Продолжу рассказывать о наших проектах.
Проект, о котором пойдет речь – это первый серьезный проект нашего КБ. Назвали мы его Т-401 «Сокол».
Cessna Caravan произвела революцию не только на местных воздушных перевозках, но и в головах многих конструкторов. «Переболели» этой идеей и в нашем КБ. В 1990 г. Caravan стоил 1.2 млн. долларов. Возникла идея сделать мини Caravan еще в ОКБ П.О. Сухого, в 1985 году. Дело в том, что Caravan, как правило, использовался на линиях протяженностью 300-500 км и с неполной загрузкой. И вся наша идея заключалась в создании небольших самолетов стоимостью 300 тысяч долларов. Т.е. по стоимости один Cessna Caravan, равнялся четырем Т-401.
В 1990 году, уже уйдя из ОКБ, решили спроектировать самолет в весе около 2000 кг, площадью крыла 20 м, и двигателем 350-400 л.с., с носовой стойкой и «чистой аэродинамикой». Разработали Т.З (я рассказывал о нем в истории создания Т-411), совместно с ГосНИИГА -600х600х600.
Главным конструктором была поставлена задача создать простой, неприхотливый в эксплуатации самолет. Следует учитывать, что в России, к сожалению, утерян опыт создания легких винтовых самолетов и поэтому, проектируя Т-401 и Т-411 и все другие наши проекты, опыт создания «маленьких» самолетов приходилось добывать по крупицам, заново учится, искать и привлекать к работе тех специалистов, которые когда-то занимались аналогичными конструкциями.
Изготовили модель для продувок, произвели продувки в СибНИА. Результаты были очень неплохие, качество получилось 14.
Конструкцию разрабатывали, так чтобы самолет можно было модернизировать и модифицировать в
1. Двухмоторный самолет
2. Самолет с ТВД
3. Лодка
Носовая часть ф-жа – это отсек для размещения двигателя (М-14ПР). Также в носовой части ф-жа, а именно на передней стенки кабины установлена неубирающаяся в полете стойка передней опоры, моторама и агрегаты, обслуживающие двигатель.
Средняя часть ф-жа – это отсек для размещения экипажа и пассажиров, в передней части которого имеются две двери (по одной с каждого борта) для экипажа, а в задней части, входная дверь для пассажиров (слева по борту), являющимся трапом, по правому борту установлен аварийный выход.
Хвостовая часть ф-жа – это отсек для размещения оборудования.
Кстати во время изготовления оснастки технологи Саратовского завода настойчиво предлагали нам собирать фюзеляж по примеру Як-42, то есть разделить фюзеляж Т-401 на 3 секции Ф-1 (носовая часть), Ф-2 (средняя часть) и Ф-3 (хвостовая часть). Это упрощало сборку, но утяжеляло конструкцию на 40-50 кг. Нас это не устраивало, и в конце концов мы сошлись на компромиссе. Фюзеляж состоял из 2-х частей, первая это «нос» и средняя части, вторая – хвостовая секция.
Крыло Т-401 высокорасположенное, свободнонесущее, трапециевидной формы в плане, двухлонжеронной схемы, с отъемными консолями. В передней кромке установлена противооблединительная система. В каждой консоли, кессон по 200 литров. Каждая консоль имеет по двухсекционному закрылку Фаулера и элероном. Правый элерон имеет триммер. Изначально планировался профиль MS-(1)-3M-15 в корне и MS-(1)-3M-12, на конце крыла. Такой профиль использовался на БПЛА «Пчелка». Но после продувок в СибНИА, профиль заменили на П-301М с переменной относительной толщиной от корня к концу.
Шасси - выполнено по трехопорной схеме, с передней опорой, неубирающиеся. Передняя опора с жидкостно-газовой амортизацией. Основные опоры с амортизацией на рессорах и с обтекателями колес.
За 5-6 месяцев мы разработали полный комплект рабочей документации, взяли кредиты в банках (еще советских), приехали в Саратов на авиационный завод в конце 1990 года. Через 2 года уехали, бросив всю документацию, макет, 40% готовой оснастки (её потом распилили), без денег, с долгами и с устойчивой прививкой не иметь больше дел с серийными заводами. В свое время, когда наши конструктора приезжали на Саратовский авиационный завод, они представляли ОКБ им П.О. Сухого поэтому к ним был один подход. И совсем другой, когда они приехали в качестве «кооператоров» от авиации. Наше место на заводе занял известный и небесспорный проект «ЭКИП». Заводу как-то нужно было выживать.
Проект Т-401 так и не получил дальнейшего развития.
Чуть не забыл ЛТХ.
Макс. взлетный вес ВС, кг 2030
Макс. вес пустого ВС, кг 1328
Пилот и его багаж 80+4
Аварийно-спас. оборуд, кг 5
Невырабатываемое топливо, кг 3,5
Кислород 1
Масло 8,5
Масса снаряженного, кг 1430
Макс. масса топлива, кг 292
Макс. вес полезной нагр, кг 600
Дальность при макс заправке, кг 1330
Скорость максимальная, км/час 270
Крейсерская скорость, км/час 215
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел 5
Скорость сваливания, км/час 92
Взлетная дистанция (Н=15 м), м 400
Посадочная дистанция (Н=15 м), м 480
Модель двигателя М-14 ПР
Максимальная мощность, л.с. 360
Длинна самолета, м 8,96
Размах крыла, м 13,66
Площадь крыльев, кв.м. 20
Колея необж. шасси, м. 2,67
Ширина кабины, м 1,34
Высота кабины, м 1,25