секунды за 3 или 4, потерял метров 80 высоты. До аэродрома долетел нормально. На следующий день утром, (пожар слава Богу ушел в другую сторону, сменился ветер), стал запускать двигатель. Не запускается, компрессия 0. Как оказалось прогорел поршень в заднем цилиндре. Считаю что мне повезло. К пожарам больше не летаю и никому не советую…
 
сегодня, на третьем вылете, на посадке разошлись стойки задних калёс на самодельной телеге дельталёта.
Причина : уход гайки с болта скрепляющего горизонтальные подкосы шасси.
Стояла самоконтра, как она могла открутится ума не приложу, ни когда её не проверяли.
Последствия:Ссадины у пилота и деформации конструкции(,   погну твертикальный подкос шасси, погнуты законцовки подкосов, свёрнут РУД и деформированна нижняя перекладина на крыле(фото позже выложу))
Выводы:
  -Повнимательней с самоконтрами( особенно при использовании неровных площадок)
- Замена самоконтр на шплинтованные болты.
  -Включение в предполётный осмотр всех гаек болтов
 
уход гайки с болта скрепляющего горизонтальные подкосы шасси.
Стояла самоконтра, как она могла открутится ума не приложу, ни когда её не проверяли.

При всех осмотрах и подготовках необходимо ВСЕГДА проверять ВСЕ крепления агрегатов конструкции!!! :IMHO
 
А еще ,все самоконтры, где это возможно,надо кернить хорошим керном, не помешает.И как это"ушла гайка с болта",она что на две нитки была закручена?Если гайка закручена как положено, она должна очень долго откручиваться и как этого не могли заметить?Перед вылетом надо осматривать буквально все болтовые соеденения! :IMHO
 
После перелета приземлился на шоссе,
На химии часто приходиться работать с шоссе. Это требует повышенной внимательности. Если нет возможности перекрыть дорогу, то сажусь, убедившись в отсутствии машин. При приближении автомобиля останавливаюсь, выхожу из дельталёта и разворачиваю его паралельно шоссе стараясь быть ближе к обочине. Отвечаю на дурацкие вопросы водителей, и убедившись в отсутствии преград, продолжаю движение.
 
Причина : уход гайки с болта скрепляющего горизонтальные подкосы шасси.
Я ставлю самоконтрящиеся гайки только в неподвижные места.
Везде, где возможна какая-то подвижность только корончатые гайки со шплинтом. И перед каждым вылетом осмотр и проверка руками на откручивание. Осторожность и ещё раз осторожность.
 
При наличии вибрации двигателя незаконтренная гайка М6 откручивается со скоростью 2-3 сантиметра в минуту. Наблюдал на мотоцикле.
 
Облетывал тележку при клиенте перед передачей ему.

Собрали все, проверили. Ветер весь день был сильнейший, но к вечеру по прогнозу обещали что подстихнет. Поехали по домам чтобы встретиться за час до захода.

В 7 часов примерно ветер стал стихать, выкатили аппарат из ангара, опять все проверили, поиграли с глючащим вариком, дождались ветра 3-5 метров и я взлетел. На высоте метров 5-10 первый удар турбулентности, и трепало метров до ста сильно. Потом послабее, выше 200 почти тихо, на 300 ровно не шелохнет... но ветер дует такой что ставлю аппарат против ветра, скоростник кажет 50 миль в час (около 80 км) а аппарат стоит! И направление его не то что кажет колдун внизу!!!

Проверил дельту мах-мин скорости, набор-пикирование, срыв, виражи - короче как положено и начинаю "щупать" варианты посадки.

Сперва попробовал на полосу, но там напряги, боковик хоть и 45 градусов но такой сильный что даже без болтанки притереться непросто. А главное не боковик а приземная болтанка на границе потоков. Если бы эта граница была чуть повыше, а она у самой земли, метрах на 10-15 самое месиво. Короче зашел я разок, понял что удержать крыло ровно получая пинки со всех сторон я может и смогу, но прийти на полосу при этом проблематично... и ушел на грунтовое поле.

Захожу строго против ветра с чуть большей полетной, но далекой от максимальной (чтоб на турбулентность еще и какой-нибудь "голландский шаг" не наложился), отрабатываю пинки, держу скорость. Высоты остается метров 30, все хорошо, 20... и вдруг удар и крен около 80-90 + тангаж +30. Даю полный газ, ручку от себя и на вывод, Сузука взревывает под все свои 100 кобыл и аппарат выскакивает в паре метров от земли, в набор и по ветру на второй круг.

