Особые случаи полётов СЛА.

А теперь подумайте, что чувствуют те кто учится летать самостоятельно

В далёкие 80-е мы все на дельталётах учились самостоятельно. Дельталёты были одноместные с буранами, вихрями и пр. А те, кто осваивал эту технику, к этому моменту имели вполне нормальный налёт на парящих дельтапланах. И всё происходило гладко. Но однажды... Произошла трагедия. Погиб парень. 19 лет. Он одно время пытался научится на простом дельтаплане, дело у него не пошло, ну и решил что на моторном будет проще. Мы сами были тоже молодыми дураками, даже в голову не пришло что всё может закончится иначе, чем у нас самих, нам то это легко далось.
А причина происшествия была до банальности простая - потеря скорости на высоте 20-30 метров, т.е. на взлёте, с последующим сваливанием. Вполне вероятно, что парень, который до того ни на чём не летал, испугался быстрого набора высоты и в этой стрессовой ситуации с перепугу отдал ручку от себя.
После этого поневоле пришлось пересматривать принципы освоения данного вида техники.
И хочу обратиться к тем товарищам, которые решили самостоятельно осваивать. Прежде чем это делать, уж если вам так нас*ать на собственную жизнь, подумайте о своих матерях, жёнах, детях, в конце концов о своих друзьях, которым придётся сообщать родственникам о трагедии. Никому не пожелаю быть вестником такого горя.
 
Видимо полохо  его  учили
Может быть учили-то хорошо, но не по всем видам подготовки. К сведению, есть ещё такой, часто малознакомый инструкторам вид подготовки -- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ подготовка. Её по традиции многие инструктора игнорируют, не знают, не умеют использовать в работе.
А теперь подумайте, что чувствуют те кто учится летать самостоятельно
Не успевают ничего почувствовать, потому что НЕ ЗНАЮТ.
Это как дикарю дать ружьё, которое он никогда не видел. Он будет его крутить, вертеть, вполне вероятно подстрелит кого-нибудь или себя. Страха у него нет.
Тоже что  я  когда то - cтрах  и  сильное  напряжение,  с которым  нужно  справиться. 
Я применяю такую хитрость. Не объявляю курсанту, когда его выпущу. Просто летаем по программе. И вот в один прекрасный день в конце программы (погода хорошая, курсант спокоен, не ожидает, что его ждёт), когда он сделал спокойно и уверенно подряд несколько посадок (остальные элементы уже отшлифованы!), выхожу из дельталёта и говорю: "Теперь сам!" Он не успевает испугаться и уверенно выполняет полёт по кругу. После этого сажусь на заднее сиденье, и ещё пару кругов с ним. Потом перерерыв. Вот тут только он понимает, "что мы с ним натворили."
На следующий лётный день "загружаю" его по полной, чтобы не зазнавался!
Такую "психологию" опробовал на нескольких учениках, обошлись без стрессов.
пересматривать принципы освоения
Вот и я о том же.
 
Ребята!
Вы всё правильно пишите.
В качестве защиты моего инструктора.
Это всё таки художественный рассказ, мысли инструктора выдуманы мной. Но уверен, что у каждого есть сомнения, это нормально. Только дураки не сомневаются.
По поводу страха: Опять же я чуть преувеличил, чтобы добавить остроты рассказу. И чтобы показать, как бывает когда    начинаешь думать, что ты просто красавец, молодец, гений и всё в этом духе. Мои рассказы читают не только профессионалы, как вы, но и обычные люди, до которых нужно донести, как это "летать".

Victor09,  конечно прав, это только начало.

Теперь в защиту себя.
Да, было страшно (только в штаны не наложил), но я ж справился со страхом.
Это было важно, мне самому.
Уверен, у каждого в жизни возникают ситуации, когда преодолеть страх важнее, результата.

VV, да в  Гостилицах.

Мужики спасибо, за критику.
Может,что и под правлю.

   
 
Ой, забыл добавить.
Я специально добавил, про дугу на взлёте.
Все же преследуя цель профилактическую, прочитает кто нибудь начинающий, намотает на ус. В первой версии "например в контакте" там этого нет.
 
