Особые случаи полётов СЛА.

Атлет + Тачка+ еа 71. Предполётный осмотр . Переднее колесо мягковатое. Докачал. Вдвоём с курсантом   взлетаем и летим  на  асфальтную 600 метровою  химполосу продолжать 5 дней назад здесь начатое  обучение . При посадке понял что переднее колесо  совсем пустое. До дома 10 км.  Решили взлетать с пустым колесом.
Взлетели - но потребовалась почти вся полоса . Дома сели нормально , пробежка до остоновки с полностю отдатой трапецый.
В покришке нашли стальную проволочку от автопокрышки ( спасибо драгрейсерам устроившим торнадо на этой химполосе)
 

Вложения

  • DSC04531.JPG
    DSC04531.JPG
    47,2 КБ · Просмотры: 70
асфальтную 600 метровою химполосу продолжать 5 дней назад здесь начатое обучение . При посадке понял что переднее колесо совсем пустое. До дома 10 км.Решили взлетать с пустым колесом.
Взлетели - но потребовалась почти вся полоса 
Во как - 600 метров? (химполоса стандартно 400, но не суть). На грунте наверное, вообще не взлететь вдвоем, пассажира надо пешочком отправлять...
 
вот ещё несколько видео с ЛП.
http://video.mail.ru/mail/maestro4747/4/93.html
http://video.mail.ru/mail/maestro4747/4/4.html
http://video.mail.ru/mail/maestro4747/4/95.html
 
Ещё один случай, как не надо... Провожая на химию, один уважаемый напутствовал: "Там крыло... Ну вобщем ты разберёшся!" Зря я его не расспросил. Легкомысленно взлетев, я не смог сесть с первого раза! При выравнивании появлялся сильный левые крен, а при прибирании сильный правый! 🙁 К слову сказать, привык и отлетал сезон, так и рулил "по диагонали". Особенно помучился, когда летали на показуху, в Чувашии Огадуй называется (аналог татарского Сабантуя). На ВАРе +-3,5 потоки. Причём бросает вверх-вниз в придачу появляются и лево-право. Когда сменщик приехал, он тоже не смог на АХР-ный асфальт сесть сразу: ("Как ты на нём летаешь?"). А причина была в том, что ремонтируя боковую трубу Х-14 го, сделали переднюю трубу составную через втулку. Изменилась жёсткость боковой и такие непредсказуемые последствия! Мораль: летать надо на полностью симметричных крыльях!
 
Ещё вспомнился случай. Взлёт с только что установленными лыжами. Жёсткости пружинных пластин (да и не пружинные они были вовсе), задающих угол установки лыжи, оказалось недостаточно. И где-то метров на 50 лыжи стали прогрессирующе размахивать вверх-вниз с возрастающей амплитудой, дошедшей до 90 градусов! Причём обе с разной частотой! Всё это передавалось на управление через изменение точки приложения силы сопротивления телеги, то есть трапеция ходила ходуном в непредсказуемых направлениях! 🙁 Как говорил один тоже уважаемый "Еле жив остался!" 🙂 Потом встречал такое ещё раз, но в исполнении одной лыжи, и вместо пластин стояла натяжная резинка, которая в сырую погоду намокла и удлиннилась. Теперь всегда ставлю мощные резинки и обязательно 2. Или  дублирую ограничивающим фалом. Лыжа ведь аэродинамически неустойчивая поверхность в связи с большей площадью её передней от оси вращения части (для выхода её из снега на разбеге-пробеге). Поэтому и входит в раскачку если её как следует не "придержать" после отрыва. :-/
 
