Особые случаи полётов СЛА.

Дело в том, что я летаю на лёгкой телеге (максимльнй взлётный вес 360 кг). Когда ученик "средненьких" размеров или один -- оно так.
Это у кого ДЛТ с автоконверсией, "тяжёлый" (с "грузовым" крылом, прочной телегой), взлётный вес не очень-то и сказывается.
 
   Наверное, в этом случае учлёту на разбеге не стоит сильно отдавать трапецию. Аппарат взлетит, как только наберёт балансировочную скорость. После взлёта нужно сильно прибрать трапецию, а потом медленно её отпускать. После набора первых 50-ти метров газ сбрасывать медленно. В моей практике было, когда учлёт резко отпустил трапецию. Аппарат сильно взмыл. Тот сбросил газ. Началась раскачка по тангажу. Пилот был опытным дельтапланеристом и быстро успокоил раскачку.
 
mdp-shnik, спасибо, попробуем и эту тактику.
Да, когда в 80-х мы переучивались с парящей дельты и переучивали друзей -- было гораздо проще.
Им не надо было основы объяснять. Только работу СУ.
 
После таких репортажей все желание напрочь отбивает http://www.youtube.com/watch?v=TC5N_N-JzvI&feature=related

Женщинам и детям не смотреть!

Вечная память пилотам.

Говорят, что причина крушения - сильный порыв ветра на взлете
 
Печально... Ребятам - вечная память. Действие местных весенних ветров в этих местах проверил на своей шкуре.

     В марте 2009 г. здесь же, всего в 70 км западнее  при перелёте в Пермь попал в ветровой шквал. Страху натерпелся... Пришлось как-то садиться в тайге на пруды в районе пос.Синегорский.
    Сел, дух перевожу. О полёте не могло быть и речи: ёлки рядом качаются так, что страшно. Открываю карту - смотрю как выбираться до цивилизации. Ну, думаю, сейчас по протоке, соединяющем пруды, на малом газу проеду ближе к посёлку, там крыло сниму, переночую где-нибудь.... Завёлся, поехал.
    Ага, только из-под леса выехал - меня ветер подхватил и давай катить к противоположному берегу пруда. Заглушился, но меня как под парусом тащит. Ветер под крыло не пускаю, чтоб не дай бог не кувыркнуться, галсами подтормаживаю. И только остановился у протоки, шквал ветра бьёт под крыло и ставит меня на мачту.
   Пиз...ц, думаю, отлетался. Как минимум килевая в дугу. Повис на ремне, отстегнуться не могу. Сзади на спину бензин льётся из канистры. Температура воздуха около -10С, одет тепло, но мокрая спина - это уже слишком...
   Впрочем, следующие пол-часа моментально меня согрели: быстро, как это можно на ветру, разобрал крыло, убедился в некондиционности килевой, упаковал в пакет. С трудом поставил на лыжи аппарат, завёлся и как на аэросанях поехал к людям...

   Ну, дальше уже не так интересно. Добрался до посёлка, отзвонился... Глава местной администрации, наблюдавший за моими пируэтами ещё задолго до посадки, любезно превратил свою приёмную в уютный бар, где мы и приговорили все его запасы спиртного за 5 часов, филосовствуя о битии и бренности жизни ...
 

Вложения

  • Foto047_002.jpg
    Foto047_002.jpg
    60,2 КБ · Просмотры: 101
После таких репортажей все желание напрочь отбивает http://www.youtube.com/watch?v=TC5N_N-JzvI&feature=related

Женщинам и детям не смотреть!

Вечная память пилотам.

Говорят, что причина крушения - сильный порыв ветра на взлете 
Жутковато как то стало после просмотра. Вечная память и пусть земля пухом.......
Интересно как могло произойти сложение крыльев и что за крыло было? а ведь меня в основном все дельталётчики убеждают что крыло в небе сломать не возможно, что мол поломка произойдёт только в кувырке но вот ведь реальное доказательство что крыло может поломать ветром.
Сергей Конюшевич у Вас тоже история довольно поучительная, самое главное жив цел а технику можно восстановить.
 
По теме ветки.
Давно хотел описать случай неприятный. Может кому пригодится...

На узле подвеса "тип Антарес" крыльев Аэрос у меня (да и у многих) контровочные колечки соединены шнурком (чтобы не терять). В том числе и кольцо контровки главного болта подвески.
Как-то раз в полёте в хорошую термичку услышал щелчок. На земле обнаружил скол кромки винта, а потом и причину. Оказалось, при интенсивной работе трапецией основной болт начал крутиться вокруг своей оси, натягивая шнурок. В конце концов колечко разогнулось и выскочило. Потом в винт ушла гайка болта. Болт подвески вышел из гнезда на треть. Ну, в общем, приятного мало...
Сразу хочу сказать, что до этого случая на этом же аппарате и этом же узле (крыле) налетал не одну сотню часов. Ничего подобного не было.

Сейчас ставлю контровку основного болта (хоть кольцо, хоть булавку) подвеса без всяких шнурков.

Всем безопасных полётов.
 
   MadMax, я бы добавил: сегодня пьём - завтра не летаем.
 
