Подумаем о планеризме... а может даже и что-то сделаем!

Знаете, размещение мотора сильно влияет на компоновку, смещает центр тяжести, заставляет дофига всего дополнительно усиливать и т.п. Планер, годный для моторизации "по желанию" будет заведомо крупнее и тяжелее, чем такой же планер, в котором места для мотора не предусматривалось. А мы ведь его в 115 кг хотим вписывать...

Еще нюанс: мотор неизбежно оказывается ровно в том месте, где проходят лонжероны крыла, где располагаются наиболее силовые части фюзеляжа, и где тяги управления соединяются с тягами в крыле. И основное колесо шасси с его рамой, амортизацией и узлами крпления там же! Наличие мотора хотя бы "в проекте" заставляет всю корневую часть крыла продумывать по-другому.

Рационально разрабатывать два варианта: один абсолютно безмоторный, другой опционально-моторизуемый, и сравнивать. Фюзеляжи у них выйдут очень разные. Сомневаюсь, что удастся сохранить одинаковое крыло.
 
Зададимся вопросом: какое крыло подошло бы ему, но дешевое (материалы, технологии, трудоемкость).
О цене. Наше все - это сосна и ель.
Вопрос: сколько останется на фюзеляж с хвостовым оперением если крыло будет с профилем Р2, Р3 14-16%, жестким носиком до лонжерона, далее полотно...?
Ежели намеренно опускаться на уровень возможностей 30-х гг. 20в.,то скушно что-то обсуждать... Да и врядли получится используя конструктивно-технологический арсенал того времени шагнуть вперёд по сравнению с "Грюнау бэби" и "Хюттером-17" .  🙁 Профиль - не Р-II конечно, стоит присмотреться к опыту использования ламинарного профиля FX63-137 на крыльях ULF-1 и 2 с мягкой обшивкой за лонжероном.
Уголь однонаправленный типа ЭЛУР уместен  для усиления деревянных задних кромок крыла и оперения оклеиванием с 2-х сторон. Мы так делали, жёсткость возрастает радикально.
Сейчас гораздо проще купить дюралевый лист и профиль, чем фанеру 1мм. Трубу стальную тонкостенную продают в каждом городе, сварка полуавтоматом в любом сервисе. Аргон-дуговая не как раньше только на оборонном заводе, во многих сервисах есть .
Тонкостенные трубы далеко не в каждом городе продают, а полуавтоматами варят похабно, но почему бы действительно не рассматривать металлический планер, например "Монераи"?  Кстати, есть ли у@ 5ZF сведения об их эксплуатации в Штатах?
парапланы с 6-8 качеством летают и выпаривают.
Тут дело не только в К, но и в вертикальной скорости снижения, обеспечиваемой малой нагрузкой на размах, точнее-на его квадрат. Предлагаю ознакомиться со статьёй Ю. Макарова.
А габариты какие были? Размах, хорда крыла, профиль, какой мотор был, вес мотора и какую тягу развивал? 
Размах-10,6 м, хорда-1,2 м, профиль Р-IIIA, мотор-"Хирт Ф33", массой 19кг в полной комплектации, статической тягой не интересовались, скороподъёмность была 2...2,5 м/с  Нюанс был такой, что на старте, пикирующий момент мотора упирал аппарат носовой лыжей в грунт, и разбег получался затянутый. в общем, не очень-то хороша эта мотоустановка на пилоне.  🙁
Знаете, размещение мотора сильно влияет на компоновку, смещает центр тяжести, заставляет дофига всего дополнительно усиливать и т.п. Планер, годный для моторизации "по желанию" будет заведомо крупнее и тяжелее, чем такой же планер, в котором места для мотора не предусматривалось. А мы ведь его в 115 кг хотим вписывать...
Но можно рассмотреть толкающую компоновку, аналогичную "Огару" или "Американ иглету" , когда потери от остановленного винта будут минимальны. 😉



 
 

Вложения

но почему бы действительно не рассматривать металлический планер, например "Монераи"?  Кстати, есть ли у@ 5ZF сведения об их эксплуатации в Штатах?
Да, я знаком с ним и он, кстати, укладывается в российские правила по ультралайтам. Его пустой вес 100 кг. В США он превышает эту планку поскольку для планеров она ниже 115 кг.

Вот тут можно посмотреть его характеристики:

https://en.wikipedia.org/wiki/Monnett_Monerai

Это серьезный планер (не для новичков) и они до сих пор активно летают, но у них были случаи разрушения лонжерона в воздухе вроде как из-за излишне больших отверстий в стенке лонжерона для облегчения.