Второй заход получился получше но сесть опять не получилось.  Метрах на 10-15 поймал вертикальный нисходящий ротор, пришлось опять поддержать падение мотором и высоким выравниваем, а садиться на большой скорости на кочки не рискнул, ушел на третий круг.

С третьего раза сел нормально, подъехал к ангару. Клиент стал просить прокатить его, типа он не боится  ;D Он уже 14 часов налета с инструктором имеет, и болтанка ему не страшна. Успокоил его, типа не торопись, все там будем, но лучше позже чем раньше.

Самое интересное что на земле был почти штиль, голубое небо, облаков нет, вечер, птичек нет и не поймешь что наверху ветер. Только верхушки высоких деревьев немного ходили туда-сюда.

Интересно, от чего зависит высота сдвига ветра. Если бы месилка эта была хотя-бы метрах на 50 а дальше почти штиль, можно было ба считать условия вполне безопасными. Но когда сдвиг ветра низко, это очень неприятно.

Может кому и пригодится мой (хоть и Канадский) опыт. Если в течении дня ветер был сильный а к вечеру на земле подстих, не торопитесь лететь без оглядки. Присмоторитесь что делается наверху. Если есть ветер, неплохо понять где его граница. Высокие деревья, птицы, облака, пыль-дым могут помочь.

Летайте много, в удовольствие а главное без вреда здоровью  😉      
 
У нас в субботу 28.08 тоже что-то подобное было, может не так сильно как Василий описал. Коротко: на земле ветер по полосе 1-2 м/с, на высоте метров 20 уже под 90 грд.  к полосе силой 5-8 м/с и побалтывает. Выше вроде тихо и только на 300 м опять болтает. Сверху смотришь на дым вроде нормально, а попадаешь в зону сдвига ветра неприятно удивляешься. Крены до 45 грд.   
Наблюдал за ветром в течение дня, по низу вроде не сильный, а наверху облака "несутся" и под 90 градусов к нижнему направлению ветра.
 
Добавлю к особым случаям. Летом на посадке разобралась телега (на креплении реактивных тяг открутилась самоконтрящаяся гайка). В результате замена двух амортизаторов, двух лопастей винта и болта на раме.
Выводы сделал. Поставил в ответственных местах корончатые гайки и законтрил.
Счас предполетный осмотр аппарата провожу тщательнее. Хотя есть хорошая русская пословица: Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Да, двигатель Сузуки G-13 ВА, крыло Х-155 от Красных Крыльев. 
Всем удачи и безаварийных посадок.
 
Взлет - это самый "простой" этап полета http://www.youtube.com/watch?v=_9FK4xwHJQI&feature=related . Последствия взлета здесь --> http://www.youtube.com/watch?v=KMH-2d8Av5Y&feature=related  🙁 :'( Один раз видел подобный взлет своими глазами, к счастью без катострофических последствий. Для себя усек, что взлет без выдерживания с ручкой у подкоса категорически запрещен. Оба пилота, тот что на видео и того, которого видел я не новички.
 
     Сдвиг ветра на высоте можно предвидеть во время приближения фронта. Направление движения облаков не совпадает с направлением приземного ветра. На границе этих потоков сильная болтанка. Когда-то меня предупредили об этом опытные пилоты, и я отказался от перелёта. И правильно сделал. Всё, что неустойчиво стояло на земле, через час было опрокинуто.
 
      Что касается падения на взлёте. Примерно месяц назад у нас было аналогичное происшествие. Однако более изощрённое.
      Недостаточно опытный пилот взялся облётывать мдп с крылом от Аэроса Стрим, мотором Сузуки G13 ВВ и самодельной телегой. Выставил предельно заднюю центровку. Как-то, более-менее, сделал три полёта. Было видно, что аппарат летит слишком медленно, дина разбега короткая. ЧП случилось после того, как к нему уселся большой и тяжёлый пассажир. Всё произошло, как показано в клипе (Sсorpion-delta).
     Имея заднюю центровку, аппарат с одним пилотом летел в 1-м режиме, близком ко 2-му. После утяжеления все скорости аппарата увеличились, и прежде всего, скорость перехода из 1-го во 2-й режим. После взлёта ребята оказались во 2-м режиме, пилот вовремя трапецию не подобрал. Мощный мотор успел  забросить мдп на высоту, с которой нормально сесть уже стало невозможно.
 
К сожалению, взлет на скорости, близкой к сваливанию, очень частая ошибка у новичков. Когда крыло начинает валиться, усилия по крену сильно возрастают, а учитывая, что руки вперед вытянуты, то компенсировать какой-либо возникший крен становится не реально. У нас за 15 лет несколько таких случаев было, в т.ч. с очень печальными последствиями....
 
Назад
Вверх