Это называется корень шва. В зависимости от толщины металла, подбирают режим сварки. Если аппарат мощный, то можно сварить одним проходом, если слабый, то за несколько . Качество сварного шва определяют по степени проварки . Если ( применительно к озвученному примеру)провар полный, то внутри трубы должны появиться «волдыри» по всему шву. Если их нет, то провар не полный .На нержавейке , особенно если варят для пищевой промышленности, то там поддув обязателен. А при сварки титана, там чем больше газа вокруг шва , тем он крепче , поддув обязателен, иначе шов становится хрупким. Тоже занимаюсь сваркой иногда, но поддувать нержу, только если для себя самогонный аппарат варишь. А так особо смысла нет. И да, чем лучше подгонка труб , тем меньше уводит. Зазоры в стыках труб очень сильно утягиваются, от этого и сильная деформация. Можно подкладушки вставлять в щели, проварить рядом, а потом эту подкладушку заварить. Так меньше утягивает. Но это не для перфекционистов…гы,гы….шютка
Про прихватки мы когда-то говорили применительно к обычной , но хорошей стали, без всяких наддувов . Как варится хорошая нефтегазопроводная труба. Которая потом работает многими годами под огромным давлением и переменами температур. Конечно, если это не автоматическая сварка спецаппаратом, а обычная РДС. Так вот специалист говорил, что ставятся небольшие прихватки, чтобы спозиционировать точно стык. А затем сварщик начинает вести непрерывный шов немного отступая от точки прихватки и до окончания электрода. Быстро меняет электрод и варит дальше не доходя до прихватки. Срезает её полностью и проваривает шов далее.
А проблема в том, что при постановке прихватки в этом локальном месте из-за
МАЛОГО ТЕПЛОВЛОЖЕНИЯ происходит практически
МГНОВЕННОЕ охлаждение расплавленной "капли" металла. Охлаждение идёт за счёт
холодного основного металла.
То есть эта небольшая локальная зона получается
очень хрупкой и там образуется
СЛАБОЕ МЕСТО. Кто действительно варил сам каркасы и ставил много прихваток, то отлично знает, как они иногда лопаются с треском даже от от усилия других прихваток а не готовых швов .
А при непрерывном ведении электрода
весь металл в широкой зоне прогревается достаточно хорошо и остывает медленно.
Поэтому и получается максимально достижимая прочность шва, именно
вязкая прочность.
Именно по той же причине и сварка полуавтоматом с одной стороны удобна, особенно на тонкостенных материалах.
Но с другой стороны на более толстых материалах могут быть те же самые проблемы с прочностью шва, вернее с его
ХРУПКОСТЬЮ.
Именно поэтому на реальных экзаменах в институте им. Патона и всегда проверяли швы от п/а на хрупкость. Если аналогичный шов проварен электродом при видимом отсутствии пор, подрезов или других явных дефектов, его никто и не ломал - тепловложение от электрода изначально выше.
Я как-то спросил у одного знакомого товарища, кто занимался в Белгороде в авторизованном сервисном центре самых известных мировых производителей сварочного оборудования, ремонтом и наладкой серьёзного промышленного сварочного оборудования - а есть ли что-то такое, что сразу делает качественный
заведомо нехрупкий шов и в то же время аккуратный как от п/а.
Он сказал - да, есть такая сварка, она называется
автоматическая сварка под флюсом, там проволока диаметром как у обычного электрода, а не как в полуавтоматах - миллиметр или немного более. Но это не для любителей точно. Думаю, что и лазерная сварка тоже имеет свои недостатки, похожие на полуавтоматные. Обычный сварочный инвертор легко отдаёт мощность 5...7...10 квт и спокойно варит электродом до 5 мм. А сколько отдаёт тот же лазер ? Что я видел из реальных аппаратов за миллион-полтора - киловатт или около того. Природу не обманешь, если необходимо какое-то определённое количество теплоты для качественного провара и правильной кристаллизации того же корня, то без этого качественная сварка не получится. Как думаете, почему на конвейере того же пайпера каркасы варили
АЦЕТИЛЕНОМ, а не полуавтоматом ?
И в чём главное
качественное отличие основных электродов от рутиловых . Рутилом никто нефтегазовые трубы не варит.
И ещё для обычных любителей выводы из вышесказанного - почему нельзя охлаждать быстро водой только что выполненный шов.
И почему часто есть рекомендации по предварительному прогреву свариваемых деталей из капризных материалов типа чугуна. И последующему медленному остыванию. Надеюсь, теперь это точно будет понятно
ВСЕМ любителям.