Особые случаи полётов СЛА.

     Наверное, в Птенце к карбюратору идёт не трос, а жёсткая проводка? В самолётах делают обычно так. У нас был мотор Лимбах с похожим карбюратором Стромберг Зенит. Ему требовалась жёсткая проводка, и он тоже при её обрыве устанавливался на полный газ. Чтобы на мдп применить трос, пришлось кое-чего изменять и дорабатывать. Но это не важно. Матчасть нужно знать.

   Этой осенью у нас произошёл вообще экзотический случай. Была сильная болтанка. На посадке пилот настолько сильно работал трапецией, что выбил себе плечо. Козлик рожками ему поддал, разумеется, добряче. Но бог миловал. Всё без последствий. Плечо болит до сих пор. Оказалось, что в прошлом у него был вывих плеча. Вот оно и выскочило, и тут же стало на место.
   Я вот, думю, что в моём прошлом (в 86-м) тоже был вывих с переломом. Как-то сразу и не сообразил, что и для меня этот случай является предупреждением.
 
Доводилось ли кому в спирали (на оборотах) ловить свою спутку на опущеное крыло? Встретились ли вверху подкос с боковой трапецией? Был у меня такой случай.
Хороший вечерок. Слабая болтанка при ветре 3,5-4 м. Заканчиваю полёт с пассажиркой, и с высоты 120 м. становлюсь в левую спираль. После 2-х витков вижу, (-2м) что после 3-го  не хватит высоты для красивого захода на полосу. Добавляю газку, и не меняя крена заканчиваю (-1м) третий. 
Ручку вырывает с левой руки, тележка сохраняет своё старое положение. Поймал, поджал, выровнял, растянул правый разворот, сел.
На свои и чужие спутки как-то уже и не обращал внимания, но тут - прочувствал..
 
   Сколько угодно. Когда делаешь координированный вираж без потери высоты, спутку ловишь обязательно. Ничего в этом страшного нет.
 
Полёты с водохранилища на лыжах, пассажир 100 с лишним кГ, разбег с легким, метров 1.5 - 2, попутным. Лед изрезан квадрациклами, снегоходами , лыжниками. Бежали очень долго с трясками-подскоками и перед самым отрывом кинуло так, что нога слетела с педали газа, а впереди нагромождение сугробов. Поймал каким-то чудом газ пяткой уже в воздухе. Про РУД совсем забыл. 😱
 
Всем привет! Летаю всего пару лет, на дельталётах. Спасибо организаторам сайта, когда нет возможности летать, хоть мыслями окунуться в полёт. Ниже маленький рассказ, не обессудьте, но впечатления первого полёта до сих пор не отпускают.


3 МИНУТЫ…
Часть первая.
«Ну что готов?» – мужчина лет сорока пяти вопросительно смотрел на парня лет тридцати пяти, деловито застёгивая лётные перчатки из тонкой кожи, элегантно облегающие руки.
«Готов» - ответил парень- с уверенностью в голосе натягивая простенькие матерчатые перчатки.
«Я вообще-то уже давно готов  и самостоятельный вылет совершить, а вы всё меня не выпускаете.
Когда уже?»
«Я так до старости с вами буду летать!» – Мишка, посмотрел на инструктора глазами щенка, желающего вылезть из коробки.
Инструктор посмотрел на наглеца.
Всего месяц назад  это товарищ даже крен не мог правильно отработать, а тут уже к самостоятельному вылету  готов, господи сколько уверенности. Ладно, посмотрим, если сегодня сделает три идеальных посадки, так и быть выпущу наглеца. К слову он действительно быстро учиться, сам вижу. Всё на лету схватывает.  Подумал про себя Володя, в слух только произнёс: «Посмотрим, посмотрим».