Очень здорово, что появился ещё один не только летающий, но и пишущий!!! Удачи во всех начинаниях!
Мой первый самостоятельный взлёт был похож на описанный.
 
  У меня и пересадка на переднее сиденье, и самостоятельный объявлялись инструктором неожиданно, в разгаре учебных полётов. Нога у меня тоже прыгала, но это когда первый раз с переднего сиденья взлетал, да и то не правая, а левая. А правая чётко давила на газ. Инструктор сказал что это хорошо, значит не дурак и чувствуеш ответственность. Перед первым самостоятельным инструктор предупредил, что управление полегчает и набор будет круче. Во время первого самостоятельного были только положитьельные эмоции, так как управление 17ти метровым самопальным и абсолютно дубовым крылом действительно сильно облегчилось. Правда пришлось уходить на второй круг, так как планировал аппарат лучше, а учил меня инструктор садится на задроселированном двигателе, чтобы "в случае отказа двигателя на посадке безопасность не пострадала". Но со второго захода мягко припланетился в начале полосы. Мой налёт перед первым самостоятельным составлял 1час 45минут.
 
Рассказ  хороший  и  полезный, увлекает не  только  новичка , читаешь  и  всплывают  в памяти  первые  пробежки  ,подлёты грубые  посадки. Все  так  начинали. Автору + , но ближе к правде Вас  внимательно  читают. Инструкторы  , почему не пишите  про   отработку  отказа  двигателя в полёте(не будем про взлёт) или  это  не входит  в программу? Мне  мой  наставник,как только я освоил  полёт  по  прямой на  МП-700,  показал как это  делается  лично , и предложил  повторить. Не  скрою выключить мотор  на  50-70м страшновато,но привык  и  потом  Буран  меня три раза  "проверял".  А  Zet  , он  на  нашем  форуме, я  благодарен.
 
самостоятельный объявлялись инструктором неожиданно
Рад, что моя метода ещё у кого-то применяется.
управление полегчает и набор будет круче
Кстати, в последующем хочу класть на заднее сидение какой-нибудь "мешок с картошкой". Так делали раньше на По-2. А то в первом самостоятельном у курсанта итак вводных хватает. А в последующих можно понемногу облегчать мешок. Всё для Вашей безопасности, бесценные Вы наши (курсанты)!
Надо уже стараться на хорошей технике летать. Крыло стоит, как двух курсантов обучить, не жадничайте на безопасности.
link=1256704561/805#805 date=1329146889]1час 45минут [/quote]
Маловато будет!
отработку  отказа  двигателя в полёте
Обязательно входит!
Причём упражнение называется "Отработка действий при отказе двигателя, приборного оборудования".
Я летаю курсанта не только на отказ двигателя, но и на отказ каждого из приборов. Для этого заклеиваю непрозрачным скотчем один из приборов и вперёд. Предварительно он изучает методичку, которую я написал (где-то есть на форуме). Там про каждый прибор: почему может отказать, как проявляется отказ, как продолжить полёт при отказе этого прибора, как иммитировать. Оч-чень полезное упражнение!
Стыдно, конечно, но поделюсь.
У двоих моих курсантов при ПЕРВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ вылете отказал двигатель. Нарочно не придумаешь! Сейчас не о причинах. Но оба справлялись на отлично!
 
    Мешок картошки - это уж слишком. 1 ч. 45 мин. - это даже совсем не маловато. Это абсолютно не допустимо! Целью и главной целью обучение является усвоение устойчивых навыков пилотирования, особенно на посадке. На это нужно время. Много времени. Бывает до 40-ка часов. Известно, что в первом самостоятельном пилот забывает 90% своих навыков. Так вот, мусолить конвейеры надо до тех пор, пока оставшихся 10% станет достаточно.
 
Согласен,  Gabbervog, удачи Вам в творчестве!
Спасибо, много про полёты не обещаю.
Как ни странно,при эмоциональной насыщенности полёта, реально на бумагу перенести все эмоции сложно. Это как фотоаппарат не передает и половины увиденного. Я буду стараться. Надеюсь ещё порадую вас на эту тему.
Ещё раз скажу создателям спасибо, за сайт.
И участникам форумачанам, за советы, да и  просто за мысли, и впечатления. С удовольствием прочитал всё вышеизложенное.

