Особые случаи полётов СЛА.

Бывает и без помощников не обходится без неприятностей.
Дело было зимой. Выкатил телегу из ангара, для того, что бы просто прогнать двигатель. Прогрел. Покатался. Заглушил. Через некоторое время решил загнать телегу обратно, пока еще теплый двигатель. Дергаю за кикстартер  - ноль, не схватывается. Качнул бензинчику праймером. Двигатель завелся, взревел на максимальных оборотах. Телега естественно рванула на меня, сбила с ног. Поясню - телега Космос. Нижние троса зацепились за штанину зимней летной спецовки, а телега так и пытается переехать через меня. Еле дотянулся до выключателей зажигания. Хорошо, что они были установлены под рамкой сиденья. В общем спасли меня зимние спецовочные "ползунки", но шрам на ноге от троса остался.
Причина была в следующем: когда глушил мотор, то как всегда для продувки надавил на педаль газа до конца. Тросик газа заклинил в положении максимальных оборотов. Оказалась порвана одна прядь.
В общем повезло. С тех пор стараюсь менять тросик газа как минимум один раз в год.
 
А я выполняю контрольную карту "перед включением двигателя" (R582):
1. Масло в топливе есть;
2. Крышка бака плотно закрыта;
3. На двигателе, сиденьях и в обтекателе нет посторонних предметов;
4. РУД на МГ;
5. Педаль газа нажимается до упора и свободно возвращается, слышен двойной щелчок плунжеров о регулировочный винт МГ;
6. Clear prop!
 
У нас один клоун одноместную телегу без крыла пытался завести.
Не заводится, дергал, дергал, решил добавить газ РУДом. Добавил. Помогло, телега завелась. Дело было зимой, на лыжах. Ну естественно она от этого клоуна сбежала, и носилась по полю - "на кого Бог пошлет"... Кончилось тем, что перевернулась. Обошлось, а могло быть совсем не весело...
 
Педаль газа нажимается до упора и свободно возвращается, слышен двойной щелчок плунжеров о регулировочный винт МГ
Перед пуском я тоже все проверил....
Еще раз: 5. ... Слышен двойной щелчок плунжеров о регулировочный винт МГ.

А в таком случае:
Тросик газа заклинил в положении максимальных оборотов.
двойного щелчка при возврате плунжеров на малый газ слышно не будет, т.к. на малый газ они не вернулись.
 
В прошедшее воскресенье летали на озере, погода идеальная, аппарат новый, мд-50 м-17 G-10, только что инструктор облетал , все в порядке. Народу было много, все летали с удовольствием,  хвалили аппарат и погоду. Мы взлетали с небольшой части озера, которое соединялось с основным через пролив шириной метров 30-50 . Берега поросшие лесом. Те кто по опытней садились сразу на маленьком озере а новички на большом и потом по льду подъезжали к месту старта. Первый раз я слетал удачно, опыт у меня еще маленький  (12 часов с инструктором 5 самостоятельно ) но слетал и сел хорошо т.к. погода и аппарат были идеальные. Во втором полете расслабился, не рассчитал высоту и понял что садиться придется через пролив. Он хоть и широкий но лед не везде хороший, есть бугры, ямы, колеи от снегоходов и квадроциклов плюс лыжники катаются и т.п. Но место все равно есть. Присмотрел я чистую прямую в правой части пролива и снижаюсь потихоньку. Тут стекло запотело, приподнял и показалось что близко к людям сажусь, принял чуть правее и на высоте 3-5 метров услышал громкий скрежет и трапеция немного дернулась. Сел обычно но понял что что то не так. Зацепил за ветки примерно около 1 м с правой стороны . Остались следы и несколько мелких дырочек в парусе. Сказали ремонту поддается и что мне крупно повезло. Опытные товарищи инструктора объяснили мне в чем я не прав. Вину свою признаю полностью. Неопытный пилот полез      в неудобное место ( хотя рядом было удобное ) , подошел близко к деревьям ( габаритов не чувствовал ), а главное после первого полета расслабился, впал в эйфорию (" как у меня хорошо получается!") и т.п. В общем  я все прекрасно понимаю и выводы для себя сделал. Никакого бахвальства ( даже перед собой ) спокойствие и внимание во время полетов.
 