Дельталёт, стоял на исполнительном. Парень запросил разрешение на взлёт, в наушниках прозвучала чёткое: «Взлёт разрешаю, 150, левым, 100». Не дожидаясь действий от инструктора, ученик как можно дальше поддал трапецию от себя, и нажал на газ, я мол видите сам всё умею.
Двигатель взревел, как очумелый, передавая взрывы в камере сгорания на  редуктор, тот послушно  раскручивал винт, который с шумом резал воздух,  создавая движущую силу.
Аппарат вздрогнул, начиная разбег. Достигнув взлётной скорости, крыло потащило пилотов вверх.
На  высоте 100 метров, курсант прибрал газ, поглядывая на приборы. Высота  100,  скорость  75, видимость прекрасная. Лечу, господи, я лечу, думал пилот. Страха нет, зато счастья полные штаны. Что то моего инструктора не слышно, наверно обалдевает какой же всё таки, у меня ученик толковый попался. От  самолюбования зазнайку вывел боковой порыв ветра, накинувшись  на правое крыло, уверенным движением трапеции вправо  Михаил  дал понять потоку, что на это мы даже не обращаем внимание.  Ну вот,  уже и третий разворот, запросив разрешения на заход, пилот уверено принял ручку на себя, начиная снижение. Так что там приборы, ага, на четвёртом 50 метров, скорость 60. Нормально.  Полоса всё ближе. Вот  и полоса, чуть отдав ручку, Дельталет, послушно поменял положение, так и ещё чуть-чуть, касание заднего шасси, посадка. Немного пробежавшись по полосе, курсант добавил газу, и ушёл на очередной круг.
Товарищи стоявшие у ангара, ждавшие своей очереди на обучение с завистью проводили Дельталёт уходивший на третий круг.
Да, не плохо, рассуждал про себя инструктор. Ошибок нет, взлёт прекрасно, посадка вполне уверенная. На высоте тоже без проблем. Может всё-таки отпустить сегодня? А если он не готов, а мне просто, кажется? Чёрт, надо принять решение. Вот каждый раз так со мной. Ведь вижу, готов, а  сомнения, есть.  Сомнения!? А как же без них-то?! Споря с самим собой, продолжал рассуждать Владимир.  На кону целая жизнь, и его и моя, да и  кому охота с таким грузом всю жизнь жить, в случае если он свалиться с высоты сто метров. Да даже если с пяти, тоже мало не покажется.
Чёрт вот уже и третий круг, заканчиваем.  Курсант, уверено зашёл на посадочную полосу, соблюдая скорость и угол атаки крыла. Пошла ручка, ещё, касание.
«В ангар не заезжай» - услышал парень в наушниках – «остановись на полосе».
Послушно выполняя указания старшего, пилот остановился победоносно поглядывая на товарищей у ангара.
Вот как надо, учитесь, студенты!
А что там, мой дорогой инструктор-то делает? – задал себе вопрос Мишка, и обернулся назад.
Он сначала даже не понял, что происходит. Володя вынул вставное кресло, и уже застёгивал ремень безопасности. Так делают, когда в одиночку летаешь, чтобы ремень не болтался на ветру, и что ещё хуже, чтобы  не попал в лопасти пропеллера.
ЁПРСТ, он вроде меня хочет сегодня выпустить, пронеслось в голове у курсанта. Эта мысль как цунами накрыла Мишку с головой, заполняя всё пространство головного мозга предназначенное для мыслительной деятельности. Мышцы, скелет, руки, ноги, почувствовали, что с головой что то не ладное, и как то обмякли, раздосадованные отсутствиям чётких сигналов от мозга.
Парень,  отвернул голову, чтобы не видеть действий Владимира. Может просто мне показалось, подумал Мишка, он наверно, что-то поправляет, по крайней мере, команды нет. Значит бояться рано. И кстати, чёй-то, мы боимся-то? Кто девять минут назад …?
Да, я, да, мне, да, когда я полечу? А тут вроде, вот уже и говорят,  лети.
А ты сидишь, даже нагой пошевелить не можешь, ссыкло, ты Мишаня.
Тебя ж предупреждали, сделаешь три отличных посадки и тебя выпустят…
Один круг, понял!?
Мишку вывели из состояния  самобичевания, слова которые попадали в ушную раковину, из недр инструктора, прошедшие через ротовое отверстие, которое находились в паре сантиметров от внешнего уха курсанта. То ли от силы звука, толи от того, что окладистая борода инструктора кольнула ухо,  толи от смысла этой вербальной информации, курсант вздрогнул, ошарашено глядя на Володю. Мозг на мгновение вышел из стопора, и отдал сигнал мотнуть головой. Головой то мотнуть сил хватило,  а вот отдавать сигналы по нервной системе для выполнения приказа энергии явно не хватало.
Чудовищными усилиями нервной системы, перебарывая страх,
Мишка развернул дёльталёт в направление взлёта, и покатился, слегка давя на газ.
Нет, сейчас заверну к ангару и, скажу , что сегодня не готов, ну что то погода не спокойная, потихоньку аппарат добрался до поворота в сторону ангара. Курсанты наблюдавшие за Мишкой, махали ему руками, и что то кричали, «Давай, мол, вперёд, небо зовёт!». Парень на секунду представил, удивлённый лица ребят, если он сейчас завернёт Дельталёт к ангару. И потом будет нести всякую чушь, дабы оправдать свою трусость. Мишка, поднял голову, посмотрел вперёд. Ладно, как учили,  страх ещё сжимал мозг, не давая чётко обдумывать свои действия.
Как учили, повторил курсант. Всего-то три минуты. Да, три минуты, один круг - три минуты, как будто пластинка заела, в голове кружилась мысль «Три минуты».
 
