Дмитрий Шаповалов (Velocity)
Хвост в самолете лишняя деталь!
- Откуда
- Москва
Rolandas сказал(а):Совсем другое дело сидетъ в узкой кабине с боковой ручкой, особенно если элероны чуть тяжелые. Ход в стороны сильно ограничен, рука быстро устает, приходится помогать левой рукой... Выглядит хорошо, но реально очень неудобно.
Если есть малейшая возможность, надо сделать центральную ручку, хотя как вариянт компоновки.
Почему мы оставили боковую ручку -
For easy and accurate control of the aircraft during high G-force combat maneuvers, a side stick controller is used instead of the conventional center-mounted stick. Hand pressure on the side stick controller sends electrical signals to actuators of flight control surfaces such as ailerons and rudder. The arrangement of the pilot's control stick is a radical departure from standards that trace their origin to the early days of World War I. Traditionally, the fighter pilot's control stick used for actuation of the ailerons and elevators has consisted of a lever mounted on the floor of the cockpit between the pilot's legs. (There have, of course been many variations in the detail design of the control stick.) On the F-16, the traditional control stick has been replaced by a short "side-arm controller" mounted on the right-hand console of the cockpit. The side-arm controller is a small-displacement pressure-sensitive handle that, together with the fly-by-wire system, gives the pilot the ability to exercise very precise control of the aircraft. To help prevent unwanted commands to the control handle the pilot rests his right arm in a carefully designed support.
Если вкратце - рука пилота всё время лежит на подлокотнике. Длительные перелеты из точки А в Б не требуют вообще никаких усилий по управлению. Одновременно с этим боковая ручка позволяет выполнять очень точное управление самолетом при маневрировании. Механические усилия на ручке незначительны и возрастают только на граничных скоростях, одновременно предупреждая пилота о достижении этих скоростей. Система управления имеет встроенный электрический триммер руля высоты и нет никакой нужды вообще тянуть или толкать ручку при наборе или снижении. Нормальной техникой взлета является поддерживание ручки и регулировка скорости набора или снижения кнопками триммера. Кроме того, развороты осуществляются педалями или педалями + РУС, что требует значительно меньше усилий от пилота (ноги всегда сильнее рук 😉) Организация короба для установки РУС посередине поднимет высоту фюзеляжа, чего совершенно не хочется делать. Также будет затруднена посадка и высадка пилотов. Long-EZ, VariEze, Cozy Mark IV, Berkut и другие самолеты с подобными аэродинамическими схемами используют боковую ручку управления. Никто не жалуется.
Единственное, что не удобно - если необходимо писать на бумаге во время полета, то приходится делать это либо левой рукой, либо убирать руку с РУС. Мы предусмотрели два варианта установки РУС, слева и справа, меняя их местами с РУД.