Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Начну почти по Бабелю. Получилось что-то  вроде:

«Мой первый гусь или ещё один день учлёта».

Где-то может, упоминал уже некоторые сюжеты, но, как говорил В.С. Высоцкий,  сам у себя ворую, мне можно.
 
Как-то раз, с год-другой примерно назад, позвонил мне старший товарищ-дельталётчик и сказал, что аппарат у него не на крыле, а есть у него знакомый парашютист, адекватный не битый не крашеный не бэйсер, аж пищит прыгать хочет, нужно сбросить, а тут такая незадача. И что не был бы я настолько любезен, чтобы взять на себя труд по осуществлению десантирования личного состава парашютным способом.

Ну, после такого звонка я, ясен пень, образно говоря, первым делом пошёл к дверному косяку,  прислонился к нему затылком, чиркнул карандашиком и отошёл посмотреть, что получилось. Получилось убедительно  – так и есть - опять подрос учлёт. 
 

Вложения

  • 1_1646.jpg
    1_1646.jpg
    16,2 КБ · Просмотры: 100
Ну, раз такое дело, спел сам себе песенку «До свидааанья детский саааад», подтянул штаны, нацепил октябрятскую звёздочку, и пошёл учить теорию. «А к практике мы перейдём потом, опосля, значит», как пел бессмертный Майк Науменко.

Для выстраивания теоретического материала пришлось вспоминать всё, что знал и слышал краем уха о выброске парашютистов с дельталёта, а так же сделать пару звонков прямо в голову уже не раз воспетому на страницах этого форума и прочего ютуба Льву Алексеичу.

Лев Алексеич же в духе Маяковского: «У меня секретов нет, слушайте детишки» - поведал мне все сакральные тайны особенности выброски парашютистов с дельталёта в осенне-зимний период.
 
В назначенный день приехал и парашютист, которого мне рекомендовали как адекватного, и я в это поверил, поскольку у меня не было оснований не верить тем людям, которые мне это говорили.

Что же они ему наговорили про меня, что он согласился лететь со мной, которого он видел в первый раз, на моей машинке для стрижки овец, не знаю, но выглядел он не очень напуганным.

Видать, его успокоили рассказами о моих выдающихся достижениях в области безопасности полётов, которые сопоставимы только с размерами моей мудрости, ну, ещё может, и скромности.

А может, просто и у него тоже не было оснований не верить этим людям.

Ну, и решили как взрослые, ввиду того, что с аэросовской телеги парашютист этот ещё не прыгал, отработать весь процесс «пешим по лётному». Отработали на земле, получилось. Решил, что двигатель буду глушить перед выброской.

Подготовка к полёту – вещь сульёзная.
 

Вложения

  • image__2__032.jpg
    image__2__032.jpg
    165,2 КБ · Просмотры: 93
А погода в тот день была не очень чтобы лётной для первого прыжка – влажность высокая, нижняя кромка метрах на 700 – 800. Маловато будет.

Ветерок к тому же. В общем, подождали мы, пока распогодится.
Распогодилось.
Сделал в одно рыло пробный вылет, дал кружок метрах на 250 над полосой – вроде всё гут.

Садимся в дельталёт, вернее, я сажусь, а парашютист запихивается, поскольку росту в нём за два метра, а заднее кресло аэросовской телеги не очень располагает к комфорту находящегося в нём, будь то пассажир, штурман, ученик или парашютист.

Решено было, что лететь будем «классическим дельталётным образом»  - т.е. пилот сидит себе, как обычно, а парашютист бочком, ножки свесив. Выброска с 1000 метров.
Разбег, отрыв, набор высоты. В воздухе потряхивает, к тому же, сидящий боком нелёгкий груз создаёт дополнительный перекос, который нужно компенсировать то ручкой, то газом. В общем, тянул вверх на взлётном всю дорогу. Не комильфо.
 
Пара фото для расцвечивания нашего букваря для юных учлётов:

Вид на подстилающую поверхность с высоты двухметрового парашютиста сидящего на заднем сиденьи дельталётной телеги боком.

(это вам не Дали с его "сном, вызванным полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" - это вам взаправдашняя живопись).

Да, и термики в наборе в помощь.
Для блезиру.
 

Вложения

  • RVKUpgNa66A.jpg
    RVKUpgNa66A.jpg
    188,9 КБ · Просмотры: 101
  • veyy-dRF8dM.jpg
    veyy-dRF8dM.jpg
    188,4 КБ · Просмотры: 107
А влажность-то высокая, а двигатель толком не прогрел. В общем, сложились все слагаемые классического уравнения:

Б (большая влажность)+ Г (газ-дроссель в одном положении)+ Х (холодный двигатель) = О,БЛЕД!енение карбюратора.

