Что-то подзаглохла темка, а ведь сезон для многих закончен. Да и тема МЛМ пользительная.
Пора бы обновить свои впечатления и с друзьями поделиться😉 Итак...
Отказ.
Мы всегда его ждём, но всегда он приходит нежданно и даже на самом надёжном моторе как у меня 912-й.
И тогда работают рефлексы. Вот собственно об этом и хочу написать о том, как себя ругал за их неотработку.
Дело было так.
Осень.Субботнее утро. Атмосфера заполнена туманным маревом от занесённого циклоном с южным ветром тёплого воздуха. Ветер по верхам порядка 8, у земли местами ещё тихо.
Накануне договорились, что если буду летать, то шумну и качну крылом у известной мне дачи в одной из подмосковных деревень. Собственно на следующее утро спокойный полёт 35 минут над окресностями и над Волгой, наконец выхожу к оговоренной цели.
Чтобы не летать над деревней делаю проход рядом, даю газку (шумлю) и набираю после дачи газа где-то 150.
Увожу аппарат в крен ~80 не более, чтобы посмотреть вышел ли кто из дома - вышел. Собираюсь вывести из крена и поддаю газку - и педаль просто проваливается в пол - обрыв троса.
Дальше работают чисто рефлексы - пока глаза подбирают куда бы присесть руки уже щелкают все тумблера вниз, триммер назад.
Сесть под собой конечно можно, там поле. Но оно столько лет не косилось, что всё покрыто полуметровыми столбами муравейников и полёгшим к осени бурьяном. - Если садиться туда, то аппарат скорее всего поломаю. А руки меж тем уже погасили двигатель, бензонасос, приборы (чем меньше электричества тем лучше чтобы не сгореть), вывели аппарат из крена, триммер - максимальное качество.
Глазомер говорит что есть правда извилистый просёлок у леса по которому изредка видимо ездят машины, но там самый длинный прямой участок метров 30 не больше. Затем идёт доворот градусов на 20 и ещё кусочек прямой, потом опять поворот.
А рефлексы меж тем сами уже заводят аппарат на посадку на этот единственный прямой участочек строя сокращенную коробочку против ветра. Главное погасить скорость вначале, а дальше разберёмся.
Касание в самом начале прямого участка, оттормаживание крылом, педалью одновременно, 30м быстро пролетают, но и скорость уже не та, влетаю в бурьян, подруливая больше крылом чем вилкой выскакиваю из него на оставшийся участок, всё остановился.
Аппарат цел, пилот жив полёт удался.
И только тут приходит понимание, что я просто (нецензурно)....! Вместо того, чтобы изображать тут лихие заходы хрен знает каким боком на какую-то тропинку мне нужно было просто вытянуть ручной газ!
Есть конечно слабое себе оправдание, что новый РУД я поставил на аппарат только в этом сезоне, а раньше у меня был классический РУД от воздушного моста - где рычагом двигается боуден, а не второй параллельный педальному трос. Ведь при старой классической конструкции обрыв троса это действительно фатально - сколько боуден не двигай газу не прибавится.
Тросик газа этой старой классической конструкции уже рвался у меня на Форсаже и помню, чтобы дорулить до ангара (а не долететь) наматывал обрывок на руку, которая аж посинела. Видимо это то и вьелось в голову за предыдущие годы, когда прокручивал варианты отказа и теперь это сработало против меня в цейтноте времени на уровне рефлексов...
А с новым РУД-ом теперь другая ситуация. В разветвитель приходят два параллельных тросика. Один от педали, а другой от ручного рычага. И в вираже на этот раз у меня просто оторвалась концевая заделка тросика педали внутри разветвителя. И тросик из разветвителя просто выскочил когда педаль упала в пол. И для продолжения полёта достаточно было просто двинуть РУД, который я ведь сам убрал перед маневрированием.
В общем посадил конечно удачно хрен знает куда.
Даже взлетел потом почти без проблем и до дому на ручном газу долетел. Но геморроя и адреналина было достаточно, чтобы задуматься.
Задуматься над тем как важно наработать правильные рефлексы. Поменялась конструкция - сядь в аппарат, подумай руками. Отработай, чтобы больше не думать.
Вот стоит у вас например спассистема? А есть уверенность, что к ней рука потянется, если действительно настанет момент? Не факт, если цейтнот и не посидел в аппарате до этого и не подёргал её в зачекованном состоянии.
Собственно об этом предлагаю и вам задуматься.
Ещё крайне рекомендую на классических форсажах от ВМ (с системой РУД где боуден двигается) проверить состояние тросика газа ОСОБЕННО у серьги у педали. Конечно залезать в обтекатель с головой удовольствия мало, но там у меня тросик на старой конструкции было дело уже перетирался об эту серьгу и это не видно при беглом осмотре пока его не выдвинешь и не пощупаешь на предмет оборванных ниток троса.
Вот такая тут на медне вышла история про неотработанные рефлексы.