Знаете, размещение мотора сильно влияет на компоновку, смещает центр тяжести, заставляет дофига всего дополнительно усиливать и т.п. Планер, годный для моторизации "по желанию" будет заведомо крупнее и тяжелее, чем такой же планер, в котором места для мотора не предусматривалось. А мы ведь его в 115 кг хотим вписывать...
Еще нюанс: мотор неизбежно оказывается ровно в том месте, где проходят лонжероны крыла, где располагаются наиболее силовые части фюзеляжа, и где тяги управления соединяются с тягами в крыле. И основное колесо шасси с его рамой, амортизацией и узлами крпления там же! Наличие мотора хотя бы "в проекте" заставляет всю корневую часть крыла продумывать по-другому.
Рационально разрабатывать два варианта: один абсолютно безмоторный, другой опционально-моторизуемый, и сравнивать. Фюзеляжи у них выйдут очень разные. Сомневаюсь, что удастся сохранить одинаковое крыло.
Еще нюанс: мотор неизбежно оказывается ровно в том месте, где проходят лонжероны крыла, где располагаются наиболее силовые части фюзеляжа, и где тяги управления соединяются с тягами в крыле. И основное колесо шасси с его рамой, амортизацией и узлами крпления там же! Наличие мотора хотя бы "в проекте" заставляет всю корневую часть крыла продумывать по-другому.
Рационально разрабатывать два варианта: один абсолютно безмоторный, другой опционально-моторизуемый, и сравнивать. Фюзеляжи у них выйдут очень разные. Сомневаюсь, что удастся сохранить одинаковое крыло.