Особые случаи полётов СЛА.

   Sun, Христа ради, слушйте, что Вам говорит Cobra и больше не пытайтесь получить диагноз у доктора по телефону то бишь, на форуме.
Да все нормально. Все, что хотел узнать, я узнал, всем спасибо.
Переварил все, плюс воя голова на плечах имеется.
А что касается инструктора, так если бы он был, я бы тут вопросов не задавал.  Я летал с инструктором в Москве, когда аппарат купил,  часа 3-4,  а тут уж сам по-тихоньку.
Вот, выявилась проблема, спросил, мне ответили, сопоставил все с собственными ощущениями, вроде понял примерно, где собака порыта, буду пробовать.
 
Что-то подзаглохла темка, а ведь сезон для многих закончен. Да и тема МЛМ пользительная.
Пора бы обновить свои впечатления и с друзьями поделиться😉 Итак...

Отказ.
Мы всегда его ждём, но всегда он приходит нежданно и даже на самом надёжном моторе как у меня 912-й.
И тогда работают рефлексы. Вот собственно об этом и хочу написать о том, как себя ругал за их неотработку.

Дело было так.
Осень.Субботнее утро. Атмосфера заполнена туманным маревом от занесённого циклоном с южным ветром тёплого воздуха. Ветер по верхам порядка 8, у земли местами ещё тихо.

Накануне договорились, что если буду летать, то шумну и качну крылом у известной мне дачи в одной из подмосковных деревень. Собственно на следующее утро спокойный полёт 35 минут над окресностями и над Волгой, наконец выхожу к оговоренной цели.

Чтобы не летать над деревней делаю проход рядом, даю газку (шумлю) и набираю после дачи газа где-то 150.
Увожу аппарат в крен ~80 не более, чтобы посмотреть вышел ли кто из дома - вышел. Собираюсь вывести из крена и поддаю газку - и педаль просто проваливается в пол - обрыв троса.

Дальше работают чисто рефлексы - пока глаза подбирают куда бы присесть руки уже щелкают все тумблера вниз, триммер назад.

Сесть под собой конечно можно, там поле. Но оно столько лет не косилось, что всё покрыто полуметровыми столбами муравейников и полёгшим к осени бурьяном. - Если садиться туда, то аппарат скорее всего поломаю. А руки меж тем уже погасили двигатель, бензонасос, приборы (чем меньше электричества тем лучше чтобы не сгореть), вывели аппарат из крена, триммер - максимальное качество.

Глазомер говорит что есть правда извилистый просёлок у леса по которому изредка видимо ездят машины, но там самый длинный прямой участок метров 30 не больше. Затем идёт доворот градусов на 20 и ещё кусочек прямой, потом опять поворот.

А рефлексы меж тем сами уже заводят аппарат на посадку на этот единственный прямой участочек строя сокращенную коробочку против ветра. Главное погасить скорость вначале, а дальше разберёмся.

Касание в самом начале прямого участка, оттормаживание крылом, педалью одновременно, 30м быстро пролетают, но и скорость уже не та, влетаю в бурьян, подруливая больше крылом чем  вилкой выскакиваю из него на оставшийся участок, всё остановился.
Аппарат цел, пилот жив полёт удался.

И только тут приходит понимание, что я просто (нецензурно)....! Вместо того, чтобы изображать тут лихие заходы хрен знает каким боком на какую-то тропинку мне нужно было просто вытянуть ручной газ!

Есть конечно слабое себе оправдание, что новый РУД я поставил на аппарат только в этом сезоне, а раньше у меня был классический РУД от воздушного моста - где рычагом двигается боуден, а не второй параллельный педальному трос. Ведь при старой классической конструкции обрыв троса это действительно фатально - сколько боуден не двигай газу не прибавится.

Тросик газа этой старой классической конструкции уже рвался у меня на Форсаже и помню, чтобы дорулить до ангара (а не долететь) наматывал обрывок на руку, которая аж посинела. Видимо это то и вьелось в голову за предыдущие годы, когда прокручивал варианты отказа и теперь это сработало против меня в цейтноте времени на уровне рефлексов...

А с новым РУД-ом теперь другая ситуация. В разветвитель приходят два параллельных тросика. Один от педали, а другой от ручного рычага. И в вираже на этот раз у меня просто оторвалась концевая заделка тросика педали внутри разветвителя. И тросик из разветвителя просто выскочил когда педаль упала в пол. И для продолжения полёта достаточно было просто двинуть РУД, который я ведь сам убрал перед маневрированием.