Добавлю от себя.
К сожалению, только личный опыт может внести прогресс в любом деле.  Как на автомобиле. Инструктор конечно научит. Но не сможет рассказать про все возможнные ситуации. Королёв говорил - отработаем на земле 100 ситуаций, а в космосе случится 101 ая. Другое дело, что базовые 100 знать обязан.
Ой, если кто Усова знает, передайте.
Я его рассказ с удовольствием прочитал.
Чуть ли не сзади сидел... :🙂
 
тоже решил поработать пером
Первый полет. 
В один прекрасный майский день, в очередной раз приехал на бывший аэродром под Черноголовкой, с самыми серьёзными намерениями. Попутчиков не нашлось поэтому со всем справлялся сам.Полечу-- моя удача обойдусь без поздравлений, хряснусь-- мои проблемы обойдусь без помощи.
.....
"Не затем в полет идешь
Чтобы кто нибудь увидел
Хорошоб, а нет ну чтож"
Но в омут головой это, конечно, не было. Есть необходимые знания, есть кое какие навыки, а самое главно,есть правильное понимание полета, значит можно лететь.
Вероятность удачи близка к 100%.
Приехал, собрал,установил, начал подлеты. Все идет как надо,без проблем.
За неделю до этого я тоже делал подлеты, получалось не очень но после некоторых консультаций по телефону все вошло в норму.
Прыжки,подлеты, вроде все нормально, но,черт возьми, начал усиливаться ветер.Управлять крылом становиться тяжело 2 раза не слабо кидануло.  СТОП МАШИНА!
Разложить свою  птичку я всегда успею, нет уж лучше подожду подходящих  условий.Не будет условий в этот раз повторю процес через неделю. Я  шёл очень долго к этому
дню и права на ошибку у меня нет. Ветер не утихает, крыло привязанно, сам лежу в машине и десятки раз прокручиваю в голове все возможные варианты развития  событий.
Только вечером ветер стих и стал почти не заметен. Пора. "вчера было рано завтра будет поздно"
Первй полет помню в деталях как будто на камеру снимал.
Завожу, выруливаю на исходную. Ноги уперты, колесо держу прямо, газ хорошо чувствую, ориентир намечен.  Трапецию ближе к подкосу, газ в макс, разбег,отрыв.  Крыло повело в право, чуть чуть сбрасываю газ,трапецию к себе.и  выправляю крен,ой перестарался, левый крен, выравниваю, прямо курс. Осмотрел крыло, огляделся  всё в поряде, но в переди лесок а высота всего 18 м. Так не долго и верхушки постричь,  повыше надо бы, газу, трапецию в балансирное, в верх. 50, 100, 150, 200 м. всё достаточно, лечу. Круг, восьмерка, туда сюда, восьмерка в другую сторону всё  шикарно, так бы и летал круглосуточно, но когда то надо и приземляться. Из далека выбираю точку касанию и захожу на посадку. Трапецию к себе, слегка подгазовываю, чтобы в случае чего сразу идти на 2й круг. Вот и земля, трапецию плавно от себя, выравниваю и мягко касаюсь планеты. Попал куда целился на дорожку, но направление не выдержал абсолютно. Градусов под 30 уезжаю в право. Ой, ой в   переди близко  большой муравейник а скорость ещё большая. Трапецию от себя,  газу, прыыыг через муравейник, приземляюсь всё приехал,  полет завершен. Зачем то заглушил двиг и слышу как колотит сердце. С чего бы это? Я, ведь себя совершенно  нормально в воздухе чувствовал. Ах да муравейник влил андреналина, ничего бывает. Аппарат цел, я в порядке, знаит всё нормально.
  Уже смеркается но погода просто идеальная,надо бы ещё разок. Завожу, взлетаю, наслаждаюсь, вдруг вижу Москвич-412 к моему лагерю едет. Надо быстрей на землю. Посадка проходит, на удивление, гладко. Вот удивительно когда выцеливал сел на тройку с -, а когда торопился на четверку с +.
Подрулил к лагерю, поговорил с гостями тинейджерами, они уехали. Уже при свете фар и фонарика собрал птичку и водрузил на прицеп.
По дороге домой радость куда то исчезла  и нахлынула досада за бесцельно прожитые. Я  очень долго решал, отнюдь не самую сложную задачу, пусть и не самую  простенькую.
...."не мелкою монетой жизнью собственной плачу
и за то, что громко плачу и за то, что хахачу"
Через неделю, с остервенением, отрабатывал конвеер, ещё через неделю залез  в кромешный туман. Про туман другая история
 