Зацепил за ветки примерно около 1 м 

Периферное зрение иногда подводит  . В первие года свойх полетов  испитал на своей шкуре  задевание крылом  за  большую берёзу  при посадке над асфальтной тихой дорожке .  Заходил на посадку из виража , и.... Задел где то на высоте 10  м.  Разворот . Потеря скорости , апарат опустил нос  ....  За короткий  миг единственное что успел , почти  восстановить курс полета падения  в одной линий с дорогой . Удар  об асфальт   получилса сильный  - при разрушений передней вылки ,повалило на правый бок. Сам вылетел через трапеццию , поскольку с зади в тот раз сидели две юные пасажира ( 9-11 лет ), и свойм ремньем я пристегнул второго .      Сам разбил пятку   ( две недели хромал ) ,пацаны отделались лиш испугом  , и в той деревне стали героями как пережившие  авиапройшшествие .   Апарат  за зиму восстановил .
Уверен что  каждому пройшествию есть свой повод . В тот день меня уговорили охотники , помоч им обследовать  большую  територию  , чтоб легче охотитса . Неохотно , но согласилса .  Летали  днём  от 11 ч - до 16 ч . Выболтало сильно . Всё сделал , мне заплатили , и я полетел  домой . Время ещо было - решил в попутном посёлке прокатить народ . Всех  почти прокатил , и в последнем рейсе  наломал  вот таких дров .  Когда ремонтировал апарат ,  часто вспоминал  в тот день увиденных  лосей , косуль...  и как бут то они мне говорит-    зачем ты нас предаеш ?  .
Может быть повлияло усталость ,всёже  весь день в болтанке , а может быть это было своего рода предупрежжение от высших сил -  эта увлечение дано тебе не для того чтоб служить уничтожению  , а  чтоб приносить радость себе и другим .
 
Зацепил за ветки примерно около 1 м 

Периферное зрение иногда подводит  . В первие года свойх полетов  испитал на своей шкуре  задевание крылом  за  большую берёзу  при посадке над асфальтной тихой дорожке .  Заходил на посадку из виража , и.... Задел где то на высоте 10  м.  Разворот . Потеря скорости , апарат опустил нос  ....  За короткий  миг единственное что успел , почти  восстановить курс полета падения  в одной линий с дорогой . Удар  об асфальт   получилса сильный  - при разрушений передней вылки ,повалило на правый бок. Сам вылетел через трапеццию , поскольку с зади в тот раз сидели две юные пасажира ( 9-11 лет ), и свойм ремньем я пристегнул второго .      Сам разбил пятку   ( две недели хромал ) ,пацаны отделались лиш испугом  , и в той деревне стали героями как пережившие  авиапройшшествие .   Апарат  за зиму восстановил .
Уверен что  каждому пройшествию есть свой повод . В тот день меня уговорили охотники , помоч им обследовать  большую  територию  , чтоб легче охотитса . Неохотно , но согласилса .  Летали  днём  от 11 ч - до 16 ч . Выболтало сильно . Всё сделал , мне заплатили , и я полетел  домой . Время ещо было - решил в попутном посёлке прокатить народ . Всех  почти прокатил , и в последнем рейсе  наломал  вот таких дров .  Когда ремонтировал апарат ,  часто вспоминал  в тот день увиденных  лосей , косуль...  и как бут то они мне говорит-    зачем ты нас предаеш ?  .
Может быть повлияло усталость ,всёже  весь день в болтанке , а может быть это было своего рода предупрежжение от высших сил -  эта увлечение дано тебе не для того чтоб служить уничтожению  , а  чтоб приносить радость себе и другим .


Очень поучительная история!!!
 