В общем посадил конечно удачно хрен знает куда.
Даже взлетел потом почти без проблем и до дому на ручном газу долетел. Но геморроя и адреналина было достаточно, чтобы задуматься.

Задуматься над тем как важно наработать правильные рефлексы. Поменялась конструкция - сядь в аппарат, подумай руками. Отработай, чтобы больше не думать.

Вот стоит у вас например спассистема? А есть уверенность, что к ней рука потянется, если действительно настанет момент? Не факт, если цейтнот и не посидел в аппарате до этого и не подёргал её в зачекованном состоянии.
Собственно об этом предлагаю и вам задуматься.

Ещё крайне рекомендую на классических форсажах от ВМ (с системой РУД где боуден двигается) проверить состояние тросика газа ОСОБЕННО у серьги у педали. Конечно залезать в обтекатель с головой удовольствия мало, но там у меня тросик на старой конструкции было дело уже перетирался об эту серьгу и это не видно при беглом осмотре пока его не выдвинешь и не пощупаешь на предмет оборванных ниток троса.

Вот такая тут на медне вышла история про неотработанные рефлексы.
 
   Весьма полезное сообщение. В своё время на дельтапланах мы совершали тренировочные раскрытия парашюта. В те времена уже были случаи, когда пилоты забывали, что у них есть парашют.

   При обрыве троса газа, наверное, был ещё один выход - улететь назад на имеющихся оборотах. А в полёте подумать над тем, что делать дальше.
 
Спасибо Александр, я почему то думал что на "Форсаже" при обрыве ножного можно использовать РУД, надо смотреть я редко использую РУД,  мне нравится им пользоваться на перелётах, и нравится что при даче газа ножным, РУД сбрасывается на минимум. Буду смотреть внимательно, а то у меня при моей работе на АХР без вариантов, в этом году попал на плохой бензин так хапнул андреналина, случилось на выходе из гона перед лесополосой, даю газ, а двигатель "тухнет" потом резко "подхватывает" и так три раза, конечно доработал, долго разбирались в чём дело....
По поводу БПС, "грусная" картина сложилась у меня, не знаю может пройдёт со временем, потому что летаю с БПС второй год только, до этого ни когда не летал, на моторных с ней, так вот моё субьективное впечатление, до высоты около 100м., забываю о том что она у меня есть, всё внимание на управление, особенно в СМУ, в этом году на высоте около 150м попал в сдвиг ветра, скорее всего это он, хотя была и "термичка" - с этой высоты "свистел" до около 60м за очень короткий промежуток времени, о БПС даже не успел подумать... шол в наборе после взлёта с "паксом" скороподёмность около +4м\с, скорость около 100км, на границе земля\вода получил очень сильный удар на крыло "прямо в лоб", ручку не вырвало, просто сильный удар, автоматически осмотрел крыло, всё штатно, через несколько секунд такой же удар в левое крыло и тут же чуство невесомости, успел заметить, ноги "пакса" в воздухе, - смотрю на приборы скорость около 130км, обороты двигателя близки к взлётному режиму, скорость снижения около -10м\с, плавно уменьшаю обороты ручку в среднее положение и не много на себя, земля т.е. вода приближается с правым креном на высоте около 60м вышел в горизонт, меня развернуло на около 120 градусов, после посадки в бортовом посмотрел максимальную скорость было 142км...
Так что не знаю воспльзуешься БПС, если что то случится с крылом или у меня только такие "грустные" мысли.      
 
Да уж эти рефлексы! В конце сентября полетал по своим маршрутам, и решил попробовать пройтись на РУДе. До этого практически не использовал его. В результате перед посадкой не перевел его до конца  в положение холостого хода, делал еще круг, заход на посадку сброс газа, а оно летит! Первая мысль была опять заело тросик, я его регулярно смазываю, поменял уже раз, море однако. Просвистел точку касания, и тут дошло что все дело в РУДе. Убрал газ , места в губе хватало за глаза, сел нормально. Теперь перед посадкой проверка сброса газа на холостые и положение РУДа. Кстати когда пассажира везу его инструктирую что руд трогать нельзя. Был уже случай.
Всем спокойного неба!
 
а раньше у меня был классический РУД от воздушного моста - где рычагом двигается боуден, а не второй параллельный педальному трос. Ведь при старой классической конструкции обрыв троса это действительно фатально - сколько боуден не двигай газу не прибавится. 
Даже не знал, что бывает такой РУД...
На дельтах, на которых летал оба троса независимы друг от друга.
Был обрыв ножного РУД, перешел на ручной и выполнил посадку на своей площадке.
 