Часть вторая.
«Бутон сорок восьмому?» - собрав все силы,  выдавил из себя пилот, стараясь придать голосу бодрый тон. «Прошу разрешения на взлёт, полёт по кругу» – палец отпустил кнопку связи, и тут же в динамиках послышалось привычное – «Взлёт разрешаю, 150, левым, 100!»
Голос в наушниках замолчал, оборвав надежду отказаться от вылета.
Пилот решил подождать ещё секунду, надеясь, что по каким-то причинам вылет ещё  могут отменить, но наушники молчали, как будто в мире никого не осталось.
Ладно, как учили, в третьей раз повторил про себя Мишка.
Отодвинув трапецию от себя как можно дальше, курсант нажал правой ногой на газ,  Дельталёт начал разбег и крыло потихоньку набирало силу. Отрыв…
Всё, сказал пилот сам себе, точка возврата пройдена, теперь садиться нужно в любом случае.
Дельталёт резво взметнулся в высь, пилоту показалось что набор высоты происходит слишком быстро,  с испугу Мишка прибрал газ, и тут же аппарат пошёл по дуге вниз.  Ну, да, проговорил про себя курсант, я ж один, а значит и веса меньше, а значит так и должно быть… 
Уверенно надавив на газ, курсант сжимая трапецию, стал ждать когда дельтаплан наберёт нужную высоту. Обретая уверенность, пилот вышел на высоту сто метров, сделав первый разворот на девяносто градусов.
Подходя ко второму развороту, как будто специально, порыв ветра надавил на правое крыло, возвращая  пилота в прежнее состояние  страха, который вроде бы начал уже отпускать мозг.  Машинально отработав порыв, пилот аккуратно развернул аппарат на 90 градусов. И тут мозг накрывает очередная волна жуткого страха, парализуя всё тело курсанта. Правая нога, функции, которой держать газ в заданном положении, начинает трястись как будто её сейчас отрежут, а ей  жутко не хочется умирать. Пилот пытается расслабить ногу, дрожь пропадает, но и скорость начинает падать. Мозг  сигналит, дави на газ, не могу, отзывается  нога. Меня тут всю трясет от адреналина. На хрена его  так много, вопрошает нога у мозга. Да мне самому знаешь как страшно, чё ты думаешь, я бля могу контролировать этот чёртов адреналин, он сука прёт из со всех щелей, падла борзая. Газ, идиот,  держи, проговорил про себя Мишка, стрелка прибора указывала снижение  2 м/с.
Нога через «не хочу», поддалась и надавила на газ. Стрелка замерла на нуле. Отлично, как учили, повторял про себя пилот, как учили. Пройдя третий разворот, курсант от страха забыл запросить  разрешение на заход, когда опомнился, подходил уже к четвёртому.  Выполнив четвёртый разворот, Дельталет пошёл на снижение. Так ещё чуть-чуть ручку на себя, Мишка посмотрел на скорость, прибор показывал 70 км/ч, вроде нормально, ну может чуть быстрее, чем обычно. Ладно, вроде нормально идём, взлётно-посадочная полоса была уже совсем близко, а значит и близок уже момент посадки.
5 метров, ручку ещё вперёд, 3 метра, ну ещё чуть. Кажется сел, подумал пилот, да точно сел. Под ногами серо-белой крошкой мчался асфальт.  Тормоз, поворот на ангар, Дельталет катиться  к ангару. Вот уже и лица товарищей различимы. Тумблеры зажигания в позицию выключено. Остановка. Всё.
Все кто был рядом, дружно кинулись к Мишке. Отстегнув ремень, выволокли его  из сиденья, и принялись раскачивать пропитанное адреналином тело новоявленного пилота, достигая пятой точкой пилота колеса тележки Дельталета. Убедившись, что  крещение через мягкое место свершилось, и традиция проведена по всем правилам лётного братства, товарищи поставили тело на ноги.
К 35 годам, Мишка понял, смысл выражения ватные ноги, и это понимание требовало разгрузить ненадёжный материал, вату,  нагрузкой в 75 килограмм. Определив объект подходящий под описание стул, пилот сел.
Ещё туго соображая, что всё уже позади, парень пошарил по карманам. Нащупав пачку сигарет, он вынул её из кармана, достал сигарету, кто то дал прикурить.
Сделав первый вдох никотина,  Мишка поднял голову, торжественно посмотрел на товарищей и на своего инструктора Володю, который изучал новоявленного пилота, с улыбкой на лице,  и на выдохе, вслух произнёс «Три Минуты».
 