В одном посёлке  вечером катал народ , в редукторе с малой шестерни сорвало шляпу болта , шестерня слетела с конуса.Сели нормально . До дома 30 км.  Добрые люди на машине привезли до дома , сделал новый болт , отвезли обратно . До полуночи  собрал редуктор и....  решил лететь домой в лунном свете . Взлетел , ветер встречный ,  чем више , тем сильнее ,ощущение будто стойш на месте . Очень быстро облака закрили мое ночное солнце . Очень дурное ощущение - висиш на какое то высоте , контуры земли ели заметны, хорошо что в полдороге пришлось лететь мимо города - отсчетная точка для ореонтировки . Пролетел этот город ,  дальше почти в слепую .Самое неприятное что ниже 100 метров невозможно определить  реальную высоту - то ли 10 , то ли 50 м под тобою . С трудом можно было различить поля от леса . За час полета до дома ветер набрал силу до 8-10 м.с. Болтало , кидало  невшутку - а дома садитса на дороге где мого деревев  и ЛЭП . Даже в дневное время в такой ветер  проблематично сесть  из за турболентности - а тут ноч.  Подлетел  к своей 100 метровой дороге  и нырнул в низ  пробивая весь хаос . Сел нормально .Закатывая в ангар свой дельт обещал себе такого лекгомислие  недопустить  в преть.
 
http://www.youtube.com/watch?v=TC5N_N-JzvI&feature=related
http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-0904g.pdf

Очень поучительно, хоть и крайне печально... :'(
 
Для andris
Надеюсь , выводы ты сделал правильные!
Авиация любит не отважных, а умных...
 
Я бы уточнил - слегка на себя, а потом сразу обратно (имеется в виду - на дельте, на самолете - наоборот). А то можно переднюю стойку сломать (на поплавках - воткнуться носом в следующую волну). 

Вот именно с этим я полностью согласен, как бы поймать машину, а не просто тыкать ручкой на себя. В авиации этот момент называют опытные летчики - "Придержать ручку".
 
И еще раз про ручку управления (Как на дельте, так и на самолете) ее надо брать как на взлете, так и на посадке столько, сколько надо в данной конкретной ситуации (не должно быть выражений "до пупа" в самолете или планере и  "в пилон", как на дельте)  и зависит это от множества конкретных факторов: поверхности ВППП, ее длины, силы ветра и направления, плотности воздуха, а соответственно и от температуры и от многих иных факторов. Но, основные - первых три.
 
зависит это от множества конкретных факторов
Это процесс с обратной связью. Он выполняется не одним движением, а в каждый момент времени следим, как "отзывается земля" своим приближением. В соответствии со скоростью её приближения и двигаем ручку, тем энергичнее, чем быстрее она приближается, и тем плавнее, чем медленне она приближается (имеется ввиду её приближение к нам ПО ВЕРТИКАЛИ, то есть "снизу вверх"). Здесь очень важно переключить взгляд от неподвижного в точку выравнивания при движении по глиссаде на скользящий взгляд вдоль поверхности земли при следовании по траектории выравнивания и выдерживания.
 
Взлетел , ветер встречный ,  чем више , тем сильнее ,ощущение будто стойш на месте . Очень быстро облака закрили мое ночное солнце . Очень дурное ощущение - висишь на какое то высоте , контуры земли ели заметны
В подобную ситуацию я попал при перелете с одной химточки на другую. Расстояние 70 км. Взлет 22-10. До полной темноты не менее 1ч 30 минут. Я взлетел, а техник уехал меня встречать на следующую точку. Ветер встречный порывистый. Набрал высоту 500 метров. Порывы стали редкими, но такими, что временами дельталет менял курс на 180°.  Сбросил высоту, но ветер и внизу усилился, а турбулентность вообще стала сильной. Опять набрал высоту выше 500. Смотрю вниз - стою на месте. Трапеция прижата к животу. Соображаю. Вернуться - никто не встретит, да и площадка там ограниченная, да еще в такую погоду.... Стало темно. Земли не видно, но ночь ясная, без луны, но звездная. Все деревни как на ладони. Видимость километров на 30. Ориентиров еще больше чем днем. Где-то через полтора часа полета двигатель ДШ-2 слегка снизил обороты, хотя я РУД не трогал. Опять нижние кольца, одно или два, вылетели в выхлопную трубу 🙁 Настроение ниже ватерлинии...
Долетел до трассы, вдоль которой надо было лететь еще 20 км.
Поскольку предварительно место посадки в точке назначения было выбрано на трассе, понимаю, что в такой ситуации это не реально. Принимаю решение не продолжать полет, а садиться сейчас. Снизился до 150 м. Пролетаю деревню и развилку дорог. Снизу с дороги моргает свет фонарика. Отвечаю ему своими фарами. На трассу садиться не хочется, вдруг ЛЭП. Вся земля черная, кроме одного чуть более светлого участка и - сильнейший аромат донника. Пробиваю последние метры рвани сажусь на поле донника рядом с трассой и еду по земле к съезду с дороги. Туда же подъезжает и машина с техником (это он моргал фонарем). Время посадки 00ч 45мин. Пройденное расстояние 57 км. Время в пути 2ч 35мин.   Устал так, что отрубился сразу на земле под снятым крылом.
 
Прошу прощения, всё просто: от заката солнца до полной темноты (в средних широтах) ровно 40 минут
В двадцатых числах июня у нас темнота начинается 23-45, если не пасмурно, конечно. Прилетайте проверьте. 🙂 В июне с поля на базу улетаю обычно 23-00, 23-15. Это на югах солнце садится, как будто лампочку выключили 😉
 
Назад
Вверх