    Aes, на нашем аппарате один боуден идёт от карба к РУДу, а второй потом от РУДа к педали. Если из педали выскочит трос, или оборвётся, то РУД остаётся работоспособным.

    Как я понимаю, рефлекторным может быть только заученное движение. Если каждый раз после взлёта переходить на РУД, то его использование в особых случаях будет совершенно естественным.
 
    Догадался. Если исходное положение РУДа - холостые обороты, то они станут такими после обрыва троса. Просто, после взлёта я сразу выставляю РУД, поэтому я и не сразу понял, почему после обрыва троса мотор перешёл на холостые.
 
    Aes, на нашем аппарате один боуден идёт от карба к РУДу, а второй потом от РУДа к педали. Если из педали выскочит трос, или оборвётся, то РУД остаётся работоспособным.
.
Но если оборвётся трос на карбюраторе,то придётся искать площадку для вынужденной.
У меня два совершенно независимых привода.Два троса от педали и РУД закреплены с разных сторон карбюратора(ов)
 
    Интересно, что на карбюраторе Стромберг Зенит (аналог Bing-a), который был установлен на наш мотор Лимбах L2000EC, стояла пружинка, которая работала на открытие дросселя. Мотор обычно ставят на самолёт. А в самолёте соединение карбюратора с РУДом жёсткое. В случае обрыва этой тяги мотор автоматически переходит на максимальные обороты.
 
Два троса от педали и РУД закреплены с разных сторон карбюратора(ов) 
А можно фото или эскизик? А то непонятно,т.к вроде бы в один карбюратор можно завести только один тросик с боуденом...
На переднем плане,на оси заслонок небольшой рычажок,к нему трос РУД. Центральный,основной- педаль. Задний-"подсос"холодный запуск.
 

Вложения

  • 31_016.JPG
    31_016.JPG
    124,9 КБ · Просмотры: 95
Ну ручной газ, который сейчас у меня стоит меня устраивает полностью и там нет маленького радиуса для троса.

Точно модель не помню, но по типу такого:
http://www.aircraftspruce.com/catalog/appages/a750.php

Очень быстро с зажатой кнопкой может перестраиваться грубо, а ещё и ручка крутится для тонкой регулировки.

А вот что касается разветвителей - тут буду думать, возможно отдельную тему открою на предмет поделиться опытом по этой, казалось бы простой, но такой важной детали.

Не нравится мне конструкция, которая сейчас у меня установлена. - Там заделка троса работает на отрыв. Собственно одна и оторвалась внутри корпуса разветвителя...

Только что это мы всё о тросах?
Тут тема то "особые случаи полётов СЛА".

Колитесь, кто ещё чего схватил в этом сезоне из особых случаев.
Скромничать не надо  😉
 
Модель у нас вот эта А790, без наконечников

http://www.aircraftspruce.com/catalog/appages/a7901.php

А сам то что. Рассказал бы про свой отказ на взлете, про маленькие отверстия и про пользу манометров. Или для отчета приберег.
 
А сам то что. Рассказал бы про свой отказ на взлете, про маленькие отверстия и про пользу манометров. Или для отчета приберег. 

Не, этого в моём отчете не будет.
Так что излагай художественно.

И про вынужденную свою не забудь и про базар в эфире: "Пошел за отказом... ну и я тоже" и офигевших от этого самолётчиков 🙂
 
...вот "свежий" особый случай...
- ...учлёт выполняет полёты по кругу... с переднего сиденья...
... летает стабильно, без нареканий... инструктор решает выпустить самостоятельно (торопится учлёт - он не местный, время мало, и т.д.)... погода млн. на млн., ... утро, воздух влажный, плотный,...  идеально для первого самостоятельного...
... взлёт, полёт по кругу, заход ... начинается раскачка по крену... уход на второй ... заход - раскачка...
... третий заход - раскачка - касание полосы со скольжением - завалился на бок.
... результат - погнутая пер. вилка, ось заднего колеса, небольшой разрыв паруса по пер. кромке ну и винту досталось.
... пилот цел - но перепуган...
... вывод сделали такой:
1.мало его по кругам гоняли;
2. не летали в усложнёных метео условиях;
3. пилот лёгкий (50кг) - для выпуска в самостоятельный обычно укладывают балласт;
4. спешка нужна при ловле блох - рано его выпустили...

... вот такой особый случай...
а на счет тросов и у нас их (случаев) было полно - осмотр надо проводить регулярно :exclamation
 
Назад
Вверх