Попадаются в продаже как планера, так и неначатые наборы. Цены в районе 3-4 тысяч за планер (с прицепом) и от 1,5 тысяч за набор. Мне попадались два за три - один готовый, а второй недостроенный, причем в моем городе. Недавно был набор за полторы в соседнем. На этот планер можно ставить штангу с двигателем.

https://abpic.co.uk/pictures/model/Monnett%20Monerai%20SxSxP
http://www.airport-data.com/aircraft/photo/001050872.html
http://www.airliners.net/photo/Untitled/Monnett-Monerai/244474

Кстати, передо мной лежит инструкция по сварке рамы фюзеляжа для него, я ее использовал для самообразования (я сейчас аргонную сварку осваиваю).
 

Вложения

  • 3_954.jpg
    3_954.jpg
    100,6 КБ · Просмотры: 132
Но можно рассмотреть толкающую компоновку, аналогичную "Огару" или "Американ иглету" , когда потери от остановленного винта будут минимальны.  😉
Я пошел по этому пути (со складным винтом).  🙂
 
Лонжероны у него дурацкие(по-моему). Классический сборный лонжерон, с полками из уголков, переменного по длине сечения, и тонкой стенкой с отбортованными отверстиями, был бы и легче, и гораздо безопаснее. Хоть менее технологичен.
Я так думаю! (с)
 
Лонжероны у него дурацкие(по-моему).
Это спецзаказовский профиль специально сделанный для этого планера одной большой партией для продажи наборов.

После аварии многие перестали вырезать в нем облегчительные отверстия.

Это планер на любителя, скажем так, но у них есть свое сообщество и достаточно активное.

Ради интереса сделал поиск - продаются оптом 3 в Неваде с моторами, один мотор реактивный. Другое объявление предлагает чертеж усиления центральной части, чертеж, якобы, настоящий от производителя.
 
Это планер на любителя, скажем так,
Понятно, что это аппарат для человека, хорошо освоившего "Бланик" как минимум. А что в них нехорошего?

Народный планер, как по мне, должен быть в первую очередь мотопланером. 
Буксировка - это хорошо, конечно, но у многих ли под боком аэроклуб или хотя бы друг с мотодельтом? 
Правильная мысля! (МЛМ)
2-х местный мотопланер 115 кг, для первоначалки, получается (теоретически) уже простым совокуплением планера УК-00 и оппозитного мотора от jibiplan мощностью под 30 л.с.  🙂
Ещё пример мотопланера до 115 кг.
https://en.wikipedia.org/wiki/ProFe_D-8_Moby_Dick
"Трабант"-это примерно 1кг/л.с.  опять же замена его на чудо-моторы от jibiplan или Pisman 😉 даёт резерв веса в 10 кг на "зализывание" аппарата.
Но и возможность буксировки мотодельтами предусматривать для планеров стоит.
 
Рационально разрабатывать два варианта: один абсолютно безмоторный, другой опционально-моторизуемый, и сравнивать. 
Уважаемые планеристы,мне довелось обрабатывать термики на Птенце с мотором на 4200,при этих оборотах Птенец летит -(минус)2м\сек,термик был +4.Набрал с 200 до 700м имея +2 на вариометре,т.е. вполне законно иметь полупланер-полусамолёт со скромным К.

Это тоже планеризм,но в промежуточной его фазе,относительно"легко"достижимой...

Именно в этой нише находятся планера типа РП15"Каяк",когда недостаток К "легко" компенсирует наличие малосильного мотора.
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1445327145/360
 
когда недостаток К "легко" компенсирует наличие малосильного мотора.
Так оно и есть - К нужно, чтобы иметь возможность долететь до следующего термика. Для собственно парения оно не нужно, для него нужна минимально возможная скорость снижения и КАА уже отметил это:

Тут дело не только в К, но и в вертикальной скорости снижения, обеспечиваемой малой нагрузкой на размах, точнее - на его квадрат.
 
  Нюанс был такой, что на старте, пикирующий момент мотора упирал аппарат носовой лыжей в грунт, и разбег получался затянутый. в общем, не очень-то хороша эта мотоустановка на пилоне.
Да, этот ньюанс очевиден и в этом смысле я сейчас на перепутье.
Там напрашивается трёхточечное шасси с передней стойкой.
Начал переделывать соединение хвостовой балки и кабины (а ля БРО-23), где нижняя часть фермы крепится на хвосте днища, а верхняя в верхней части пилона в районе крепления лонжеронов крыла.
Не нравится, что под самым крылом на середине хорды крыла за спиной пилота происходит резкое сужение кабины и зона разрежения гасит давление набегающего потока под крылом.
Хочу обрезать хв. ферму вертикально по стойке и сделать вертикальное шарнирное соединение, как на планере Антонова, удлиннив верхнюю часть кабины, сделав её более обтекаемой и не стаким резким уменьшением сечения фюзеляжа под крылом.