Че-то не то.... Сам мучился от страха, чуть не за шворот себя к аппарату тащил, много раз не летел "по объективным причинам", ватные ноги, все было, но только до того момента, как нажимал газ и начинал движение. Тогда страх отпускал.  Мне кажется, это у всех так... Я даже научился сам себя обманывать - садился в аппарат, и говорил себе - я только пробегусь. А вот когда бежал, уже мог заставить себя взлететь.
 
   Рассказ - прелесть. Поскольку я сам иногда играю роль инструктора, скажу следущее. Ваш инструктор поторопился. У него же были сомнения. Они оправдались. Надо было добавить два-три десятка конвейеров. Я, пока учлёт не сделает со мной сотню конвейеров с заднего сидения, даже не думаю о том, как буду выпускать его в самостоятельный. Перед самостоятельным мы оба выходим из аппарата, и я подробно инструктирую учлёта о том, что его ждёт. Разумеется, делаю акцент на ожидаемой более высокой скороподъёмности. Если учлёт достаточно долго полетал с инструктором и уже имеет устойчивые основные навыки, он не боится. Было, после первого самостоятельного мне сказали: "Я знаю, ты за меня боялся. Но всё было - зашибись!"
 
Вот-вот, я тоже выпускаю после нескольких подряд хорошо выполненных посадок.
Был случай, отлетали программу, а стабильности нет: то хорошая посадка, то нет, то 2 хорошие, то опять нет. Так и не выпустил человека. Долго он на меня дулся. Зато потом, когда прошёл курс на СВС-самоле у другого инструктора, и уже на нём вылетел впервые -- благодарил не столько инструктора самоля, а всё больше меня. Теперь общаемся и дружим.
Справедливости ради -- курсанту у меня было 60 лет, а на самоле он вылетел в 62.
 
Gabbervog писал \ещё туго соображая, что всё уже позади\ НЕСКОЛЬКО СПОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 🙂
 
По рассказу... Написано  хорошо  ,обстановка  на поле  , инструктор, курсанты, радио.  Но как говорил  Станиславский- Не верю.  Парень  что  уже  уверенно  , без замечаний  выполнял  по кругу  с посадкой  (по другому  его  не  отпустил бы  инструктор)   так  наложил что  ноги  отказали.  Видимо полохо  его  учили, вернее не  давали  самому  исправлять  ошибки , своми руками не с заднего  сиденья, выравнивать  крены, выходить  из  сваливания. Вот  минус  первого  самостоятельного .       Я испугался  когда  впервые  оторвался  и телега  прокачнулась  поставила  меня  ботинками  к небу, ну  и потом  не один раз , но когда освоил  100  привык. ,.                                                                              
 
А теперь подумайте, что чувствуют те кто учится летать самостоятельно
 
А теперь подумайте, что чувствуют те кто учится летать самостоятельно
Тоже что  я  когда то - cтрах  и  сильное  напряжение,  с которым  нужно  справиться.    Призывать  к самообучению сегодня  глупо , много инструкторов  и школ.
 
А теперь подумайте, что чувствуют те кто учится летать самостоятельно 
Помню свою первую вынужденную .   ПС350  отказал на 80-100 метрах , в довольно  узком месте . Кое как  справилса  с волнением , посадил на дорогу  идеально ( отрезок 150 м. ), но сразу  как вышел из апарата ,от пережитово  стало плохо с сердцем. Пришлось лечь на землю .  Минут через пять отошло .
 
пассажир 100 с лишним кГ, разбег с легким, метров 1.5 - 2, попутным
В РЛЭ большинства дельта крыльев указан предельно допустимы попутный ветер 1 м/с. Зачем нарушать, тем более - с тяжелым пассажиром, тем более - по неровной поверхности? Все предпосылки налицо, хорошо что получилось выкрутиться...
 
Дельталёт резво взметнулся в высь, пилоту показалось что набор высоты происходит слишком быстро,с испугу Мишка прибрал газ, и тут же аппарат пошёл по дуге вниз
И тут мозг накрывает очередная волна жуткого страха, парализуя всё тело курсанта.
По всем признакам, пилот не был еще готов к самостоятельному вылету.
 
те кто учится летать самостоятельно подобны тем кто учится кидать ф1 или ргд
научиться можно но люди пострадают наверняка
первый самостоятельный в гостилицах?
 
Назад
Вверх