Согласен,  Gabbervog, удачи Вам в творчестве!
Спасибо, много про полёты не обещаю.
Как ни странно,при эмоциональной насыщенности полёта, реально на бумагу перенести все эмоции сложно.
У  Ричарда Баха  лучше, но и Вы молодец, ждём  ещё.
 
Про "мешок картошки " скажу следующее. Мой хороший знакомый родом из Венгрии, там же и летать учился. Так вот  его инструктор всем перед первым вылетом на заднее сиденье спец. мешок с песком килограмм 80 " сажал " , а потом отсыпал понемногу. " Иду на посадку , страшновато, оборачиваюсь назад а там мешок а на нем морда улыбающаяся нарисована...",    наверное в этом есть смысл, вряд ли профессиональный инструктор станет ерундой заниматься . Я в первом вылете на выравнивании трапецию от себя дал " как вдвоем" ну и взмыл лишнего.  Кстати, вот тут пишут про свои первые вылеты, а может еще и видео выкладывать? Вот мое   http://www.youtube.com/watch?v=B74aCol2ZlA&feature=g-upl&context=G2b0fa4bAUAAAAAAABAA
Понятно что все криво-косо но с другой стороны " 90% навыков теряется " так что стыдится особо нечего. Мне кстати инструктор тоже после нескольких чистых посадок сказал " давай сам , взлетай, покружись минут 10-15, а потом несколько посадок на свое усмотрение, я 4 сделал, из них одну под сильным углом к оси полосы , чуть коснулся и по газам. А до первого вылета посадок 80-90 с инструктором сделал. Он учил всегда на сброшенном газу садится с поджатой ручкой ( чтобы не бояться быстрого снижения и с отказавшим двигателем было проще сесть ) . А вот еще видео http://www.youtube.com/watch?v=-oxTOL892to&feature=g-upl&context=G20bf2baAUAAAAAAAAAA
Это уже на третьем часу самостоятельного налета. Делитесь новички, не стесняйтесь!
 
Трапецию ближе к подкосу, газ в макс, разбег,отрыв.  Крыло повело в право, 

У Вас, видимо аппарат был отбалансирован на слишком малую скорость. Если бы трапецию прибрать на 0,5 секунды раньше, крыло бы не повело. Балансировочная скорость должна быть хотя бы на 30% больше, чем минимальная допустимая.
 
Про "мешок картошки " скажу следующее. Мой хороший знакомый родом из Венгрии, там же и летать учился. Так вот  его инструктор всем перед первым вылетом на заднее сиденье спец. мешок с песком килограмм 80 " сажал " , а потом отсыпал понемногу. 
А я использовал балласт перед тем, как поднять первого своего пассажира, летал несколько раз именно с мешком картошки.
 
   Всякий инструктор, озабоченный "мешком картошки", недоучивает своих учлётов. Я бы этого себе никогда не позволил.
 
Я имею ввиду только для первого/второго/третьего вылета, чтобы помочь безопаснее преодолеть психологический барьер. В первом самостоятельном итак для него много вводных.
Опять же у меня дельталёт имеет слишком большую тяговооружённость (вдовоём +5,5). Курсант может растеряться, когда обтекатель закроет собой горизонт. А скованность не даст ему точно выставлять обороты на взлёте.
А после 1,2,3... самостоятельных дать ему и эту вводную. В полёте с инструктором ведь ему этого никак не продемонстрируешь, "мешок" (инструктора) девать некуда.
 
   Ну, может быть. Если 5,5 м/с вдвоём, то я Вашим учлётам не завидую.
 
Назад
Вверх