Но вот с моторизацией весь в сомнениях. Стоит ли городить доп. крепления для пилона мотора над крылом, или уж облегчать так не морочить голову себе этим и ориентироваться на резиновый старт и возможность буксировки лебёдкой. Что посоветуете?
 
возможность буксировки мотодельтами предусматривать для планеров стоит
Если есть носовой замок, то какая разница чем буксировать?
Хоть квадрокоптером  😉
 
@ argentavis

Каждый советующий будет опираться не только на свои познания и опыт, но и возможности различного рода. Так что  по совокупности решайте сами, чтобы не зарыться в конструкторских изысканиях и производственных проблемах - время-то на пенсии летит очень быстро 🙁
 
@ KAA

Хороший сварщик варит полуавтоматом не хуже аргон-дуговой выходит. Аргон по определению дает более качественное соединение с меньшим весом. Мало квалифицированый сварщик  может и аргоном навалить катер не сделав провара.
Если варить полу атоматом желательно варить смесью Ар+СО2.
Мало квалифицированый исполнитель и деревянный лонжерон может склеить не качественно и пластик испортить, заклепки в дюрале прослабить и будет шевелится.
Минимальная квалификация нужна иначе беда.
За ссылку спасибо.
 
@ KAA

Хороший сварщик варит полуавтоматом не хуже аргон-дуговой.
Если варить полу атоматом желательно варить смесью Ар+СО2.
Объясни что даёт эта смесь?
С 88 года варю полуавтоматом на углекислоте, изготовил для себя несколько сварок, заметил что качество сварочного шва зависит даже от типа диодов в выпрямителе, углекислота продается тоже разная. Только аргон не применял, не приходилось. А может вообще заменить углекислоту аргоном? Для сварки ответственных изделий нашей темы
 
@ hasan

Гораздо чище шов сварочный, меньше науглероживание металла шва. Чистым аргоном не стоит- дуга адская при сварке.
 
Тут по ходу дела, ещё одна крамольная мысль залетела.
К примеру делаю я планер без учета центровки с возможной ВМУ.
Если потом поставить тянущую ВМУ впереди над кабиной, то для компенсации ухода центровки прямо на ВМУ сделать небольшое свободнонесущее неуправляемое крыло площадью в 1,5-2 кв.м с размахом в 2,5-3 м., с небольшим превышением установочного угла главного крыла, для продольной устойчивости превратив планер в тандем. ну и конечно предусмотреть возможность регулировки установочного угла.
В нём же и бензобак разместить. При снятии ВМУ всё это хозяйство с ним и убирается. Может где нибудь так уже делали?
 
На мой дилетантский взгляд, дополнительное крыло приведёт к более непредсказуемому поведению аппарата, чем уход центровки, который теоретически можно компенсировать перемещением места пилота, заранее заложив в проекте два положения пилотского кресла: с ВМУ и без. И само кресло чтобы могло слегка ездить вперёд-назад, как в автомобиле. Тогда и вес пилота может колебаться в широких пределах. Аппаратик-то лёгкий!

Плюс ещё надо бы про крутку крыла не забыть, чтобы при срыве потока наш планер не входил сразу в штопор, а немного проседал, "клевал носом" и набирал скорость. Разный угол атаки и всё такое.

Не знаю, правильно ли я излагаю для диванного эксперта  ;D
 
который теоретически можно компенсировать перемещением места пилота, заранее заложив в проекте два положения пилотского кресла
Это теоретически. Дело ведь не только в кресле пилота. Органы управления тоже передвигать придётся. Это не реально.

Ну какие там могут быть непредсказуемые последствия?
Дополнительное ПГО, только и всего то. Можно его и управляемым в определённых пределах сделать, с фиксацией положения как на закрылках. Можно даже вместе с ВМУ поворачивать, тогда появятся эффекты сверхманевренности  😉
Конечно всё там может быть очень не просто и долго придётся экспериментировать на подлётах, чтобы довести до ума, но считаю вполне жизнеспособная идея.
Главное преимущество в ней то, что ВМУ не будет создавать пикирующий момент, как в случае с пилоном над ЦМ, и всегда есть возможность быстро снять всё это хозяйство, и использовать планер в безмоторном варианте с лебёдкой или резинкой, по необходимости. Для первоначального обучения например.
 
Назад
Вверх