Судя по всему, глушить двигатель перед выброской не придётся. Так и есть.

Чих-дых. Заглох. Высота 700-750 м над уровнем аэродрома. Садиться на вынужденную с непристёгнутым парашютистом, сидящим боком, как сорока на колу, боязно.

Ну, раз парашютист опытный, я ему и показываю на тахометр, показывающий ноль и поясняю: двигатель ёк. Кетты, хайван – вали, мол, чего расселся как король на именинах.

Ну, он и свалил.
Момент, надо сказать, волнительный.
Когда с твоей телеги вываливается живой человек и камнем свистит вниз, то мыслей в голове много всяких роится.
И не все из этих мыслей способствуют здоровому пищеварению и сну.

Основная из них, пожалуй, звучит примерно так: «когда же ты, трамтарарам, раскроешься».
Но эта длинная, как тульский километр или коломенская верста секунда с небольшим гаком, наконец, прошла, и я увидел чёрный носовой платок, который расцвёл под моим крылом и вполне себе осознанно начал строить «коробочку» захода на посадку в точку.

Отлегло. После этого доложил в рацию: «Десантирование окончил. Отказ двигателя».
 

Вложения

  • 5WildeFHZuY.jpg
    5WildeFHZuY.jpg
    67 КБ · Просмотры: 92
РП в ответ бодро и уверенно изрёк:

«Действуйте в соответствии с порядком действий в случае нештатных ситуаций прописанных в РЛЭ вашего типа ЛА».

Святая правда. Вот это и сказал. Я запомнил.
 
Мммм…что же делать, уважаемые зрители? Вариантов достаточно много.

Например:

  - достать из-за пазухи потрёпанный талмуд РЛЭ, найти нужную страницу и исполнить предписываемую последовательность действий, как и было сказано;

- закрыть лицо ладошками, всхлипнуть и прошептать что-то вроде: «ах, я был так ещё молод»;

- вякнуть в ответ РП что-нибудь суровое и мужественное вроде: «мозги не крути, не умничай, покажи пальцем»;

Но, почему-то в эфире прозвучало следующее: «Принял. На кругу над вторым. Высота 450. Иду на вынужденную, просьба освободить полосу. Заход курсом 100».
 
Приземлились мы примерно в одно время, парашютист ещё не успел собрать свой чёрный купол в мешок.

Напуганным или выведенным из равновесия он не выглядел. Вообще, спокойствие, только спокойствие – это лучшее лекарство от всего и верный путь к цели. Это ещё Карлссон, который живёт на крыше подметил.

Поэтому он просто, спокойно, легко и обыденно он сказал: «По-хорошему, мне нужно было бросать запаску. Высоты, правда, маловато было».


Ну, да, маловато будет. МА-ЛО-ВА-ТО!
 

Вложения

  • Capture_007.JPG
    Capture_007.JPG
    49,4 КБ · Просмотры: 102
Ну, первый парашютист блин комом.


Посидел-попил чайку. Осмыслил произошедшее. Покатал друзей, которые кстати приехали на аэродром в первый раз по паре кружков невысоко, погода уже стала позволять.

Гляжу, а парашютист-то уже опять весь засупоненный готовый как пионер стоит выжидательно, невозмутимый как флагшток без флага в штиль, возле борта дельталёта и всем своим видом показывает, что-то вроде  «не будет ли многоуважаемый Джинн любезен»…
 

Вложения

  • Capture1_008.JPG
    Capture1_008.JPG
    73,6 КБ · Просмотры: 108
Честно говоря, первый не самый удачный опыт мне не очень понравился и я решил, что продолжать стоит только после тщательной работы над ошибками, о чём я ему и сказал. А работу эту я уже в голове проделать успел.


По этому, порядок действий изменился:

- закрываю жалюзи и укутываю радиатор на половину площади, прогреваю двигатель до рабочей температуре на земле.
- парашютист садится как обычный пассажир, т.е. повдоль, а не поперёк, но не пристёгивается.

- пассажирские ремни застёгиваются и утягиваются, чтобы не болтаться и не попасть куда не надо после выброски.

- По достижении нужной высоты двигатель глушится, пилот (о, да, это я) пригибается к трапеции, парашютист перекидывает через его спину ноги и садится боком свесив ноги в ту сторону, куда, ясен пень, собирается прыгать.

