В 1987-1990 годах в ОКБ им П.О. Сухого, в отделе проектов "100", бригадой "100-2" велись работу по многоцелевому самолету под шифром Т-8В, тема ЛВШ (Легкий войсковой штурмовик). Так как в Т.З оговаривалось максимальное использование элементов самолета Су-25 а в ОКБ им П.О. Сухого самолет Су-25 обозначался кодом Т-8, то создаваемый самолет имел код Т-8В (винтовой).
Основную работу выполняли начальник бригады "100-2" Андрианов А.И., ведущие конструктора Венедиктов Н.Н., Сахаров В.В., Москаленко. В.И. Руководителем темы был Е.П. Грунин. Консультировал работы Ивашечкин Юрий Викторович** - до 1983 г. был руководителем темы Су-25; после того, как Главным конструктором стал В.П. Бабак - Юрий Викторович перешел на работу в бригаду "100-2" ведущим конструктором.
По традиции отделом 100 были рассмотрены несколько аэродинамических и конструктивно- силовых схем с широким привлечением специалистов профильных отделов ОКБ в рамках комплексных бригад.
Рассматривались следующие варианты:
1. Базовый - с использованием агрегатов и систем Су25УБ.
2. По схеме "Рама"- по типу самолета компании North American BRONCO OV-10.
3. По схеме "Триплан" - с использованием результатов конструктивных проработок и аэродинамических исследований моделей в трубах СибНИА по теме С-80 (первая версия).
** Ю.В. Ивашечкин в 1983 г. перешел на работу в отдел 100, в бригаду 100-2, где продолжал заниматься Су-25 и Су-25Т. В 1989-1990годах участвовал в работах по проектам Т-8В.
Особенности эксплуатации Су-25 ***
Весной 1980 г. первые опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли испытания в Афганистане, шифр операции "Ромб". Было выполнено 100 полетов, 30 из них было зачтено в программу госипытаний. Руководил работами заместитель начальника НИИ ВВС А.Алферов, а его заместителем был ведущий конструктор ОКБ им П.О. Сухого по самолету Су-25 Ивашечкин Ю.В.
С 1981 по 1991 произведено более 1320 самолетов Су-25 и Су-25УБ и других модификаций на Тбилисском и Улан-Удэнском авиационных заводах.
1. Невысокая тяговооруженность 0,57-0,62. Для сравнения Су-17М3 и Миг -27 0,72-0,76
2. Благодаря невысокой нагрузки на крыло обладает хорошей маневренностью, выполняя виражи радиусом 450-500 метров.
3. Непривычно строгий на взлете и особенно на посадке. Малая база и узкая колея шасси в сочетании с большим крылом и боковой проекцией с высоким килем - как следствие чувствительность к боковому ветру.
4. На глиссаде при боковом ветре самолет тянуло на крыло и самолет легко кренился и входил в раскачку.
5. На самолетах фирмы "МиГ" рычаг управления тормозами был на ручке управления, а на Су-25 - на педалях, что иногда приводило к ЧП при торможениях, появлялась раскачка и прогрессирующее виляние по полосе.
6. Небольшие скорости и допустимые перегрузки были вполне достаточны для типовых задач при работе по земле.
7.Устойчивость и маневренность позволяли самолету "виражить" не сваливаясь и проводить повторные атаки крутясь вокруг "собственного хвоста", не упуская цель из вида.
8. Схема боевой живучести прошла проверку на стендах и в боевых условиях в Афганистане, а позднее на Севером Кавказе и в Южной Осетии. На Су-25 первых серий общая масса бронирования и дополнительных средств обеспечения боевой живучести составляла 750 кг, но на последних сериях составляла 1100 кг, что 11,5% от массы конструкции.
9. Для защиты летчика создана цельносварная титановая кабина выдерживающая до 50 попаданий без разрушения сварных швов, трещин и появления осколков брони. Бронекабина сваривалась из плит ВТ-20, 24 мм толщиной спереди и сбоку, 10 мм снизу и 17 мм сзади. Спереди прозрачная броня - бронеблок ТСК-137 толщиной 65 мм, 4 слоя силикатного органического стекла.
10. Стальные тяги управления диаметром 40мм, выдерживали попадание 12,7 мм пули. Тяги управления руля высоты (Р.В.) дублированы и разнесены по бортам фюзеляжа.
11. В 1986 г. начался серийный выпуск Су-25УБ на заводе в Улан-Удэ. Основными отличительными особенностями являются:
- заправка топливом централизованная под давлением;
- два расходных бака, что повысило живучесть;
- киль увеличен на высоту 400мм (из-за 2 кабины);
- доработали профиль стабилизатора, увеличили его площадь на 0,3 м2;
- кресло пилота-инструктора для обеспечения хорошего обзора из задней кабины приподнято на 440 мм.
12. К пассивных средств постановки помех относятся автоматы сброса ИК-ловушек АСО-2В-01 до 256 штук, что обеспечивало выполнение 4-8 атак.
13. Наилучших оценок заслуживал обзор вперед из кабины позволявший осматриваться в поисках цели, и производить атаку в горных ущельях "по сапогу", меткой является кончик приемника воздушного давления (ПВД).
14. Типичная боевая нагрузка при самостоятельных разведывательно- ударных действиях (РУД) была универсальной и включала пару бомб или РБК калибра 250-500 кг и два блока УБ-32 или Б-8.
15. Поиск целей велся парами вдоль караванных путей на высотах 600-1200 м и скорости полета около 600 км/ч
16. В реальных условиях боевая нагрузка обычно ограничивалась "рациональным вариантом". Штурмовики редко брали более 1 тонны, предпочитая сохранить приемлемые летные характеристики и управляемость.
17. Запас топлива во внутренних баках 2850 кг позволял Су-25 иметь дальность 500 км. Радиус действия с полной боевой нагрузкой на внешних пилонах ограничивался 150 км. Практически все полеты проводились с подвесными топливными баками (ПТБ). При этом дополнительная тонна керосина вынуждала сокращать боевую загрузку.
18. Встроенная пушечная установка ВПУ-17А с двуствольной 30мм авиационной пушкой ГШ-30-2, массой 105 кг без снарядов. Полный боезапас 250 снарядов и 3000 выстрелов в минуту. Полная перезарядка в 250 снарядов занимает 40 минут у двух оружейников.
Располагается пушечная установка снизу и слева в носовой части фюзеляжа.
Стрельба из этой пушки вызывает сильную отдачу, как следствие сильная вибрация в пилотской кабине, что приводит к выходу из строя приборного оборудования.
Были отмечены случаи помпажа двигателя и отказ механизма выпуска передней стойки шасси.
*** "Штурмовики Су-25 в Афганистане" В. Марковский, издательство "Цейхгауз",
Штурмовик Су-25 "Грач" И. Приходченко, издательство "Экопринт",
Штурмовик ОКБ П.О. Сухого Су-25, 1994г. И. Бедретдинов, издательство "Кучково поле".
Эти и другие особенности конструкции и эксплуатации Су-25 планировалось учесть и изменить (улучшить) в проекте Т-8В
Герой Советского Союза полковник Александр Владимирович Руцкой в 1988 г., после возвращения из плена, принял активное участие в формировании обликаТ-8В. Его мнение было однозначным- нужен именно такой самолет, который бы занял промежуток между вертолетом Ми-24 и штурмовиком Су-25.
Руцкой А.В. был дважды в Афганистане, командовал полком Су-25, за 3 года выполнил 428 боевых вылетов.