Здравствуйте все. Мне хотелось бы внести некоторую ясность по поводу статьи,
которую я написал очень давно. С 1978 года почти никакой информации
о кри-кри не было. Лишь в середине 80-х, когда я учился в авиационном
институте, я начал собирать всю информацию. Меня интересовало буквально всё.
Даже нечёткое маленькое фото или пару предложений. Для этого я записался в отдел
иностранной литературы нашего вуза. Там я почти каждый день попросту
перелопачивал журналы, пытаясь хоть что-нибудь найти. Так я узнал о существовании
большого справочника Джейн. ( Jeins All The World Aircraft ). Это большое толстое
периодическое издание обо всех летательных средствах в мире. Там же я нашёл и адрес
Мишеля Коломбана и его постоянный телефон. В тоже время Вячеслав Кондратьев
написал небольшую статью о кри-кри в журнале Крылья Родины. После долгих попыток
мне удалось лично познакомиться с ним. Он пригласил меня в Москву и любезно подарил
комплект чертежей кри-кри. Я безмерно благодарен ему за это. Постепенно у меня накапливалась информация о кри-кри. Изучая чертежи, я выяснил что комплект
далеко неполный. Нет многих листов чертежей и нет книг - руководства по сборке.
Несмотря на то, что мне сказали о смерти Коломбана, что он разбился на своём кри-кри,
я всё же решил попытать счастья и написать два письма: одно на фирму Зинэйр в Канаду, другое жене Коломбана ( госпоже Мари-Жан). Меня интересовали недостающие чертежи и книги. Из-за этих писем первый отдел Авиационного института взял меня на контроль. Меня вызвали и предупредили, что мои письма будут проверены и если там ничего нет такого чего недозволенно, будут отправлены. Тем временем в начале 90-х, я заканчивал институт. Моя практика проходила в городе Обнинск, Калужской области. Я носился с чертежами Кондратьева где только возможно. Помню, даже в СКБ ХАИ собралась целая толпа ребят посмотреть чертежи этого выдающегося самолёта. Будучи в Москве, я записался в патентную библиотеку, ( ГПНТБ), чтобы посмотреть суть патента, о котором я также узнал из журналов, на крепление двигателей. Дело в том, что само расположение
двигателей, как мне кажется, не является уникальным в целом в авиации. Скорее всего, уникальным является использование такого типа силовой установки на лёгком самодельном самолёте. Это я и хотел тогда выяснить. Моторама на
Кри-кри, точнее монтаж двигателей по принципу торсиона, запатентован. Позже, в документации я нашёл номер патента. Затем я записался в библиотеку им. Ленина в Москве. Там я нашёл ещё больше журналов и разных статей о кри-кри. Я также нашёл статью, которую написал персонально Мишель Коломбан, и называлась она: Взгляд на Кри-Кри. ( Le point sur le cricri ). Мне понравилось это название и я решил также назвать
свою статью, которая вертелась в моей голове долгие годы.
Вскоре я получил ответ от самого Мишеля Коломбана. Он был весьма удивлён наличием
у меня чертежей. Он спрашивал меня: откуда у вас мои первые чертежи? Если из Канады,
то я в большой опасности. Из-за изменений в чертежах несколько человек погибло. Если от него, то какой у меня номер лицензии? И я честно старался ему объяснить, как попали ко мне эти чертежи. Забегая вперёд скажу, будучи во Франции, обедая в одном из кафе, я как-то шутя обронил, что у меня имеется два комплекта чертежей, на французском и на английском. Я ещё раз объяснил Коломбану, как ко мне попал первый комплект. Он нахмурился и было понятно, что он весьма недоволен. Затем он сказал, что скорее всего, чертежи были украдены и вывезены в Польшу. Насколько я понял, он имел в виду, что была сделана копия чертежей, и вывезена. Значительно позже ( в 2008 г) я поехал на
аэродром Дракино (Серпуховской район) и познакомился с главным тренером сборной
команды по высшему пилотажу Виктором Смолиным. Добрейшей души человек и приятный во всех отношениях, к сожалению он не стал мне рассказывать как он летал
на кри-кри, сославшись на большую занятость. Мне так и не удалось узнать откуда у него
появились чертежи кри-кри…
Возвращаясь к письму, Коломбан писал мне что не может продавать отдельно листы чертежей
или книги. Мне следует купить новый полный комплект для безопасного строительства.
Он также написал, что я сильно рискую, устанавливая другие двигатели на самолёт, т.к.
Не подозреваю о тех проблемах, которые могут возникнуть в воздухе. От двигателей Ротакс (был Ротакс-277) мы отказались ( как он пишет) после первых же испытаний.
И снова, из журналов, я узнал, что двигатели Ротакс вызвали сильную вибрацию…
Он прислал мне брошюру под названием: Ваша безопасность на кри-кри.