Все эти акробатические эволюции с элементами хатха-йоги были отработаны на земле и признаны годными к исполнению в воздухе.

Второй прыжок прошёл по дополнительному переработанному и утверждённому плану без сучка, без задоринки.

Поднялись до нижней кромки в 900 метров, при этом РП заботливо предупредил: «В облака не лезь!».

Двигатель заглушил. Затем проделали отработанный на земле парный акробатический этюд под куполом цирка, и, как завершающий аккорд нашего циркового представления – Ап-вуаля! Сальто мортале на точность приземления.
 
Ясен пень, что именно в этот день своя видеокамера оказалась разряженной, видеокамера парашютиста отказала в полёте, а то, что было снято зрителями с земли на телефон, было через некоторое время потеряно вместе с телефоном, который приказал долго жить.

Так что исторических свидетельств того памятного события не осталось, и вам придётся поверить мне на слово. Мы же тут все джентльмены…(вот тут-то мне карта и покатила).

Ну, а кто не верит, может вполне считать, что все фото скачаны с интернета, совпадения с реальными людьми случайны, события вымышлены, реклама телеги «Аэрос» и крыла «Атом» проплачена, деньги пропиты.



С тех пор прошло уже немножко колов времени, и были ещё прыжки. И все они прошли по той же схеме и без осложнений.

Вот такие маленькие новости в нашей песочнице.
 
Ну, а теперь, по традиции, необходимо провести анализ извлечённых уроков и выдать рекомендации юным учлётам, которым вдруг предстанет бросать парашютистов с дельталёта:

1.      Не кидать кого попало, т.е. а) малознакомых б) бэйсеров в) любителей раскрываться на 50 метрах. Необходимо знать человека лично или получить рекомендацию о нём от тех, кому доверяешь.

2.      Обязательно провести полную имитацию выброски на земле в полном снаряжении, как пилота, так и парашютиста. Обращать внимания на всё, что может зацепиться, или выпасть (шнуры и антенны рации, капюшоны куртки, «медуза» парашюта, свободные концы привязных ремней, видеокамеры на шлемах, шнурки обуви и пр.)

3.      Проверить есть ли у парашютиста запаска и стропорез.

4.      Проинструктировать парашютиста, что медузу выкидывать ему только после отделения.

5.      Зеркало заднего вида на переднем подкосе очень облегчает жизнь – всегда видно, что вытворяет тот, кто сидит у тебя за спиной.

6.      Наличие радиосвязи более чем желательно, если в воздухе есть ещё борты.

7.      Выходить на точку выброски с небольшим удалением от точки приземления, заглушить двигатель, перевести аппарат в прямолинейный полёт в балансире со снижением имея точку предполагаемого приземления ввиду впереди себя по ходу движения.
 
А теперь, когда я достаточно поумничал, комментарии уважаемых гуру, авиаторов и просто читателей этого опуса беллетристики очень приветствуются.
 
Хорошо написано! Прочитал с удовольствием, и думаю будет полезно для тех кто захочет повторить! 🙂
 
Году этак в 2001 РП прыганув с дельты с парашютом приземлился прямиком на вершину Юцы(то бишь к нам на старт).А бэйсеры и с тандемов скакали.
 
Хорошо пишет филолог! Красочно. Одного мазка не достаёт: как отреагировал аппарат на одномоментное облегчение (я так думаю) килограмм на 80?
 
Одного мазка не достаёт: как отреагировал аппарат на одномоментное облегчение (я так думаю) килограмм на 80?

Да, упустил из виду. Только, наверное, не 80, слегка за 100.

Верное замечание, практически, сопоставимое с ерофеевским:"А дальше, Венечка, что ты пил? Нам же очень интересно".

И опять же, "герой не замедлит с ответом".

Честно говоря, я с определённым волнением ожидал бОльших потрясений. Но на самом деле в момент отделения парашютиста качок телеги сопоставим с несильным пинком атмосферы, который аппарат компенсирует сам, практически без вмешательства пилота.

Ощущения примерно как если ты сидишь на качелях, отводишь качели ногами назад, но не прямо, а под углом, чотбы качель пошла юзом. Потом подбираешь ноги и отпускаешь качелю. Сначала она делает один-два качка юзом, а потом стабилизируется и затухающие колебания уже идут в нормальной плоскости вращения качелей...надеюсь, я не сильно усложнил описание.
 
Назад
Вверх