В прошлом году весной я еще учился летать на мотодельтаплане. Инструктор мне доверил телегу поставить самостоятельно. Аппарат поставил, трапецию привязал к сидению ремнями, а вот само крыло не прикрепил ни к чему. Ночью был ветер и утром меня ожидала очень не приятная картина. Мой аппарат лежал на боку с незначительными повреждениями крыла. Пришлось снимать крыло и заниматься ремонтом вместо учебных полетов. После этого крыло я привязываю даже если аппарат у меня стоит под навесом. И другим советую. Спать после этого будете очень спокойно!!!
 
как почитаешь аж жутко становиться.опытные валятся,а малые силы так вообще. 😱
 
Во втором полете расслабился, не рассчитал высоту и понял что садиться придется через пролив. Он хоть и широкий но лед не везде хороший, есть бугры, ямы, колеи от снегоходов и квадроциклов плюс лыжники катаются и т.п.
А что мешало уйти на второй круг и сесть там, где условия более благоприятные?
 
Я же писал, расслабился, почувствовал себя слишком уверенно, места хоть и немного но было, деревья казались далекими ( да еще на ветках снега не было, лес " полупрозрачный") , не ругайте меня, я все понимаю...
 
не ругайте меня, я все понимаю...
Ругать надо! Не для понимания, а для запоминания. Ещё неплохо проставиться коньяком более опытным товарищам, и за общим столом, потупив голову, со смиренным видом выслушать в свой адрес что они думают, а так же ихние рекомендации. 😉
 
После этого крыло я привязываю даже если аппарат у меня стоит под навесом.
А лучше если навес закрыт стенами со всех четырех сторон. 🙂
Однажды один химик поставил дельталет под крышу на день на колхозной весовой. В тенек от дневного зноя там же спряталась коровы. Бригадир тока увидел это и шуганул коров от дельталета. Итог - от винта остались одни щепки... : ;D
 
Вместо того, чтобы изображать тут лихие заходы хрен знает каким боком на какую-то тропинку мне нужно было просто вытянуть ручной газ!
Похожий случай осенью со мной приключился. Только не отказ и не обрыв тросика. А банально свело судорогой икроножную мышцу правой ноги. Аккурат сразу после взлёта, на высоте метров 10-20. Садиться прямо перед собой особо некуда - сразу после ВПП буераки, кусты, и прочие прелести. За спиной - пассажир. Ничего не оставалось делать как стиснуть зубы и держать газ через боль. Про ручной РУД вспомнил минут через 5, когда инцидент был исчерпан (потихоньку отпустило). Тоже сказал тогда "про себя" много "приятных" слов...
 
Еще один случай про трос. Два года назад поздней осенью. Самолет "Птенец" Двигатель Ротакс 912. Хозяин самолета, он же и пилот, приехал на аэродром, что бы разобрать Птенца и заскладировать его в ангар. Завел двигатель, прогрел, погонял на разных оборотах. Потом заглушил двигатель, вылез из самолета, убрал колодки, что бы перегнать Птенчика с якорной стоянки к ангару.  Когда он завел двигатель, мотор взревел на взлетном режиме. От неожиданности пилот, вместо того, что бы просто сразу выключить зажигание, стал дергать РУДом, попытался удержать самолет тормозами.... В общем растерялся. Самолет конечно поехал, причем с ускорением, а в 15 метрах от стоянки был ров с земляным бруствером. Врезавшись в этот трамплин самолет снес переднюю стойку и  подлетел в воздух на 2-3 метра. До взлетной скорости конечно было далеко. Самолет плюхнулся сломал обе пластиковые рессоры.
Когда после всего этого мы осмотрели самолет, оказалось, что тросик газа возле РУДа оборван. Оборван, из-за того, что в рубашке троса  оказался лед вперемешку с пылью и смазкой.
Владелец Птенца, в прошлом дельталетчик, оказывается не знал, что карбюраторы 912-го открываются во взлетное положение при обрыве троса газа, поэтому и растерялся.
Учите матчасть друзья! 😉
 
Назад
Вверх