Продольная устойчивость - способность противостоять возмущениям в продольном канале. Предположим, из-за порыва ветра возник момент сил, приводящий к увеличению угла кабрирования. Поскольку оперение и крыло жестко связаны, изменение угла атаки у обоих будет одно и то же, даже если сами углы атаки очень отличаются (например, у оперения отрицательный угол атаки). Приращение подъемной силы при увеличении угла кабрирования будет положительным и у крыла, и у оперения, так что самолет начнет взмывать, ускоряться вверх. В неинерциальной системе отсчета, связанной с самолетом, возникнет приращение силы тяжести за счет дополнительной силы инерции, связанной с ускорением вверх. Итак, на самолет действует дополнительно пара сил: приращение подъемной силы крыла и оперения, направленное вверх, и приращение силы тяжести за счет силы инерции, направленное вниз. Линия действия первого приращения проходит через "фокус", ну а приращение силы тяжести (сила инерции) - естественно через центр масс. Если фокус находится впереди центра масс, то эта пара сил создает дополнительный кабрирующий момент, который усугубляет изначальное возмущение, самолет является нестабильным в продольном канале. Поэтому фокус должен быть позади центра масс, если только мы не разрабатываем перспективный истребитель 5 го поколения, в котором стабильность поддерживается ЭДСУ, а не аэродинамикой 🙂