Случай полной безалаберности инструктора.  😡Выпуская курсанта в первый самостоятельный по кругу (подлёты он уже выполнял, вывозных прошёл 3,5 часа) (ну не тянул Буран двоих в жару, 7 отказов за один день!), забыли заправить бак.  😱Ну и встал движок в районе второго разворота! К чести курсанта он сделал всё правильно и сел с подбором. (Талантливая всё-таки у нас молодёжь!).  😉Такой же случай был со вторым курсантом, тот прошёл 12 часов и вылетел на "Круизе", а тут после 2 часов вывозных -- первый самостоятельный на тандеме. Сел прекрасно! Но проверять бензин надо! С толку сбил расход Ротакса, у которого неправильно установили иглу карбюратора для зимы, и он переливал и выплёвывал бензин "стаканами"
 
После взлёта разрушился кабанчик крепления правой лыжи и она, встав "в раскоряк" под градусов 80, задним концом попала в винт, тот "покоцался" и появилась вибрация. Зима, заснеженный лёд реки. Протянув руку, кое-как отодвинул лыжу от винта, прошёл над ВПП, хорошо всё взесил, решил садиться. Аппарат "Авангард", двигатель "Такт", крыло 19 кв.м. На высоте выравнивания выключил двигатель, сел. Даже не циркульнуло, хотя правая лыжа так и бежала "враскоряк" 😀
 
На химии при взлёте щелчок и появилась вибрация. Прибрал обороты чуть-чуть, но набор продолжил. Внимательно наблюдая за поведением аппарата слетал на поле, слился. МД-50 сажать со 120 литрами на ограниченную площадку не хотелось. По прилёту выяснилось, что из-под колеса вылетел кусок проволоки и "покоцал" 2 лопасти винта. Брызговики-крылья на тот момент не стояли. Кстати, когда их установили -- они поотлетали через часа 2 (Таганрог!!!) из-за неграмотно изготовленного кронштейна крепления. Мораль: проверяй ВПП, особенно с высокой травой!
 
Когда на "Химике" с Х-14 попробовал разогнаться поотлетали лопатки распылителя. Пошла страшная вибрация: приборы не читались! Никогда не думал, что такая может быть. Плавно уменьшил скорость и нежненько зашёл и сел, благо ВПП была рядом... :-[
 
    И после этого кто-то сомневается, что пилоты СЛА не должны быть испытателями. В 90-е годы харьковские пилоты СЛА в шутку называли себя сверхлётчиками. Сам слышал.
 
Сергей Конюшевич, действительно, если всё предусмотреть -- попадать в "особые случаи полёта" будешь реже, в идеале надо стремится, чтобы и рассказать-то было нечего, в основном причина особых случаев -- разГИЛЬдяйство. Как с этим бороться? А на заре развития -- бывает и отсутствие опыта, и недостатки конструкции, и отсутствие методик. Это мы проходили на ДЛТ в 80-х, на ПП -- в 90-х, и т. д. Сейчас надо брать и "соблюдать", то что порой кровью товарищей написано. Молодёжь, не обижайтесь: "Читать, изучать, и соблюдать!" А если хотите быть первыми в чём-то -- разработайте какой-нибудь "новый пепелац" и внедрите его в жизнь. У каждого поколения свои "герои". (Никого не хотел обидеть)  :-[
 
Доброго Всем здоровья!

1993 год . Зимние полеты. Крыло Апогей-16 .На телеге какие-то "французкие лыжи" . Пилота предупредили:на лыжах нет никаких стопорных устройств. пилот ответил: проверено, лыжи самоцентрируются за счет низкого ЦТ. Взлетел, пошел кругом, при заходе увидели перевернутую лыжу, которая стояла под углом 70-80 градусов к потоку. Показывали с земли пилоту, что у него непорядок садится нельзя.не обращая внимания на наши знаки пилот пер в снег. До поверхности оставолось метров 5, когда пассажир, ростом 1,6 метра, вылез со второго кресла на подкос и ногой перевернул лыжу в нормальное положение. Ни пилот, ни крыло не " заметили" такой выходки пассажира. Пилот вообще произнес: ветра нет, а че так дернуло-то.
 
Не помню точно, мелкий-второй в смысле, вроде в драку лез...
белый весь ...а все норовил заехать пилоту в ухо...
 
Назад
Вверх