В ней он описывает тот самый человеческий фактор, из-за которого многие пилоты
попадают в различные неприятности. На пример он пишет, что, полетав какое-то время на
кри-кри пилот начинает чувствовать себя супер пилотом, и начинает выполнять такие
трюки на кри-кри, которые он никогда бы не пытался выполнить на обычном самолёте…
В 1992 году я почти собрал фюзеляж кри-кри по чертежам Кондратьева. Сфотографировал и послал несколько фотографий Коломбану. К этому времени у меня собралось достаточно информации о кри-кри. А в 1995 году я купил полный комплект чертежей
у Коломбана. Мой номер лицензии 558.
Вскоре появился Интернет. И я снова начал собирать информацию в интернете. Так я познакомился с автором сайта о кри-кри американцем Виктором. Он прислал мне видеокассету о строителях кри-кри в США. Он также рассказал мне о проблемах
с документацией кри-кри, об изменениях, внесённых фирмой Зинэйр в чертежи.
О нескольких смертях, о которых мне когда-то писал Коломбан.
Таким образом, у меня собралось много материала, и я решил написать об этом статью
в журнале АОН. Текста получилось много, и я решил разбить его на две части. Вторую часть я назвал: Двигатели для кри-кри. К этому времени я познакомился с некоторыми конструкторами и пилотами кри-кри во Франции и Англии. Вскоре Коломбан прислал мне
новое письмо в котором сообщил, что фирма JPX прекращает выпуск двигателей
для кри-кри. Что некоторые конструкторы используют двигатели SOLO-210.
Я так же нашёл статью об использовании небольших газотурбинных двигателей. Об этом
я тоже написал в статье.
Что же касается информации по поводу 20 000 экземпляров кри-кри, могу сказать следующее: нет никакого смысла приукрашивать события или попросту выдумывать.
Тем более, такую цифру. Я, просто прочитав множество статей, обобщил их в одной,
используя термины и обороты прямо из источников. Вполне возможно, что автор
той статьи, из которой я выудил данную информацию, сильно преувеличил и сгустил
краски. Но в то время я не думал об этом. Моей целью было как можно подробнее написать о таком маленьком самолёте. Написать так, как есть без обмана и преувеличения. И я не пытался сидеть и проверять цифры и факты. В то время (1998 год)
ни один журнал в нашей стране не писал столь подробную статью о кри-кри.
В 1999 году я приглашал к себе домой переводчика из бюро переводов, и мы звонили
Коломбану прямо домой по обычному телефону из Харькова. Но у меня и мысли не было
проверять данные своей или чужой статьи.
Одно могу сказать, если для кого-либо информация, описанная в статье, кому-то не
даёт покоя и человек из-за этого не спит ночами, я могу попытаться потратить время и найти те источники, из которых я черпал информацию. Отсканирую и выложу.
У меня уже был подобный случай. Я написал одному уважаемому человеку следующую
информацию о кри-кри. Двигатели на кри-кри расположены так близко, что самолёт
ведёт себя как одномоторный. В случае отказа одного из двигателей почти не наблюдается момент рыскания от работы второго двигателя, как это происходит
на классических двухмоторных самолётах с двигателями на крыле. У кри-кри,
форма фонаря кабины такова, что струя от работающего двигателя огибает фонарь и отклоняется от своего направления, попадает на киль под некоторым боковым углом.
Таким образом, на киле возникает боковая сила, направленная в противоположную
ожидаемому моменту рыскания от работающего двигателя сторону. Этот эффект работает
когда закрылки находятся в убранном положении, и скос потока минимальный.
На эту информацию я получил ответ от уважаемого человека, что это бред сивой кобылы и лично моя выдумка.
Хотя я всего лишь передавал слова Коломбана и справочника Джейна.
Когда я был у Коломбана дома в гостях, он немного рассказал мне об истории создания
кри-кри. Я хорошо запомнил его слова. Современный кри-кри – это компромиссный вариант между надёжностью и безопасностью. Он рассказывал, как он пробовал
разместить двигатели в разных местах планера, на крыльях, на фюзеляже за кабиной,
на оперении и т.д. Но настоящий вариант оказался самым оптимальным…
В заключение хочу немного сказать о снисхождении информации с небес.
В 1999 году мне приснился сон, что я сижу на корточках перед кри-кри и внимательно рассматриваю двигатели. Я проснулся таким воодушевлённым и возбуждённым,
что мог легко нарисовать двигатель со всеми подробностями. Через два года в 2001 году мне удаётся познакомиться с некоторыми конструкторами кри-кри, которые по согласованию с Мишелем Коломбаном пригласили меня во Францию.
И когда я сидел на корточках перед двигателем кри-кри мне, почему-то, вспомнился тот сон…..
Теперь для Lori ( или Андрея).
Я полагаю, что Вы и Ваш коллега Слава порядочные люди.
Поэтому, я хотел бы попросить Вас вернуть мне топливный бак для кри-кри, согласно нашей договорённости или 300 Евро. Надеюсь Вы поступите правильно и честно.
Сообщите мне, пожалуйста когда и куда подъехать, чтобы забрать бак.
Мой мобильный в Москве: 985-778-54-64. e-mail: igorsher@mail.ru
Большое спасибо, с уважением Игорь Щербак.